Лето. Солнце. Регата
«Тугое поет полотно…» Эта строка из песни Александра Городницкого про счастье плаванья под парусами и про зависть мальчишек очень подходит к событиям, которые разворачиваются на берегах Балтийского моря.
20 июля город на Неве встречает парусник «Седов», который совершил годовое трансокеанское плавание. Его посвятили 200-летию первой русской кругосветки И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. Немало нового, значимого привезли участники круиза – документы, съемки, интервью - для понимания общности и самобытности разных культур и народов Земли.
А на другом берегу Финского залива поднял паруса другой учебный четырехмачтовик, герой той самой песни. После датского Орхуса зайдя в Хельсинки, барк «Крузенштерн» идет к берегам Латвии. Он участвует в «Гонке парусников-2013». К набережной Даугавы швартоваться белоснежная эскадра будет 25 июля. В ее составе 107 судов – на треть больше, чем 10 лет назад, когда в литовской Клайпеде (впервые на пространствах бывшего СССР) проходила такая регата. За многие годы она поочередно гостила в 110 городах и Севера Европы, и Средиземноморья.
В интервью «Вечерке» Сармите Пика, директор проекта The Tall Ship Races 2013 от Латвии, так охарактеризовала многодневную гонку:
– Прежде всего, это престижное, масштабное и красивое зрелище, пожалуй, уступающее лишь Олимпийским играм. Не случайно в порты захода эскадр приезжают миллионы зрителей. Получая большое удовольствие, они укрепляют и экономику хозяев. Несколько лет назад в британских Ньюкасле и Ливерпуле 2-3 миллиона гостей оставили соответственно 28 и 10 миллионов фунтов стерлингов. А «взнос» полутора миллиона визитеров в ту же Клайпеду позволил сильно обновить город. И мы за 4 дня ожидаем поступлений в бюджет Риги, равных доходам столицы за 4 месяца.
Но для этого требуется, по словам Сармите, многоплановая подготовка: причалы и безопасность судов, размещение туристов, транспорт, программа праздничных мероприятий. По Даугаве пройдет парад парусников, а в центре столицы - парад экипажей, экспозиция ретроавтомобилей, состоятся прием капитанов в мэрии, ужин на 300 персон, а для молодежи из двух десятков стран - кадетские дискотеки. И двухтысячный бал! Рижане и туристы смогут взойти на борт 20 красивейших бригантин класса А, беседовать с экипажами и наблюдать их тренировки. Веселое и умное, эмоциональное зрелище. Для подростков, детей – стимул к развитию в себе мужества, быстрой реакции, взаимовыручки.
Кстати, участвуют в регате учебные суда, и по правилам, половину экипажей составляют добровольцы в возрасте 16-25 лет. Правило относится ко всем командам - и самого быстрого в мире трехмачтовика «Мир», и дюжины российских яхт, прибывающих в Ригу наряду с судами из Бразилии, Голландии, Швеции, Омана, Испании. Те, кто хочет приобщиться к управлению парусом и штурвалом, испытать себя, стать мореходами, полагаются на спонсорство предприятий и частных лиц (сутки плавания – 100 евро). Рига обязалась «поднять» 25 молодых судоводителей.
А завершатся гонки в польском Щецине 3 августа.
Регата – это высшая школа. Взаимодействия, личной ответственности, достойной конкуренции - и помощи в случае беды. Школа международного общения и вовлечения в красивый спорт и туризм. Опыта экономики…
Гонкам яхт вообще уже полтора века, век с лишним паруса шумят на Олимпиадах. В арсенал соревнований уже входят парусные доски, шверботы и катамараны. Но по-прежнему «классика» есть классика: «Звездный», «Финн»…
Десять комплектов наград для мужчин и женщин – такова ныне «цена» парусов на Олимпийских играх. Советский яхтсмен Валентин Манкин завоевал три «золота» на трех Играх. И если раньше привычно было видеть победителями скандинавов, голландцев, поляков, посланцев англоговорящих держав (британец Бен Энсли - чемпион четырех Игр), то теперь появились медали у киприотов, китайцев, бельгийцев.
А что у нас? Аксиома: Москва – порт пяти морей, Россия – морская держава. В стране – три десятка парусных школ, более сотни объединений яхтсменов в регионах. Не только по рекам и водохранилищам плаваем, но и на престижных регатах в Италии, Швеции берем медали.
Но, как отмечает известный тренер М. Калинин, «в пассиве – 20-летие парусного спорта России без олимпийских медалей. То есть целое поколение россиян не видело успешных выступлений». Популяризацию яхтинга затрудняет не только дороговизна этого вида спорта, да и путешествий. Сильно мешали препоны на доходный вход «иностранцев» в наши порты. Вроде урегулируют. Да, у подмосковного Хлебникова расположена мощная яхтовая «конюшня». Но федеральной тренировочной базы (кроме Сочи), нет – ни в Питере, Калининграде, ни на Дальнем Востоке. Многое элитно, не для массового спорта. Пошлины на импорт судов (а своих не производим уже) сверхвысоки. И как, где подросткам обучаться после Измайловского озера, Строгинской поймы? Как помочь ребятам с Верхней Красносельской, девчатам с Самотеки менять масштаб своих «Кадетов», «Оптимистов» на победные шлюпы и ялы большой волны?
Ведь родителям и молодым, всем нам хочется, как в той песне, чтоб были «расправлены вымпелы гордо»…