Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

ТОП-5 открытий российских ученых за прошедший год

ТОП-5 открытий российских ученых за прошедший год
За последний год в России были сделаны важные открытия в области химии, физики, медицины / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 72 процента россиян не могут назвать ни одного научного открытия, сделанного отечественными исследователями за последние годы. А основные достижения большая часть опрошенных связывает исключительно с оборонной промышленностью.

Корреспондент "ВМ" выяснила, что же было изобретено на просторах нашей страны в 2017 году, и насколько российская наука признается во всем мире.

1. Квантовый блокчейн - система распределенного хранения данных, которую попросту невозможно взломать, ведь она защищена при помощи методов квантовой криптографии. И первый в мире квантовый блокчейн был запущен в мае прошлого года именно московскими физиками из Российского квантового центра. По словам разработчиков, в будущем эта система станет незаменимой при составлении "умных контрактов", хранении информации о правах интеллектуальной собственности и других данных.

–Вся работа по созданию квантового блокчейна велась в рамках уже полученных инвестиций на проект по квантовой криптографии, – рассказал создатель технологии Алексей Федоров. – Теперь на его основе нужно создавать продукты — дорабатывать платформу и создавать блокчейн-приложения с бизнес-логикой.

Он также добавил, что в долгосрочной перспективе квантовые коммуникации будут играть большую роль для защиты генетической информации людей.

2. Трехмерный метаматериал, созданный российскими ученными из Санкт-Петербурга, был признан одним из главных открытий 2017 года по версии одного из престижных мировых научных журналов. Его свойства позволяют управлять распространением света и электромагнитных волн без какой-либо потери энергии. Особенность метаматериала заключается в том, что его поверхность ток проводит, а внутренности - изолируют.

–Благодаря трехмерным изоляторам мы можем добиться такого поведения электромагнитных волн, которое раньше было технически недостижимо, – прокомментировал изобретение профессор Городского университета Нью-Йорка Александр Ханикаев.

3. Система виртуального тестирования лекарств от рака также была изобретена в России. Разработка принадлежит генетикам из Института системной биологии. Технология была продемонстрирована в феврале прошлого года. Изобретение лишний раз доказывает: все гениальное - просто. Команда исследователей создала компьютерный аналог иммунной системы человека. На все лекарственные препараты он реагирует абсолютно так же, как наш организм. Так что теперь эксперименты с методами лечения можно проводить в полностью безопасных условиях, а полученные результаты будут куда более полноценными и эффективными. Программный комплекс, по словам ученых, позволит ускорить процесс разработки и тестирования иммунотерапии.

4. Еще один авторитетный американский журнал признал прорывом 2017 года обнаружение гравитационных волн, которые появляются во время слияния нейтронных звезд в галактике NGC 4993. Несмотря на то, что исследованиями в этой области занимались более семидесяти ведущих мировых обсерваторий, именно нашим астрофизикам из Российской академии наук и Московского государственного университета имени Ломоносова принадлежит право называться первооткрывателями. Это открытие, кстати, является прямым подтверждением Теории относительности.

5. 8 февраля 2017 года состоялось официальное включение в таблицу Менделеева 118-ого химического элемента оганесона, названного в честь научного руководителя Лаборатории ядерных реакций имени Флерова Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне Юрия Оганесяна. Именно его усилиями и было совершено открытие. Кстати, Оганесян является первым российским ученым, чьим именем при жизни был назван химический элемент.

– Название 118-го элемента предложили мои коллеги по работе в Дубне совместно с учеными из Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса США, - рассказал Оганесян. - После пятимесячного обсуждения название элемента было утверждено окончательно. И я благодарен коллегам за такую высокую оценку моей работы.