Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Академик Лев Зеленый: Если у ученого есть идея, она будет востребована

Технологии
Вице-президент Российской академии наук Лев Зеленый — о делах земных и космических, а также о проблемах российской науки и планах на нынешний год.

Беседу мы начали с вопроса о космосе — ведь именно преобразованиями в этой области завершился предыдущий и начался текущий год.

Лев Матвеевич, что изменится в космических планах России, исходя из реорганизации академической науки?

— Мы попали в режим реформ, генерируемых не нами, а извне. Я осторожный пессимист: рано рвать на себе волосы — но и радоваться нечему. Институты выведены из-под эгиды академии, подчиняются Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Но каким бы эффективным ни был топ-менеджер, он должен разбираться в сути процессов, которыми руководит. Еще Крылов предрекал опасность непрофессионализма: «Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник». Поэтому глава РАН Владимир Фортов четко представил Владимиру Путину нашу позицию: институты заинтересованы в совместной с ФАНО работе, но при этом не должны остаться без средств.

На фоне реорганизации-слияния академий прошло незамеченным рождение Российского научного фонда.

С оптимизмом смотрю на его планы, на честный отбор и экспертизу проектов-мегагрантов для наших ученых.

Повлияет ли на перспективы космических исследований реформа Рос космоса?

— Изменение структуры Роскосмоса меня пугает больше, чем реформа РАН. Я не представляю, как двухголовая структура будет работать.

Приоритеты же науки не меняются. Задача номер один — исследование и освоение Луны.

Для этого НПО им. Лавочкина готовит новые аппараты — и орбитальные, и посадочные.

РКК «Энергия» обсуждает возможности пилотируемого полета после того, как тщательнее исследуем «соседку». Не так много о ней знаем. Изучать будем не те районы, где бурили грунт наши автоматы и высаживались американцы, а новые, полярные области Луны.

В перспективе — освоение Селены. Только учтем: для вывода автоматов годятся ракеты «Протон», «Союз», но космонавтам нужны тяжелые носители типа «Ангара» и еще более мощные.

Чего же ожидать в этом году от наук о Вселенной?

— Главное событие — это КОСПАР. Комитет по космическим исследованиям был создан на заре космической эры как место обмена опытом еще засекреченных советских и американских ученых. Большая честь, что Россия получила это право. Целое созвездие конференций пройдет в Москве со 2 августа. Огромная ответственность лежит на МГУ; очень помогают ректор Виктор Садовничий, профессор Михаил Панасюк, глава оргкомитета, вице-премьер Аркадий Дворкович.

КОСПАР не принимает судьбоносных решений, но дает важные рекомендации руководителям государств.

Вам, как главе Совета РАН по космосу, — не очень приятный вопрос. Что происходит с нашим научным космосом? Складывается впечатление отставания на фоне эффектной подачи миссий США и Европы, прорывов Китая, Индии…

— Вернусь к КОСПАРу. Выдвигая кандидатуру Москвы, мы предполагали, что к 2014 году основные проекты Федеральной космической программы уже будут летать. Но… не срослось.

Летают «Чибис», первая обсерватория «Спектр», других научных спутников нет.

Участвуем приборами в зарубежных беспилотных программах: на американском Curiosity, на двух европейских, готовимся «гостями» лететь к Меркурию, на Марс. Планируем свою лунную программу из четырех полетов автоматов.

Но и на 2014 год — планы, а хочется говорить о результатах.

Таковых нет.

Почему же у нас всего один телескоп на орбите?

— Проект, аппарат с приборами создаются не один год, иногда десятилетие. Радуемся успехам иностранных миссий, завидуем… Но если Россия выполнит десятилетнюю программу, то определенные позиции в астрофизике мы себе вернем.

Микроспутник «Чибис» в трех диапазонах исследует природу и виды гроз. Институты РАН создали его сами, доказав, что и без промышленности способны творить «в железе».

Бывает, что собственного аппарата нет, но ученые добиваются успеха.

В нашем Институте космических исследований за год прошло семь международных форумов по астрофизике, приборостроению, зондированию Земли. Или вот другой пример. В 2000 году были запущены европейские спутники «Кластер» для изучения магнитосферы Земли. Вначале нас даже к полученным данным не подпускали, а спустя пару лет уже по просьбе самих зарубежных коллег наши специалисты анализировали магнитограммы из космоса.

А иногда и приборов российских на иностранном спутнике нет, но мы обрабатываем предоставленные данные, вводя их в мировой научный оборот. Российский вклад в мировую науку растет. И вообще — если у ученого есть идея, то она обязательно будет востребована.

СПРАВКА

Лев Матвеевич Зеленый — советский и российский физик.

Академик РАН (2008), доктор физико-математических наук, профессор, директор Института космических исследований РАН (с 2002 года). Вице-президент РАН с 2013 года. Основным направлением научной деятельности является физика космической плазмы. Имеет более 3000 цитирований своих работ, опубликованных после 1975 года.

КСТАТИ

КОСПАР (от англ. COSPAR — Committee on Space Research) — Комитет по космическим исследованиям при Международном совете по науке. Был образован в 1958 году для того, чтобы помогать ученым разных стран обмениваться информацией, полученной с помощью космических спутников и автоматических межпланетных станций (АМС).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.