Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Александра Захарова: Я счастлива, что служу именно в «Ленкоме»

Общество
Александра Захарова: Я счастлива, что служу именно в «Ленкоме»
Народная артистка России, актриса театра и кино Александра Захарова / Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
2019 год объявлен президентом страны Годом театра. «Зачем в святое мы играем, на душу принимая грех? Зачем мы сердце разрываем? За деньги, радость, за успех?» — вопрошает в своем знаменитом стихотворении «Театр» Народный артист СССР Валентин Гафт. На эти и другие вопросы, которые всегда волновали зрителей, отвечает Народная артистка России Александра Захарова, которая вот уже 35 лет работает на прославленной сцене «Ленкома».

Действительно ли театр начинается с вешалки? Или он начинается еще раньше, с питательной среды, которая формирует будущего актера? Что чувствует выпускница театрального вуза в окружении таких партнеров, как Александр Збруев, Александр Абдулов, Олег Янковский? Как строились отношения между режиссером-бунтарем и его дочерью, которую приглашали пять ведущих театров страны, но которая, вопреки советам бывалых людей, упрямо хотела работать только с отцом? Об этом обозревателю «ВМ» рассказывает народная артистка России Александра Захарова.

— Александра, ваш путь в профессию начинался из коммуналки Замоскворечья, где жили родители — артисты Марк Захаров и Нина Лапшинова. Каким было ваше детство и Москва конца 1960-х?

— Конечно, где-то есть красивые, замечательные города, но для меня Москва — самый лучший. Ордынка, Полянка, Пятницкая улица — они сейчас возвращаются к тому облику, который был в моем детстве, а, может, существовал в моих мечтах. Мы жили втроем с родителями в крохотной комнате, в одной квартире с бабушкой и маминой сестрой. Напротив дома стояла фабрика «РотФронт». Туда постоянно подвозили какао-бобы, и в районе пахло шоколадом, как в роскошной дорогой кондитерской. Работницы частенько нам, детям, выкидывали разные вкусные конфеты в окна — «Мишки», «Трюфели».

Мне кажется, что сейчас такого понятия, как «дружить дворами», в московском обиходе нет. А во времена моего детства оно было. У нас даже из одного двора в другой, словно объединяющий мост, росло гигантское дерево. Дом тот оброс легендами. Мама, например, рассказывала, что была свидетельницей, как на клумбе во дворе в начале войны двое калек, которых не взяли на фронт, закапывали партбилеты. А третий, стоявший рядом, приговаривал: «Ничего, вот придут немцы, и я вас выведу на чистую воду». А потом мы переехали на Малую Дмитровку. Меня водили в сад «Эрмитаж», по которому любил гулять Утесов. Родители с ним общались, а я, естественно, не понимала, что вижу живую легенду.

— К вашему отцу в гости приходили друзья: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Андрей Тарковский, Виктор Астафьев, Владимир Войнович. О чем велись разговоры за столом?

— Разговоры велись хорошие — о театре, о жизни, причем, от меня ничего не скрывали, тем более что мама научила меня читать достаточно рано. С друзьями отца мне всегда было гораздо интереснее, чем со сверстниками. Недавно в самолете в журнале увидела черно-белую фотографию Андрея Миронова из фильма «Мой друг Иван Лапшин».

И в очередной раз подумала, что у него потрясающее лицо, абсолютно оскароносное, голливудское. В том смысле, что он мог легко вписаться в любой кинематограф, настолько был легким, ироничным. Андрей Александрович знал что-то такое, чего не знали другие.

У него болела душа за все, и сердце разрывалось. Я даже думаю, что, может быть, он в себе самом иногда сомневался. Большие артисты — они в себе сомневаются.

— Вы были в него влюблены, как многие девчонки вашего возраста?

— Влюблена? Нет. Это все-таки были друзья моего отца. Но я понимала, что они занимаются какой-то фантастической профессией. И слушая их споры, мне всегда хотелось играть в театре Марка Захарова, и именно в его спектаклях.

Когда-то на вопрос: «С каким литературным персонажем ассоциируется Марк Захаров?» — вы ответили: «С Серым волком из «Сказки о трех поросятах». Означает ли это, что Марк Анатольевич в своем театре — «тиран и деспот»? В театре режиссер не может не быть диктатором. Но вместе с тем Захаров очень любит артистов, поскольку сам побывал в этой шкуре. Как он обласкивает, как выстраивает артистам их роли, как придумывает малейшие детали! Вот, например, Александр Викторович Збруев в «Вабанке» появлялся откуда-то снизу, из-под сцены. Збруев играет грандиозно, но ведь все это придумано Марком Анатольевичем прицельно на личность Александра Збруева. У Захарова практически нет вторых составов. Он выстраивает не только роль, но и театральную судьбу актера. Он продлил жизнь Татьяне Ивановне Пельтцер, которая перешла в «Ленком» из Театра сатиры и начала играть совсем другие, трагикомичные роли, став великой русской актрисой, в которой не было ни капли русской крови.

Он продлил жизнь Евгению Павловичу Леонову, который поднялся после операции на сердце, поскольку весь театр ждал его выздоровления и не хотел выпускать уже готовую «Поминальную молитву» без Леонова. Продлил жизнь Леониду Сергеевичу Броневому, которого убедил вернуться на сцену после инфаркта.

— Чем это поколение артистов вас так покорило?

— Они никогда не распылялись перед спектаклем. Леонид Сергеевич Броневой, например, приходил в театр за два с половиной часа до начала, никого не развлекал, ни с кем не разговаривал. Выходил на сцену, и казалось, что он ничего не играет, но за ним тянулся такой шлейф судьбы, такое непростое отношение к жизни! Он был азартным и очень неуспокоенным человеком.

— В прошлом году исполнилось 10 лет, как с нами нет Абдулова, в нынешнем —10 лет, как не стало Олега Янковского. Как Захаров это пережил?

— Это был такой удар для него, что я даже рассказывать не хочу, мне становится жутко. К Саше Абдулову он относился как к сыну, а Абдулов считал его вторым отцом. Мы только выпустили «Женитьбу», сыграв пять спектаклей в Самаре.

Представляете — в одном спектакле работали Броневой, Абдулов, Янковский, Збруев, Чурикова, Раков, Захарова. В самарском театре было много балконов, и когда закончили спектакль, зрители на балконах поднялись. Они нависли над нами громадой, аплодировали, кричали. 

Это был какой-то сверхъестественный успех. А Александр Гаврилович уже был очень болен. Он сразу уехал в Израиль на лечение, Марк Анатольевич кинулся за ним. И в Израиле Саша сказал, что надо вводить на его роль кого-то, надо спасать спектакль. В нашем театре были потери страшные. Вот в конце года ушел Николай Петрович Караченцов. Он долго не играл, и, выходя на сцену, Дмитрий Певцов и Виктор Раков в роли Резанова пели «Аллилуйю» во здравие Николая Петровича. За него молился весь театр. Но все в руках Бога. Тем не менее «Ленком» жив, в нем и сегодня работают потрясающие актеры — Инна Чурикова, Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Александр Лазарев, Игорь Миркурбанов, Татьяна Кравченко, Антон Шагин, Мария Миронова!

— Есть театральные гении — Вахтангов, Товстоногов, Эфрос. Захаров — из этой плеяды. Ощущаете, что родились в семье великого режиссера?

— Я это понимаю. Язык его спектаклей еще будут изучать в театральных вузах, он войдет в историю российского театра. У Марка Анатольевича есть дар какого-то провидения. Он словно под лучом сидит и пишет эти свои пьесы. И то, что он делает, можно расшифровывать бесконечно. Как и его фильмы, которые не стареют.

— А какой гений в быту?

— Я не знаю. Правда. Он все время работает. Он постоянно пишет, репетирует, много читает. В быту? Он очень любит жареную картошку.

— Это вы ему ее сами жарите?

— Я, честно говоря, ее плохо жарю. Но у нас есть замечательная помощница. Вот она жарит так, что можно ресторан открывать.

— Ну а у вас-то самой, раз уж зашла речь об этом, какое блюдо любимое?

— Тоже жареная картошка. И еще я люблю всякую «вредную гадость» — чипсы, шоколадное мороженое — то, что нельзя есть. Но я ем.

— Чем  актриса жертвует в жизни? Спрашиваю потому, что у меня создается ощущение, что вся ваша жизнь без остатка посвящена сцене.

— Ничем не жертвую: я занимаюсь тем, чем всегда мечтала — играю на сцене. Я там действительно счастлива. Тот, кто понюхал пыль кулис, отравлен ею. Я счастлива, что служу именно в «Ленкоме». Очень благодарна Глебу Панфилову: моя первая серьезная работа — Офелия состоялась в его спектакле «Гамлет». Хотя снимать меня в кино первым стал Марк Анатольевич. И я счастлива тем, что никого никогда нигде не подсидела, не вводилась ни на чью роль.

— А был ли спектакль, который вы просили Марка Анатольевича поставить специально на вас, и он его поставил?

— Никогда! Он человек абсолютно неуправляемый. Когда-то его, я знаю, заставили поставить «Оптимистическую трагедию». Там гениально сыграли Чурикова, Леонов, Абдулов. Но какой в итоге это получился сумасшедший спектакль! Сколько там было провокаций! Марк Анатольевич — весь в этом, он все равно сделает про то, о чем у него душа болит.

— Да, его спектакли всегда были провокацией, в них «палили из-за такта по спящим зрительским мозгам». Как, например, в той же «Диктатуре совести», где вы играли десятиклассницу?

— Необыкновенный был спектакль. У нас на нем настоящие митинги начинались, которых тогда еще в стране не было, поскольку шел 1988 год. На спектакли приходил Борис Ельцин, и ох, что творилось, когда Олег Янковский спускался со своим свободным микрофоном в зал!

— А что, и Ельцин в этот микрофон высказывался?

— Еще как! Он тогда еще не был президентом. Он был гоним отовсюду, все это знали, все его поддерживали. Он пришел на спектакль, и тут такое началось! А после окончания вышел и пешком пошел домой. Отец кинулся за ним: «Да как же так?!» В театре не было машины, все были нищие. Нашли какой-то «Запорожец», Бориса Николаевича туда еле впихнули, ноги-то у него длинные! Но все же довезли до дома.

— Вы в театре работаете уже 35 лет, «Ленком» менялся на ваших глазах, но спектакли оставались аншлаговые. В чем секрет, как думаете?

— Захаров всегда уходил как можно дальше от предыдущей постановки. Спектакли были полярные — «Тиль» и «Чайка», «Юнона и Авось» и «Три девушки в голубом», «Фальстаф» и «Женитьба».

А наш хрустальный «Вишневый сад»! Я помню, как Марк Анатольевич думал над оформлением сцены, как складывал листочки на столе, долго-долго двигал их. И найдя, наконец, сценографическое решение, показал его художнику Алексею Кондратьеву. А тот увидел эту плавающую стену, которую в конце так по-русски, с желанием все смести, порушить, разбивают чеховские герои, и произнес: «Это гениально!» И как далеко от «Вишневого сада» ушел, скажем, тот же «День опричника» Сорокина. Кстати, Марк Анатольевич сегодня снова пишет пьесу по произведениям Сорокина и документальным материалам с рабочим называнием «Капкан», которая станет, даст Бог, нашим новым спектаклем.

— Все ваши героини способны на сильное чувство. А Офелия, сходящая от любви с ума, на фоне бизнес-дам сегодня воспринимается просто как анахронизм. Вам знакомо это чувство в жизни?

— Думаю, что главное, для чего человек рождается на этот свет, — это любовь. А еще способность радоваться жизни и самосовершенствоваться.

В спектакле «Вишневый сад» Раневская говорит: «Я люблю Родину». Любовь может быть разной — к стране, мужчине, детям, старикам, животным, цветам. И к делу, которым занимаешься. Театр многое может изменить в человеке. Я помню спектакль Эфроса «Брат Алеша», в котором меня так потряс монолог Дурова, что я плакала в углу и долго не могла прийти в себя. Когда соприкасаешься с большим произведением, то начинаешь понимать, что можешь в себе что-то поменять.

— Я помню, как в один из дней вы вместе с отцом и бывшим мужем Владимиром Стекловым стояли в тонкой цепочке людей, защищающих Белый дом. Спектакль отменили, артисты «ушли на фронт». Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы вы обратили на него внимание?

— Юмором. Это прежде всего.

— А какое качество более всего не приемлете?

— Не люблю, когда врут. Причем иногда люди врут просто так, на каком-то примитивном уровне. «Ты чай пил?» — «Кофе». И удивляешься, потому что знаешь, что это неправда.

— У вас наверняка было огромное количество поклонников. Сумасшедшие среди них были?

— Были. Причем настолько, что я даже боюсь об этом говорить. Вдруг прочтут и вернутся? У нас всех есть свой зритель, с которым мы говорим на одном языке, которого любим и ждем.

Спектакль, на котором присутствуют «наши люди», невозможно отснять на пленку, потому что самое главное, что там возникает, — это особый энергетический мост с залом, по которому происходит очень быстрый, плотный обмен — эмоциями, мыслями. Зритель нас учит, воспитывает. Но и мы, наверное, занимаемся тем же.

— А как он воспитывает? Приведете пример?

— Нельзя врать. На сцене надо жить. Чтобы сыграть Отелло, не обязательно убивать несколько Дездемон. Но можно обратиться к своей фантазии. Артист может фантазировать, и его мысли, восприятие жизни, его полеты в космос в мозгах — прекрасны. Артист может прочувствовать любое время, попасть в любую ситуацию, при этом оставаясь собой.

— Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

— Меня бьет колотун. Мы сыграли 650 спектаклей «Женитьбы Фигаро», но каждый раз переступить барьер сцены мне сложно. А уже на самой сцене — очень хорошо. Сцена — совсем другое пространство, эмоционально густое.

Это та экстремальная ситуация, когда проходит любая головная боль. А спектакли Захарова выстроены на таких крепких сваях, что мне иногда кажется, что они движутся вперед самостоятельно, как поезд. На спектакле «Ва-банк» у меня возникает ощущение, что я впрыгиваю в этот поезд, несусь с ним вперед, а потом выпрыгиваю на ходу. «Ва-банк» достаточно короткий. И нам иногда зритель кричит: «Еще!»

— Как выглядела самая большая похвала, которую вы слышали от Марка Анатольевича?

— Однажды он сказал, что я — хорошая актриса.

— А как вы сегодня воспринимаете те десять лет, которые провели в массовке «Тиля», пока вам не двинули в темноте за кулисами табуреткой по голове, после чего вы подали заявление об уходе?

— Эти годы были нужны, чтобы вписаться, понять, что это такое — театр и научиться чему-то. Но вообще, женский театральный век очень короткий. Женских ролей гораздо меньше, чем мужских. Я годами смотрела из-за кулис все спектакли и то, как играли Чурикова, Караченцов, Леонов, Ларионов. Это было большой частью моей жизни и моими университетами.

— Вы в личной жизни счастливы?

— Я никогда не рассказываю про свою личную жизнь. Но у нас есть философский спектакль «Попрыгунья», и там есть текст : «Надо стараться радоваться». Я стараюсь.

— А есть радующие вас нетеатральные увлечения?

— Очень люблю читать, перелистывать бумажные страницы. Как и отец. Когда едем с ним отдыхать, заталкиваем книги в чемодан. У отца — книги, у меня — книги. Часто оставляем прочитанное в гостинице, чтобы не везти назад.

Мне нравится что-то сажать на даче. Посадила достаточно плотно около сорока березок на небольшом участке — я ведь садовод начинающий. Вымахала роща, деревья стали гнуться, что-то даже пришлось подпилить. Но зато к нам теперь прилетают дятлы, сойки, снегири.

Еще у меня есть собака Рома. Сейчас на бульварах появились пакеты для собачьих отходов, стоят специальные контейнеры — по-моему, это важный шаг к цивилизации. В Европе с собаками можно войти в любое место, ну разве что кроме очень дорогого продовольственного магазина. И я это поддерживаю!

СПРАВКА

Александра Марковна Захарова (род. 17 июня 1962 г., Москва) — Народная артистка РФ, дважды лауреат Государственной премии РФ. Ведущая актриса театра «Ленком». Сыграла главные женские роли в спектаклях «Поминальная молитва», «Гамлет», «Женитьба Фигаро», «Чайка», «Шут Балакирев», «Женитьба», снялась в фильмах «Формула любви», «Убить дракона», «Криминальный талант», «Мастер и Маргарита».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.