Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Мозги мегаполиса. Как умные технологии влияют на жизнь людей в разных странах

Технологии
Мозги мегаполиса. Как умные технологии влияют на жизнь людей в разных странах
Панорама Москвы будущего. Группа экспертов «Лаборатории Касперского» спрогнозировала, как будет выглядеть столица через 30 лет
Умные города начали соревноваться друг с другом. Недавно эксперты опять подсчитали количество пядей во лбу каждого из мегаполисов и расставили всех по ранжиру.

Многостраничный отчет об исследовании «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?» опубликовала консалтинговая компания McKinsey & Company.

В течение нескольких месяцев ее сотрудники изучали реальный уровень использования жителями мегаполисов всяких разных «умных решений», которые предлагает им город. В перечень попали: заказ такси через интернет, электронные госуслуги и медицинская регистратура, присутствие мегаполиса в соцсетях, состояние велопроката, инструменты гражданской активности, каршеринг и т. д.

В общей сложности исследование охватило 50 ведущих городов мира, из которых наиболее пристальное внимание уделили 15, в число которых попали Дубай, Гонконг, Мехико, Москва, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Шанхай и другие.

Главный вывод исследователей: умные технологии не только вошли в плоть и кровь жителей (наиболее популярными решениями уже пользуются более 70% из них), но и серьезно влияют на нашу с вами жизнь. Например, на 8–10% уменьшают смертность, на 20–35% оперативнее заставляют реагировать городские службы на всякие чрезвычайные ситуации, на 15–20% сокращают время по пути на работу и обратно, снижают заболеваемость на 8–15%, да еще и уменьшают выбросы парниковых газов (на те же 15%). В общем, можно себе представить, как волшебно преобразится наша жизнь, если означенными технологиями начнут пользоваться поголовно все — от младенцев до глубоких старцев.

Что касается конкретной включенности продвинутых технологий в людскую жизнь, то безусловным победителем тут стал Шанхай, в котором ими пользуются более 40% населения (из них больше половины — взрослые). Москва разделила «серебро» с Сингапуром, Дубаем, Гонконгом, Сан-Паулу, Сеулом, Мехико и Нью-Йорком — 30–40% пользователей, больше трети из которых — люди в возрасте. Но это, так сказать, командный зачет. Расклад по конкретным «дисциплинам» несколько иной.

Пьедестал почета

Довольно ожидаемо Москва стала абсолютным лидером в номинациях «госуслуги», «виртуальная медицинская регистратура» и «гражданская активность».

По части оцифровки всевозможных бюрократических телодвижений российская столица оставила далеко позади и стремительно развивающийся Дубай, и жаркую Барселону, и Гонконг, и даже появившиеся практически одновременно (аж восемь лет назад) порталы госуслуг Нью-Йорка, Берлина и Лондона.

Первое место в электронно-медицинском состязании Москва одержала в упорной борьбе с Парижем, который буквально дышал нам в затылок: 55 и 50% пользователей среди населения, 145 и 114 посещений сайта на 1000 жителей в месяц и т. д. Зато от остальных участников гонки паре лидеров удалось оторваться весьма существенно: третьим пришел к финишу Дубай с показателями 29% и 13 посещений соответственно. Хотя, может, у них там люди здоровее?

Третье «золото» мы получили за инструменты гражданской активности (цифровые платформы, позволяющие людям участвовать в голосованиях и принятии решений, сообщать о различных мелких проблемах, подавать заявки на услуги и т. д.). В нашем варианте — это всем известные сайты «Активный гражданин» (2,1 млн пользователей) и «Наш город» (1,2 млн пользователей). Борьба шла с Джакартой и Сан-Франциско, но российская столица взяла числом и умением. По статистике, в Москве 90% проблем, о которых сообщают жители, решается в течение восьми дней. Для сравнения: заявки на устранение перебоев с уличным освещением, которые подаются через нью-йоркский аналог «Нашего города» (портал NY311), по плану должны исполняться в течение 10 дней; а выбоины на дорогах тормозят процесс реагирования на срок до 30 дней.

Кстати, список проблем, с которыми обращаются на «жалобные» порталы жители практически всех мегаполисов, стандартный: выбоины на дорогах, неисправности уличного освещения, переполненные мусорные контейнеры, плохая работа общественного транспорта, граффити на стенах…

Почетное второе место обеспечили Москве онлайнсервисы заказа такси. Стоит сказать, что услуга эта появилась в большинстве крупных городов практически одновременно и серьезно облегчила жизнь людей. О чем, естественно, свидетельствует статистика. Например, в Москве в итоге количество поездок на такси выросло на треть, время прибытия машины к клиенту сократилось с 30 минут до 4–5 минут, а стоимость поездки снизилась как минимум на 35%.

Но в этой номинации нас все же опередил бразильский Сан-Паулу, вырвавшись вперед на показателях использования сервиса жителями(82% против наших 81). Зато московские пассажиры оказались самыми благодарными, показав рекордную степень удовлетворенности услугой (95 из 100) и опередив по этому показателю все мегаполисы мира.

Мозги мегаполиса. Как умные технологии влияют на жизнь людей в разных странах Так видели столицу 2114 года художники кондитерской фабрики «Эйнем» в 1914 году

Среднее урбаническое

Крепким середнячком выглядит столица еще в трех номинациях: «платформы и приложения для велопроката» (7-е место), «приложения для парковки» (5-е) и «соцсети для локальных групп» (6-е).

На великах нас обогнали как безусловный лидер номинации Шанхай, так и участники гонки помельче — от Барселоны, Парижа и Нью-Йорка до Сеула и Лондона.

С Шанхаем, кстати, все понятно. Лидеру помогли и традиционная любовь китайцев к двухколесным (велопрокатом тут пользуются 81% жителей против наших 14), и количество велосипедов на 1000 душ (64,1 против наших 0,2), и система аренды колесного транспорта, не привязанная к велостанциям. Кстати, по мнению аналитиков, будущее именно за такими бесстанционными схемами велопроката. Их стали разворачивать в мегаполисах последние 3–4 года. И по крайней мере две китайские компании, внедрившие эту систему в жизнь, всего за полгода сумели увеличить число своих пользователей в 40 раз — с 10 до 400 миллионов.

По части парковочных приложений мы уступили другим мегаполисам во всеохватности. Так, если в Шанхае, Гонконге, Сингапуре и Барселоне ими пользовался хотя бы раз каждый автомобилист, то у нас этот показатель равняется лишь 0,85.

Под соцсетями для локальных групп подразумеваются приложения и платформы, которые объединяют людей с общими идеями и помогают им налаживать контакты. Это могут быть приложения для соседей, платформы для общения по интересам, знакомств, волонтерской работы, сбора благотворительных пожертвований и т. д. Вещь, говорят, очень полезная, ведь доказано, что социально активные люди живут дольше угрюмых затворников, а одиночество вредит здоровью так же, как и выкуривание 15 сигарет в день. Кроме того, сильные социальные связи улучшают работу мозга и минимизируют потерю памяти. У нас такими «пассивными курильщиками» значатся 77% населения — ведь всего 23% москвичей сообщили, что пользовались приложениями для общения с другими горожанами.

Для сравнения: в Гонконге, победителе этого рейтинга, таких активистов оказалось 32%. Чуть меньше общаются в Нью-Йорке и Дубае (по 31%), Лондоне (27), Сингапуре (24 ).

Некрутой маршрут

Есть, впрочем, и позиции, которые Москве еще стоит подтянуть. К таковым, например, можно отнести сервисы для совместных поездок (9-е место рейтинга). Такие приложения дают возможность нескольким пассажирам скооперироваться и «оседлать» один автомобиль для передвижения в подходящем направлении. Сервис помогает выбрать оптимальный маршрут, сравнивая заявки с данными о наличии свободных мест. В российской столице такими приложениями пользуются 13% жителей.

В Шанхае — 56%, Мехико — 52, Сингапуре — 48, Нью-Йорке — 44 и т. д. Кстати, администрации многих городов, понимая, что совместные поездки могут улучшить не только ситуацию на дорогах, но и экологию, активно поощряют развитие таких сервисов.

То же 9-е место получила столица и в номинации «присутствие города в соцсетях». Как известно, такие платформы позволяют напрямую обращаться к тому населению, которое не пользуется другими сервисами, а заодно и получать от них обратную связь. Как отмечают исследователи, самые популярные страницы мэров написаны в неформальном тоне, без всякого официоза и канцеляризмов, содержат личные обращения к жителям и эмоциональные суждения. Кстати, контент и стиль общения на популярных страницах городов в соцсетях поддерживают такой же живой характер. Спросив у жителей мегаполисов, посещали ли они в последние полгода страницу города в соцсетях, исследователи выяснили, что чаще всего это делали обитатели Джакарты (63%), Шанхая (45%), Мехико (45) и СанПулу (44). Среди москвичей городской аккаунт посещали 18%.

«Десяточку» впаяли нам за услуги каршеринга. Подвела статистика: в городе-лидере Шанхае им пользуются 31% горожан, в Сеуле — 26, НьюЙорке — 25, Берлине — 23, Париже и Дубае — 20. В Москве таких насчитали 15%.

Впрочем, по некоторым оценкам, каршерингу в его нынешнем виде осталось жить недолго. Ситуация изменится уже через несколько лет, с появлением машин-беспилотников. Тогда, предрекают исследователи, каршеринг сольется в экстазе с онлайн-извозом и породит новый вид городских поездок — роботакси.

И совсем уж в хвосте у остального мира (14-е место из 15) мы плетемся по части внедрения всяких умных счетчиков, состыкованных с мобильными или компьютерными приложениями.

Цель таких девайсов — отслеживать потребление ресурсов в режиме реального времени, помогать пользователям лучше понять свою модель потребления, оптимизировать платежи и т. д.

Сюда же относят и умные термостаты, которые позволяют удаленно контролировать и программировать температуру в помещении через планшет, смартфон или компьютер. Термостаты подключаются к домашней системе отопления, вентиляции и кондиционирования и могут автоматически регулировать температуру с учетом поведения человека.

В большинстве городов-победителей внедрение таких гаджетов стимулирует государство. Победителем в номинации стал опять Шанхай: 37% его жителей контролируют таким образом потребление электричества, 32 — воды, 30 — тепла. На втором месте — Дубай (28, 25 и 22 процентов соответственно), на третьем — Гонконг (20–14–22). В Москве это соотношение выглядит так: 7–8– 5. Меньше оказалось лишь в Берлине (5–2–10).

Что же из этого следует? Следует делать выводы.

Прогресс не стоит на месте, технологическая планка задирается все выше, и городские власти по всему миру стараются соответствовать. Ведь 70% умных решений, приведенных в отчете, оказались в ведении госсектора. Который, похоже, все активнее понимает, что экономия нашего времени, нервов, энергии и денег оборачивается для него сплошной нирваной и беспроцентным кредитом доверия. А от таких вещей добровольно не отказываются.

ЛОЖКИ ДЕГТЯ

У умных городов есть и противники. Они считают, что эта концепция рассчитана на человека с современным гаджетом и всеми установленными приложениями. То есть некоторые группы жителей просто не учитываются, что ведет к новому, «цифровому» неравенству.

Кроме того, в руках технологических корпораций и городских властей окажется огромное количество персонализированной информации о жителях, чем могут воспользоваться нечистые на руку персонажи — от маркетологов и промоутеров до криминальных элементов.

КСТАТИ

Кремль инициировал запуск программы отслеживания реакции региональных властей на жалобы россиян в соцсетях. Новая система мониторинга «Инцидент менеджмент» позволяет отслеживать информационные поводы в «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассниках» и реакцию сообществ на действия властей. Отрабатывать каждый «инцидент» местные власти должны будут в течение суток с момента его регистрации в системе.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.