7 необычных фактов о философе Карле Густаве Юнге
Названия его трудов можно перечислять бесконечно, но мы назовем самые популярные: «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Психология и религия» (1940), «Психология и воспитание» (1946), «Образы бессознательного» (1950), «Символика духа» (1953), «Об истоках сознания» (1954).
Больше всего, пожалуй, Юнг знаменит своим учением о коллективном бессознательном, основанном на толковании одних и тех же образов, возникающих у разных пациентов. Он называл их архетипами, развивающимися тысячелетиями и лежащими в основе многих элементов человеческой психологии, в том числе мифов и сновидений. Таким образом, ученый отрицал влияние общества, обучения и т.п. на развитие личности, говоря о наличии четкой врожденной структуры психики и о памяти предков, передающейся по наследству.
Также особый интерес представляет структура психики по Юнгу. В отличие от традиционной «фрейдовской» трехэтажной структуры (сверх-Я, Я и Оно), у Юнга она состоит из 5 элементов: Я, Анима, Персона, Тень и Самость. Анима — бессознательное противоположное начало (женское в психике мужчины или мужское (Анимус) в психике женщины) – есть основа настроений, реакций, импульсов, всего того, что психически спонтанно. Персона— это та маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу, т.е. искусственная личность, которой мы хотим казаться. Тень — это все темное, грязное, неприятное, что живет внутри нас и что мы прячем где-то глубоко в себе. Самость – это целостный человек, в психике которого все структуры психики находятся между собой в относительной или полной гармонии, некий идеал самосовершенствования.
Также известность приобрела концепция психологических типов: экстравертных и интровертных, с преобладанием функций мышления, чувства, ощущения или интуиции.
В своей деятельности Юнг касался не только проблем индивидуальной психиатрической практики, но и глобальных проблем существования человека в обществе. Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.
Будущий ученый родился в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви, его дед и прадед были врачами, и талантливый юноша решил продолжить врачебное дело. Он поступил на медицинский факультет Базельского университета. С 1900 по 1906 год он работал в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера в психиатрической клинике в Цюрихе.
Затем, с 1907 года началось его собственное восхождение в качестве светила медицины: сотрудничество с Зигмундом Фрейдом, ведущая роль в психоаналитическом движении, президентство в Международном психоаналитическом обществе, роль редактора в психоаналитическом журнале, чтение лекций в университетах.
В 1911 году ученый рвет с кружком «апологетов» психоанализа и отказывается от этой техники в своей практике, разрабатывая собственную теорию «аналитической психологии». В дальнейшем он занимается разработкой собственных методов, является активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».
В 1935 году Юнг становится профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе, а также основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии, преподает в Цюрихе и Базеле.
В 1948 году в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран. Умер Юнг в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961.
«Вечерняя Москва» нашла интересные факты об ученом, известные не каждому:
1. Юнг и строительство Башни
В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене, на берегу Цюрихского озера, и на протяжении многих лет занимался возведением там Башни. Законченная в 1956 году Башня из изначально примитивного круглого каменного жилища приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В своих мемуарах Юнг описывал процесс строительства Башни как воплощённое в камне исследование структуры человеческой психики.
2. Юнг и нацизм
В 1933-1939 годах Юнг издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который занимался поддержкой нацистов в их национальной и внутренней политике по очищению расы. Например, обязательным прологом к любой публикации были выдержки из «Mein Kampf». Однако после окончания войны Юнг всячески открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. Но, в отличие от другого ученого-нациста Хайдеггера, он не был осужден официально и ему было разрешено продолжить преподавание в университете.
3. Юнг и спиритизм
Дед и бабка Юнга по матери - Самуил и Аугуста Прейсверк - практиковали спиритизм и считались «ясновидящими». В детстве, гостя в их поместье, будущий ученый часто становился свидетелем традиционной практики общения с духами умерших. Позднее он и сам стал устраивать спиритические сеансы, а его дочь Агата стала профессиональным медиумом. Все это не могло не повлиять на интересы и деятельность Юнга в целом. Нередко в своей работе он обращался к магическому и мифологическому наследию, алхимическим текстам Средневековья, а среди его методов психотерапевтической практики ключевым было вхождение в транс. Юнг был однозначным мистиком, близким к оккультизму, о чем говорят упоминания в его мемуарах «крылатого наставника Филимона», посещения его дома «мертвыми крестоносцами» и т.п.
4. Юнг и сновидения
Перед тем как Юнг начать теоретизировать значение и функцию сновидений, он проанализировал около 67 000 снов. Интересно, что ученый активно использовал свои собственные сновидения в своих научных исследованиях. Так, перед Первой мировой войной Юнг на протяжении нескольких недель видел один и тот же сон — будто из земли проступает кровь и поднимается все выше и выше, заливая все вокруг. Пытаясь спастись, он бежит от этого потока в горы, но море крови подходит и туда, и в нем плавают обрубки человеческих тел. Ученый, обеспокоенный повторяющимся страшным сном, подумал было обратиться к одному из своих коллег-психиатров, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились. Позднее Юнг выяснил, что похожие картины снились многим людям накануне войны. Таким образом, открытое им «коллективное бессознательное» жило в предчувствии войны, сама идея которой словно бы витала в воздухе, и предвидело будущие ужасы массового уничтожения людей.
5. Юнг и Фрейд
Существует множество взглядов на причины произошедшего в 1913 году громкого события в мире психиатрии – разрыва Юнга и Фрейда. Многие исследователи говорят о расхождениях в научных взглядах, однако существует версия о любовном треугольнике Юнга – Фрейда – Сабины Шпильрейн, уроженки Российской империи, пациентки обоих светил медицины, которая и развела их по разные концы баррикад. Эту историю взял за основу сюжета американский режиссер Дэвид Кроненберг в своем фильме «Особый метод».
6. Юнг и Пикассо
У Юнга есть нашумевшая работа об известном авангардисте Пикассо, в которой он, анализируя его творчество с точки зрения психиатрической практики, называет художника близким к «шизофреническим» типам. Эта статья вызвала большой ажиотаж, отвернув многих поклонников Пикассо от ученого. Также под горячую руку психиатра попал известный писатель Джеймс Джойс («Улисс»).
7. Юнг и смерть
Странные события отметили смерть великого швейцарского психоаналитика и провидца: в тот момент, когда он умер, в его любимое дерево в саду в Кюснахте под Цюрихом ударила молния, а его другу Лоренсу Ван дер Посту приснился сон, в котором Юнг машет ему, словно отправляясь в путь, и говорит: «Мы увидимся с тобой». На следующий день Ван дер Пост узнал, что смерть Юнга наступила примерно в то же время, когда случился сон. Через несколько лет Ван дер Пост делал фильм о Юнге в Кюснахте, и в тот момент, когда он рассказывал о смерти ученого перед камерой, в то самое дерево вновь ударила молния.