Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Идущая по волнам. Яхтсменка и чуть-чуть философ поднимает паруса

Спорт
Два дня до долгожданного лета. Кто-то отправится загорать на подмосковный пляж. А кто-то распустит белоснежный парус над яхтой, вдохнет полной грудью и пойдет ловить попутный ветер. Романтика! Есть те, для кого ходить под парусом и учить других управлять лодкой — не только романтика, но и каждодневная работа — порой без выходных. На Пироговском водохранилище, ближайшем к Москве месте, где можно стать яхтсменом, побывала специальный корреспондент «ВМ».

Каких-то двадцать минут на автобусе от Медведкова до деревни Болтино, и я на берегу Пироговского водохранилища. Почти морской воздух, птицы поют взахлеб, белоснежные паруса, увлекаемые ветром, танцуют на воде вечернее танго. «Яхтинг начинается здесь», — многозначительно обещает надпись при входе на водноспортивную базу «Галс».

ЮНЫЕ КАПИТАНЫ

— …Посмотри на воду, откуда ветер дует? По ряби видно… — Юля Скачкова, хрупкая рыжеволосая девушка, тоном «на равных» объясняет двум девочкам-подросткам азы яхтенного мастерства. С начала школьных каникул занятия в школе юных капитанов идут каждый день.

— Мальчишки, наверное, завидуют вашему увлечению? — познакомившись, спрашиваю пятиклассниц.

— У нас один мальчик вроде яхтингом занимается, но ни-че-го не знает, — Алена Вылегжанина для пущей убедительности растягивает слова.

Девчонки самостоятельно вытаскивают из ангара паруса, доносят их до причала и так же самостоятельно крепят к лодкам. Через пять минут они спустят «оптимистов» (так называются небольшие лодки, на которых тренируются школьники. — «ВМ») на воду и начнется занятие.

Юля подходит к катеру, снимает с запястья резинку и собирает копну рыжих волос в хвост — с распущенными волосами по воде не ходят, тем более под парусами. Свисток — команда, свисток — команда, голос тренера ритмично разносится над водой:

— Девочки, креним на себя. Берем ручку. Ставим на шверт, чем выше парус, тем больше ветер. Полина, с курса не уходим, перетравилась! Алена, чуть доберись.

Пока одиннадцатилетние капитаны выполняют задание, а я с завистью не могу от них взгляд оторвать, Юля объясняет, что в любительский спорт можно прийти в любом возрасте, а вот профессиональные навыки, которые позволят выступать на олимпийских соревнованиях, формируются только с детства.

Юля в таком же юном возрасте уже занималась яхтингом и выступала на соревнованиях.

— Я — третье поколение яхтсменов, — не без гордости говорит девушка. — Дед и бабушка, папа, я. Дед ходил до 70 лет на яхте, он у меня в узких парусных кругах известен — Скачков Виктор Андреевич. Шестикратный чемпион СССР. Причем во времена Союза акватория была больше и конкуренция была значительно выше, чем сейчас. Дед своими руками шесть яхт построил… После случая в Марокко он стал невыездным. Семейное предание гласит, что там на чемпионате Европы из-за столкновения он утопил яхту шейха. По правилам, именно шейх должен был уступить дорогу, а дедушка был прав, но справедливость не восторжествовала. Больше дедушку на международные соревнования не брали.

…Плеску волн подыгрывает мелодия мобильного.

— За последние два дня телефон ненавижу, так часто звонит, — бросает в мою сторону Юля и уже в трубку:— …отличная погода, отличный ветер, а тебя на воде нет. Завтра чтоб был! — и снова мне: — мальчишка все знает, просто профессор, но главный филонщик.

ШАХМАТЫ НА ВОДЕ

…И снова звонок мобильного.

— Я на Гарду (самое большое озеро в Италии. — «ВМ») еду… через два дня улетаю… — коротко, лаконично.

— Меня часто зовут на соревнования, — поясняет Юля. — Я легкая, а таких — мало. Я это называю съездить довеском.

Существуют определенные правила, какой суммарный вес должен быть у экипажа.

Мужчины обычно потяжелее — 90–100 килограммов — и им в экипаж бывает нужен легкий участник. Так, на лодке, на которой я сейчас буду соревноваться в Черногории, вес всех членов экипажа должен быть 649 килограммов, и мы то худеем, то толстеем.

Это сегодня Юля не мыслит себя без парусного спорта. А в 2000-х годах, сразу после школы, она, забросив яхтинг, искала себя в других специальностях. Перепробовала восемь профессий: от банковского служащего до судебного пристава.

— Я знаю, что такое сидеть в офисе с утра до вечера, — почему-то сочувствует мне Юля.

Когда я в банке работала, у нас была комната без окон, и я не понимала, какое время суток, какое на дворе время года. Мне это было особенно тяжело, ведь у яхтсмена чувство природы, биоритмы развиты особенно хорошо. Да и не только чувства. В нашем деле главное — мозг.

Мне интересна Юля, мне интересны ее профессиональные суждения. Слушаю, не перебиваю. Она объясняет, что яхтинг считается интеллектуальным спортом. Его даже называют шахматами на воде. Для победы на соревнованиях интеллект намного важнее физических данных. Яхтсменам нужно одновременно учитывать множество факторов: и погодные условия, и действия соперников, и правила соревнований, и течение, и волну, и настройки яхты.

И это далеко не полный перечень. Кстати, девочки с мальчиками в этом виде спорта соревнуются на равных.

— Почему парусный спорт сейчас не так популярен у нас в стране? — продолжаем разговор.

Юля уверена, что отчасти дело в том, что его очень сложно показать по телевизору, ведь соревнования проходят на больших акваториях. Да и хороших комментаторов недостает…

— Но в принципе это спорт самодостаточный. Сейчас в него приходят люди, состоявшиеся в жизни, кому не интересно лежать на пляже, а хочется развиваться. Парус — ведь это, действительно, образ жизни. Во многих развитых странах мира яхтингом увлекаются просто потому, что это отличный способ провести время с семьей, попутешествовать. Кстати, все наши профессиональные капитаны часто работают на корпоративных чартерных регатах. Я только из Хорватии вернулась, а через два дня уезжаю в Италию… Хотя, конечно, я не типичный капитан, — продолжает Юля. — Не так давно ходила в чартерную регату. Когда встретилась с экипажем, они решили, что я — менеджер, что только довезу до места, а там уже их встретит классический бородатый капитан с наколками, а не хрупкая девчушка. Удивились.

БЕЛЫЙ ШКВАЛ

Мы с Юлей на катере сопровождаем три учебные яхты.

— Повороты по свистку фордевинд, — командует тренер. Все время разговора Юля безотрывно следит за занятиями. — На лодке нужно быть очень внимательной. Яхта движется на соприкосновении двух стихий — воздуха и воды. Я понимаю эти стихии и уважаю, и не переоцениваю свои силы. Потому что любая переоценка, особенно в таких условиях, — и тебе сразу «даст по голове».

Всех, кто у меня занимается, я стараюсь этому учить…

— Говорят, кто в море не ходил, Богу не молился. Ты человек верующий? — интересуюсь у спортсменки.

— Я верю во что-то свое — в силы природы, вселенной. Скорее в них верю, чем в церковные каноны, но в целом я недалека от этой мысли. В одном из круизов была ситуация, когда человек по собственной глупости оказался за бортом. Я понимала, что его жизнь зависит от моих действий. Хотя не была ответственна за него, но самой опытной на борту была я.

Для того чтобы молиться, наверное, нужно время. Сначала боишься, а потом молишься. А тут счет идет на секунды, нужно экстренно действовать.

— А страшно бывало? — спрашиваю.

— Без страха вообще невозможно. Два года назад в Хорватии мы попали в кратковременный шторм. Туча такая серенькая, не предвещавшая каких-то сильных последствий. Но в тот момент я была с людьми, которые были «нулевыми», у них не было никаких знаний. А на море был уже так называемый белый шквал, когда с воды сдувает белую пыль, то есть это где-то 50–55 узлов скорость ветра. И у меня был страх, честно говоря, за людей. Но я просто делала то, что надо делать.

МОЯ МАМА — КАПИТАН

— Это чемпион мира Евгений Неугодников, мы с ним в одной лодке… — говорит мне Юля, прежде чем перекинуться парой слов с коллегой.

И только потом я узнаю, что самой Юле Скачковой тоже есть чем похвастаться: двукратная чемпионка России, чемпионка Москвы.

— А с мужем вы в семейной жизни тоже в одной лодке? — спрашиваю.

— В точку! — смеется Юля. — Мы познакомились на сплаве. Я в то время ходила в походы, в горы… А еще я уже была яхтсменкой и переделывать меня было поздно. Да он и не пытался меня изменить. Я считаю, что нужно давать другому возможность реализовывать свои мечты. Но я тоже иду на компромисс. Мои поездки занимают не больше двух недель подряд. Иначе дочка меня забудет. Недавно дочка долго не хотела ложиться спать, и муж ей говорит: «Твоя мама — капитан. Раз сказала спать, значит, надо ложиться». — «Есть спать!» — ответила к его удивлению дочка.

— А кто у вас главный в семье? — задаю провокационный вопрос.

— Муж, — не задумываясь отвечает Юля. — Муж — главный, но мама — капитан.

СТОЯНКА ДЛЯ ЯХТ (на языке яхтсменов — марина)

В марине лодка получает полный комплекс услуг по обслуживанию яхт. Цены за стоянку колеблются в диапазоне от 35–50 евро (Греция, Испания, Португалия) до 2,9 тысячи евро за сутки (марина на острове Капри, Италия)

Идущая по волнам. Яхтсменка и чуть-чуть философ поднимает паруса После практических занятий на воде, юных капитанов ждет разбор ошибок. На фото Юля Скачкова с учениками / Фото: Антон Гердо

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Прицениваемся

Аренда яхты на 1 час — 2,5 тысячи рублей. На яхте умещается 3–5 человек. Класс яхты SB-20 — это небольшое судно, рассчитанное на управление небольшим экипажем, а не одним человеком.

Мастер-классы на Пироговском водохранилище — 1,5 тысячи рублей с человека, продолжительность — 2–2,5 часа. В среднем за шесть занятий можно научиться самостоятельно управлять парусной яхтой.

Помимо обучения навыкам управления яхтой здесь проходят и гонки для новичков. Можно арендовать яхту и без капитана, но для этого у вас должны быть капитанские права.

В последние годы набирает популярность чартерный яхтинг по Средиземному морю… Арендовать яхту в Черногории, Турции стоит от 1,5 до 3 тысяч евро на 8 человек. Капитан получает в среднем тысячу евро в неделю.

Учим матчасть

Типов гоночных судов великое множество. Только спортивных судов порядка 5 тысяч видов. Бывают гонки монотипов, то есть когда участвуют одинаковые типы судов. И гонки по гандикапу, в которых участвуют разные суда. Во втором случае каждому судну присваивается определенный бал, в зависимости от его характеристик. После финиша этот балл прибавляется. И не обязательно судно, финишировавшее первым, окажется победителем.

Лодки, на которых соревнуются женщины и мужчины, отличаются между собой. Например, женщины не гоняются в лодках, для управления которыми нужна большая физическая сила.

КСТАТИ

Яхтинг достаточно дорог и во всем мире считается элитным видом спорта. В то же время это спорт без возраста и без ограничений по физической форме. Яхтсмену может быть и 15, и 70 лет, он может быть стройным или полным.

ОБ АВТОРЕ

Марина Гладкова - специальный корреспондент, лауреат Премии мэра Москвы за цикл публикаций о людях необычных профессий.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.