Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Требования времени: изобрел — строй бизнес

Технологии
Будущие ученые и разработчики научатся быть одновременно и менеджерами. Новый межвузовский центр по подготовке таких специалистовзаработает в сентябре будущего года
Будущие ученые и разработчики научатся быть одновременно и менеджерами. Новый межвузовский центр по подготовке таких специалистовзаработает в сентябре будущего года / Фото: inno.msk.ru

Об идее Межвузовского проекта по подготовке инженеров-менеджеров, основанного на опыте Московского физико-технического института, «ВМ» рассказал один из разработчиков проекта — заместитель заведующего кафедрой технологического предпринимательства МФТИ Вячеслав Чикин.

Почему возникла необходимость «скрестить» ученого с управленцем?

— Для инновационной сферы уже мало что-то придумать. Нужно сформировать систему, в которой идея бы реализовалась. Анатолий Чубайс, глава Роснано и по совместительству заведующий нашей кафедрой, так сформулировал этот запрос: технологический предприниматель — это человек, который должен ориентироваться сразу в двух мирах.

В мире технологий, потому что надо очень хорошо чувствовать возможные ограничения. И в мире пользователей, когда нужно посмотреть на идею глазами потребителя, со стороны бизнес-тенденций, трендов. С очень рефлексивной позиции — для кого я это делаю?

Проект создается на опыте МФТИ. Почему?

— Центру инновационного развития (предприятие, подведомственное мэрии Москвы. — «ВМ») понравилось, что мы готовим не специалистов в узкой области, а потенциальных руководителей. Людей, которые могут заниматься конструированием проекта на самой начальной стадии, когда еще не требуется больших вложений, но много вопросов, сильно влияющих на будущий успех проекта. Нужно подобрать технологии, проверить валидность, «адекватность» проекта, понять, где есть риски, что недоработано. Вопросы креативные — они требуют размышления, понимания. И молодой активности. Потому что еще надо много бегать по разным местам, быстро оценивать разные варианты.

У нас студенты после пятого курса, получившие фундаментальное образование и определенную специализацию, продолжают, во-первых, специализацию. А во-вторых, разрабатывают и внедряют идею.

Но мы не ищем студентов со стартаповскими идеями, а опираемся на внедрение идеи «базовой» компании, в которой студенты выполняют НИР — научно-исследовательскую работу. В случае успеха проекта компания решает какую-то проблему и одновременно становится якорным клиентом разработки.

В итоге новшеству проще зайти на рынок, поскольку оно может быть востребовано другими подобными предприятиями. Таким образом студент и становится конструктором в двух плоскостях: он и ученый, и управленец. Занимается массой вопросов, которые инженеры перед собой обычно не ставят: как дотянуться до клиента, выстроить цепочку связи с производством и с внешним миром. Хочу сказать, что чистые технари, как правило, руководствуются идеалистическими подходами: мы создадим хороший продукт — и его все купят. Но жизнь развивается по схемам более сложным, игровым.

Кто же партнеры?

— Ориентируемся на небольшие наукоемкие компании, которые недавно были стартапами и вышли на рынок за счет нового высокотехнологичного продукта. Причем стремимся привлекать проекты не «айтишные», а «железные», связанные с производством.

А если все же IT, то промышленного толка. Скажем, есть разработка, связанная с расчетом тяжелых конструкций.

Каким будет создающийся межвузовский проект?

— Теоретический курс и общая схема могут быть похожи на наши. Но правительство Москвы хочет, чтобы в проект были вовлечены разнопрофильные вузы.

И второе пожелание — сделать акцент на компаниях с большим оборотом, которые были бы заинтересованы во внедрении инноваций. Сейчас формируется наблюдательный совет, в который войдут представители вузов, правительства Москвы, Минобраза, школы «Сколково».

Он определит программу.

Кроме того, каждый вуз, участвующий в программе, формирует рабочую группу. Надо будет решить много организационных вопросов.

Например, в нашем вузе НИР в рамках длительного пребывания в компании — это норма. В других вузах он существует в рамках кафедр, а практика на предприятиях лишь на короткое время.

Второе — студенты должны иметь возможность формировать индивидуальную программу обучения, наиболее соответствующую их тематике, из курсов, читаемых в любом из вузов-участников. И эти курсы должны засчитываться в их учебном плане. Очевидно, может идти речь о лекциях в инновационном электронном формате. Словом, многое должно быть отрегулировано, отрегламентировано.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Комиссаров, министр правительства Москвы,  руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства:

- Сегодня в Москве много делается для поддержки инноваторов. Создается инфраструктура для компаний, действуют самые разные инструменты помощи, включая финансовую, работают диалоговые площадки, которые позволяют встречаться инноваторам с инвесторами, получать начинающим разработчикам советы от опытных бизнесменов. Но одна из главных наших задач - сформировать и поддержать новое поколение разработчиков и менеджеров. И такое поколение появляется. Молодые люди сегодня образованные, мобильные, страстные до научно-технического творчества и активно добивающиеся своих целей - не только в своих интересах, но и на благо всех. Это поколение - гарант будущего качества жизни. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.