Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Юозас Будрайтис: Что такое свободное время - я не понимаю

Общество
Юозас Будрайтис: Что такое свободное время - я не понимаю
По словам Юозаса Будрайтиса, на съемочной площадке работают очень милые люди, которые всегда готовы помочь  / Фото: Пресс-служба Первого канала
Знаменитый актер принял участие в съемках сериала "Нюхач", показ которого начинается на Первом канале.. О сериале и кино в целом, своих увлечениях и взглядах на жизнь мы и беседовали.

— Как вы отреагировали на предложение принять участие в съемках «Нюхача»? Сразу ли согласились или были какие-то сомнения? И если были – то в чем они заключались?

— Первая реакция не только моя, но и всей моей семьи была такой: «Зачем тебе это надо? Чего тебе не хватает? Наснимался уже, живешь небедно, зачем тебе это нужно?» Но вот какой-то бес путает. Сниматься, может, уже и не надо было бы, но атмосфера съемочной площадки и работы перед камерой - этого не достает, поэтому иногда позволяю себе такие вылазки. Однако смотрю, чтобы много ездить не надо было – скучаю по дому. А здесь, в Киеве – близко, люди приятные и команда работает очень профессионально, несмотря на то, что это сериал, снимают очень по-киношному.

— Вы говорили, что не смотрели фильм и ничего о нем не знали, когда получили приглашение. А как сейчас, после запуска съемок, у вас было время ознакомиться с предыдущими сезонами?

— Нет, я не буду смотреть, пока не закончу. А потом посмотрю все сразу.

Юозас Будрайтис: Что такое свободное время - я не понимаю Юозас Будрайтис отметил, что с возрастом ему стали предлагать все больше ролей отрицательных персонажей / Фото: Пресс-служба Первого канала

— У каждого героя, которого вы воплощали на экране, есть более глубокий, не сразу считываемый второй план. Здесь, в "Нюхаче", у вашего героя тоже есть такое второе дно? Что вы хотели бы в него привнести, что осталось за пределами сценария?

— Теперь мне все чаще достаются отрицательные роли, возможно, с возрастом лицо стало более суровым и не вызывает доверия, или, может быть, сам огрубел, что негативное во мне видят режиссеры. Я не берусь это анализировать. С другой стороны, каждая негативная роль имеет больше тайны и больше возможностей. Если персонаж на дне, его можно поднимать, а когда положительная роль – герой высоко и падать ему нельзя. В негативном материале в этом смысле интереснее существовать. И если я соглашаюсь на роль, то ничего не требую, выполняю то, что нужно режиссеру, что написал сценарист. Другой вопрос, если тебя это не устраивает – не соглашайся.

Я же согласился на роль Локмуса, подумав о том, удастся ли мне какой-то кристаллик доброты в этом человеке уловить. Локмус - человек, который сам на грани гибели, ради своего спасения он борется и идет напролом. Это, может быть, гиперболизированное стремление каждого человека – выжить любой ценой. Хотя, конечно, с точки зрения морали, он использует нечеловеческие способы для этого. Но если войти в его состояние, то можно понять, что он делает грандиозное дело. Во-первых, Локмус говорит не только о себе, а о том, что он изобрел нечто, что спасет миллионы жизней. Значит у него все-таки есть человеческое, гуманное мышление.

— Гении далеко не всегда хорошие люди…

— Если говорить о гениях, то они все не здоровы. По-моему, нет ни одной гениальной личности, которая была бы в полном здравии. Например, Ницше – это сифилис, его мозг был поражен. Перечислять можно долго, они все имели отклонения от нормы. И тоже самое можно сказать о гениальном Локмусе. У него есть рефлекс самоспасения, да он на грани, и он даже не анализирует рефлекторное стремление изобретать, чтобы спасти себя. Но я не вижу в нем абсолютного негодяя, который думает только о себе. Как это удастся воплотить в кадре – пока трудно понять. Потому что, например, у меня есть огромная сцена на японском языке. А учить его очень сложно, и когда я буду произносить эти слова, у меня глаза будут на лбу, я не смогу даже подумать об игре, буду зациклен лишь на том, как произнести весь этот текст. Так что здесь я уже потеряю, не смогу никаких нюансов разложить.

— Правильно ли я понимаю, что перед съемками вам пришлось учить и японский язык?

— Да, было несколько занятий, была учительница и на площадке, но что она может мне дать за столь короткое время? Если основательно за это браться, то надо начинать с фонетики и грамматики, а на это нет времени, у нас очень сжатые сроки. Я снимался в трех картинах в Германии, и во время съемок первого фильма вообще не знал немецкий, но как-то механически его выучил. Поначалу было очень трудно, потом я немного посмотрел грамматику, фонетику и мне все удалось. И с каждым днем было все легче. А на третьем фильме было уже совсем легко. Сейчас же начинать вникать в грамматику, фонетику времени нет. Я последние дни ничего не могу делать, ничего вообще, просыпаюсь по ночам и начинаю повторять эти фразы на японском… Я уже никакого ощущения жизни не чувствую.

— Как вы думаете, почему люди, обладающие незаурядными способностями, в основном несчастны? И Наркис, и Нюхач – их нельзя назвать счастливыми людьми, их дар приводит к одиночеству…

— Потому что у них очень большое эго, настолько сильно выраженное, что они не совместимы с другой личностью. Такой человек является оторванным от людей ввиду своей гениальности. Он сам не понимает, как он это делает, потому что объяснить это просто невозможно.

— Недавно вы были в Киеве со сложным, философским моноспектаклем "Последняя лента Крэппа"."Нюхач" же, по большому счету, – чисто развлекательный продукт, насколько вам интересно принимать участие в создании такого рода контента? Чем вы руководствуетесь, принимая предложение сниматься в таких проектах?

— На самом деле, все – развлекательность, если уж так думать. Возьмем, допустим, фотографию: есть развлекательная фотография и есть социальная. Тот, кто занимается социальной, не лезет в натюрморты и т.д., но фотографирующий человек, если у него есть вкус, он всегда все равно ищет для себя стимул чем-то любоваться, что-то ощущать, думать… Тоже самое и здесь. Я уже говорил о том, что Локмус может быть гуманным, и не такое уж совсем развлекательное это кино. Да даже если и так, мы же профессионалы в конце концов, поэтому должны играть всякое.

Да, я много философских и углубленных ролей воплотил, и мне, так сказать, это уже немного тягомотно. Потому что все накладывает свой отпечаток, а я хочу раскрепоститься немного, развлечь себя. И Крепп мой очень тяжелый, он у меня высасывает все, я уже ни о чем не могу думать, кроме как о своих каких-то качествах, внутренних брожениях и т.д. Это начинает сильно давить и надо развлечься. Кто-то будет высаживать цветы, кто-то – играть в баскетбол, ну а я подумал, что развлекусь, играя такого негодяя. Тем более, что я люблю немного иронизировать своих персонажей, чтобы они не были плоскими, и думаю, что и здесь мне удастся это сделать. Но если даже и нет – не беда…

— Осенью прошла ваша фотовыставка «Мой Париж». Вы рассказывали, что тогда вас интересовала жизнь города, дух времени ... А сейчас вы ощущаете дух, атмосферу настоящего времени? Есть в нем что-то, что хотелось бы запечатлеть?

— Мне всегда хочется что-то уловить, поймать… Я немножко заражен этой бациллой объектива, который на меня смотрит и в который смотрю я. Поэтому я ловлю моменты, когда еду на машине, ловлю какие-то картинки из того, что меня окружает. На площадке сложнее, потому что времени нет, да и время таких фотографий, которые я делал раньше на съемках, прошло, таких снимков уже никогда не будет. А специально делать портреты я не хочу, потому что я больше любил саму атмосферу кино и тему, теперь я это потерял, и сейчас увлекаюсь другими вещами.

— Создание кино тогда и сейчас… Не утрачена ли с приходом новых технологий та самая магия, когда до того момента, пока пленка не окажется на монтажном столе, не было понятно – получилось или нет?

— Да, это точно. Мне всегда не хватает режиссера, который стоит за этим волшебным стеклышком, называющимся объективом. Когда я вижу глаза режиссера и объектив, тогда я чувствую некую ответственность перед божественностью, божий глаз, который за мной следит. Теперь же где-то там кто-то кричит, в какой-то другой комнате… К этой специфике тоже можно привыкнуть, но не к темпу. Сейчас скорость просто сумасшедшая, за 12 часов надо снять как можно больше, и гнать, гнать, гнать беспрерывно – это, конечно, упрощает все.

Естественно, уже нет нюансов разных, разных настроений, атмосферы нет. Хотя, Артем очень киношно работает. Он старается как для кино все делать, и атмосферу создают, и колдуют, и снимают фрагментами – мне это очень нравится, это немножко приближает к тому кино, по которому скучаешь. Но все равно к тому, что было, уже не вернешься, это все в прошлом. Поэтому приходится мириться с тем, что есть. Мне очень жалко, что те времена, когда работали неспеша, когда можно было многое обговорить, обсудить - ушли. Хотя с другой стороны, актеру нечего выяснять, он должен исполнять то, что ему положено, и все. Даже Тарковский об этом говорил, что ему не надо, чтобы актер что-то выяснял.

Актер такой же элемент, как и все остальные. И я не могу спорить с ним, хотя хотел бы, но не могу.

— Как вам работается на съемочной площадке Нюхача? Быстро ли вы нашли общий язык с режиссером и вашими коллегами?

— Очень милые люди работают на площадке, проблем никаких нет. И девочки стараются всегда помочь, и чайку, и водички принесут, и гримеры просто очаровательные. И режиссер Артем очень доброжелательный, он человек, который следит за всем и заинтересован в том, что ты делаешь. Мне нравятся некоторые знаки, которые он подает после снятой сцены. Я к таким знакам привык с Жалакявичюсом, моим крестным отцом в кино. Он никогда мне не говорил хорошо я что-то сделал или нет, только взглядом выражал или поворотом головы давал понять, получилось ли. Так что атмосфера в группе очень хорошая, творческая. С Кириллом Кяро мы быстро нашли человеческий контакт, и трудно было бы его не найти.

— Насколько я знаю, вы предпочитаете авторское кино. А что из современного кинематографа вам по душе? Смотрите ли вы сериалы? Как вы воспринимаете тенденцию, что великие режиссеры уходят с широких экранов в другую форму?

— Сериалы я очень редко смотрю, меня в основном об этом жена информирует. Она смотрит хорошие сериалы, например, датские картины или некоторые американские, в которые уходят большие режиссеры. Есть хорошие примеры, но я не могу рассказать об этом, так как я не большой поклонник сериалов, для меня слишком долго, я не могу столько ждать, что же будет дальше.

— А как вы проводите свое свободное время?

— Я не очень понимаю, что такое свободное время… Какое это свободное время? Ведь даже когда ты лежишь на кровати, глаза – в потолок, ты все равно не пустой человек, о чем-то думаешь, размышляешь… Или чтение книги – это ведь тоже не является свободным временем. Я люблю литературу медленного чтения, которая требует размышлений, дополнительных книг к этой книге… Так что у меня нет свободного времени, вот когда ляжешь в могилу, вот тогда будет свободное время навсегда…

— У вас огромное количество ролей, есть ли такая, которая вам особо дорога и близка?

Нет, я бы так не сказал. Значительна для меня, наверное, первая работа, потому что это первое знакомство с кино и с великим режиссером Витаутасом Жалакявичюсом. И картина получилось всех времен – «Никто не хотел умирать»… Другие работы и роли выделить не могу, потому что они все были процессом работы над собой, процессом познания мира и себя в этом мире, переживания боли, разочарования, страдания - все это приходило через меня и частицу этого я пытался уложить в каждую картину.

Если я сталкиваюсь с очень сильным переживанием, я пытаюсь это отработать так, чтобы оно потом проскользнуло в роли. Поэтому мои роли – это лаборатория для одной и той же цели: анализировать себя дальше. Сюда входят и хорошие роли, и не очень удачные, потому что иногда не очень удачная роль дает мне больше познать себя и окружающее, чем хорошая. Не может быть одной лучшей или худшей, они все моя жизнь, моя лаборатория, и поэтому я все их люблю.

— Кто-то из актеров говорит, что, уходя с площадки, оставляет своего героя там. Кто-то – наоборот, отмечает, что каждая роль, каждый персонаж накладывает свой отпечаток. А как чувствуете вы?

Мне кажется, что все, что ты получаешь в жизни выходя из спальни утром – все это есть твое. И есть только то, что есть сейчас, в данную секунду, только здесь и сейчас. Поэтому когда я играю, например, Креппа, никогда не делаю задумки о том, как сегодня пронести эту линию, я иду от сиюминутности. А чтобы так случилось, как есть сейчас, я хожу по своим внутренним болотам, сугробам, которых уже и нет давно. Кто-то когда-то укусил меня, кто-то ужалил, кто-то отнял пол руки, кто-то - наполнил… Перешагну в следующую секунду, и там что-то еще произойдет. Это процесс, он очень интересен, если все время думать об этом, если не распылять себя на бездумные действия. Нет ничего в мире случайного и мелкого, все очень важно, нет мелочей. Каждая мелочь – часть моего существа, моего настроения…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.