Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Юному гению труднее вырасти счастливым человеком

Технологии
Господдержке одаренных детей сегодня уделяют особое внимание, об этом упоминал во время обращения к Федеральному собранию президент России, назвав талантливых детей достоянием нации. Из истории мы знаем, что многие выдающиеся люди были одарены еще с рождения, но тех, кто утратил свой дар и тяжело переживал взрослую жизнь «как у всех», гораздо больше. Как же развить талант ребенка, не навредив ему? Чем ценна и опасна ранняя гениальность? Об наш материал.

Какие опасности грозят вундеркинду? Как помочь ему вырасти счастливым и здоровым? Об этом мы поговорили с психологом Ольгой Маховской, специалистом в области ранней одаренности. 

Есть два подхода к воспитанию одаренных детей: либо, заметив талант, сразу развивать его, либо дать ребенку развиваться естественно, чтобы у него было детство.

- Ольга, какой подход поддерживаете вы?

- Для начала я бы оговорилась, что ребенок сам по себе дар, так что одаренными в первую очередь нужно называть родителей. Выявить настоящую одаренность ребенка сложно, потому что есть такое явление, как десинхрония, когда разные функции развиваются неравномерно, и какаято может опережать другие и казаться проблеском гениальности. Чтобы воспитать гармоничного человека, нужно развивать все способности ребенка.

Я за то, чтобы у ребенка было детство, чтобы развивались и личность, и интеллект. Родители уделяют огромное внимание развитию интеллекта, мы очень гордимся, когда дети хорошо читают, считают, пишут. Но распознавать чужие чувства, помогать, дружить детей почти не учат. В докомпьютерное время дети играли в ролевые игры, которые развивали в них эмпатию — умение сочувствовать. А сегодня ребенок — один за экраном.

- Значит, нужно больше внимания уделять развитию личностных качеств ребенка?

- Вообще вредно развивать какую-то одну способность. Психологи считают феномен вундеркиндов опасным. Несколько недель назад исполнилось 40 лет со дня рождения поэтессы Ники Турбиной. Вспомните, какая это была несчастная судьба. Девочку возили на выступления, как в цирке. А ведь в первую очередь нужно думать о будущем вундеркинда! Родитель хочет, чтобы ребенок был счастливым всю жизнь или только яркой вспышкой в детстве?

- А гении сейчас рождаются?

- Гений — феномен XIX века. Тогда способности не тиражировались. Тех же писателей было не так много, как сегодня, и их все знали. Сегодня же пишут очень многие.

- Значит ли это, что человеческая природа изменилась?

- Это значит, что изменились социальные практики. Например, в XIX веке 20 человек в школе — это уже много, а сегодня в американской школе 5–7 тысяч учащихся — норма. Воспитание и продвижение талантов превратилось в фабрику. Лучше всего эти процессы видны на примере спорта: достижения там измеряются в миллисекундах.

Поэтому хочется предупредить родителей: человек не изменяется только в одном — его душа остается хрупкой, ее легко выхолостить. Ребенок ждет от родителей прежде всего любви и заботы.

Профессиональный психолог никогда не будет культивировать гениальность. Мы можем лишь помочь диагностировать, к чему у ребенка есть склонность. Довольно распространен среди родителей такой грех, как реваншизм, когда люди за счет детей хотят реализовать свои амбиции. А еще есть комплекс Девы Марии, когда женщина растит ребенка в одиночку (а у нас это происходит часто) и потом начинает видеть в своем ребенке гения, понимая, что так будут оправданны и вознаграждены все ее усилия. Комплекс Девы Марии — родить исключительного ребенка — опасен прежде всего для самого ребенка.

- Если бы сегодня родился очевидный гений, например Александр Пушкин, ему грозила бы судьба Ники Турбиной?

- В психологии есть понятие «роль бабушек в формировании креативности». У Пушкина было заурядное детство, но любовь няни Арины Родионовны оказала огромное влияние и на его креативность, и на его психологическое здоровье. Лицей был вторым фактором в формировании гениальности Пушкина: там он встретил себе подобных.

И третье — он был не маленьким ребенком, а подростком, когда начал писать. Прибавьте сангвинический тип темперамента, который впитывает отовсюду все полезное.

- Какие советы, исходя из пушкинского примера, можно дать родителям?

- Любовь всегда будет главным фактором в развитии вашего ребенка. И определяться, кем станет ваш ребенок, лучше в его подростковом возрасте.

СПРАВКА

Каждый год Департамент культуры правительства Москвы вручает стипендии 100 лучшим учащимся столичных музыкальных и художественных школ. Эти дети, представляющие свои работы на международных выставках, побеждающие на конкурсах и играющие на лучших мировых сценах в сопровождении «взрослых» оркестров, — надежда и будущее нашего искусства.

В этом году стипендии получили звезда проекта «Голос. Дети» Ален Ершов, обладательница золотой медали Дельфийских игр 2014 года флейтистка Ульяна Живицкая, солист международного хора ЮНЕСКО пианист Нестор Смышляев, стипендиат фонда «Новые имена России» скрипач Нико Закрадзе и другие.

ЦИФРА

2 года было Адаму Кирби из Лондона, когда он стал самым юным членом Международной ассоциации одаренных людей «Менса». В этом возрасте он прошел популярный на Западе стенфордский тест на уровень развития интеллекта, и результаты мальчика оказались выше, чем у политиков Дэвида Кэмерона и Барака Обамы.

ШКОЛА ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ 

Есть немало частных школ для одаренных детей, работающих по собственным программам, но все они так или иначе основываются на одних и тех же принципах. Даже в школах с углубленным изучением отдельных предметов уделяется внимание общему развитию интеллекта. Сравнение программ разных школ для одаренных детей позволяет выделить эти принципы.

Широкий круг чтения, в том числе художественной литературы. «Возрастная» литература формирует личность, и, к примеру, если ребенок не прочитал в начальных классах «Робинзона Крузо», он вряд ли станет читать его, повзрослев.

Решение нестандартных логических задач. Одаренность — это прежде всего умение смотреть на вещи под другим углом, нежели остальные, и нестандартное мышление пригодится в разных областях, от точных наук до решения бытовых вопросов. Наконец, индивидуальный подход к каждому ученику. Он предполагает на фоне общего развития совершенствование отдельных талантов учащихся. Учителя могут заниматься с детьми дополнительно или договориться о занятиях в университете. Выявлению и поощрению талантов служит и система Всероссийских олимпиад.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина Калачикова, директор центра развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры:

- В рамках программы «Московские дети» действует программа «Одаренные дети». Мы проводим четыре концерта в год, на которых наши стипендиаты выступают на лучших московских площадках — в Большом зале консерватории, Доме музыки. Сейчас разрабатываем программу стажировок для детей.

Иван Ященко, директор центра педагогического мастерства Департамента образования, куратор Московской олимпиады:

- Мы не делим детей на одаренных и неодаренных. Нет сомнения, что каждый ребенок талантлив, и сегодня можно и нужно углубленно заниматься предметами в обычных средних общеобразовательных школах. Треть всех победителей прошлой Всероссийской олимпиады — московские школьники. Так складывается не потому, что в Москве мы натаскиваем самых одаренных, а потому, что стараемся раскрыть потенциал каждого ребенка.

ЦИТАТА

Владимир Путин, президент Российской Федерации:

- Талантливые дети — это достояние нации. <...> Предлагаю для таких ребят, поступивших в вуз, предоставлять по 5 тысяч президентских грантов. Размер гранта составит 20 тысяч рублей ежемесячно. На весь период обучения в высшем учебном заведении.

(Из послания Президента Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 года) 

ЕСЛИ ГЕН ГЕНИАЛЬНОСТИ И ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ, ТО ЛИШЬ 5 ПРОЦЕНТАМ ЛЮДЕЙ 

Проблема одаренности находится на пересечении генетики, психиатрии, психологии и педагогики. Но всегда ли высокие интеллектуальные и творческие способности обусловлены наследственностью? И может ли у «простых» родителей появиться на свет гений? Поискам ответов на эти вопросы посвятил свою научную карьеру Владимир Германович Тактаров.

Профессор кафедры медицинской генетики Московского государственного медико-стоматологического университета, доктор медицинских наук, ректор института «Реавиз» занимается так называемым геном гениальности.

Тактаров встречает нас и ведет по коридорам института. Сейчас сессия; студентов в корпусе мало; те, что есть, сосредоточенно корпят над билетами.

— Наш институт уникален по нескольким причинам, — рассказывает Владимир Тактаров. — Во-первых, мы единственный негосударственный медицинский институт, имеющий государственную аккредитацию и лицензию.

Во-вторых, это тот редкий случай, когда региональный (самарский) институт открывает филиал в столице.

Проведя нас коридорами своего института, расположившегося в бывшем здании фабрики «Красный богатырь», профессор Тактаров приглашает нас к себе в кабинет. Увлеченностью предметом, страстностью изложения он напоминает булгаковского профессора Преображенского.

— Гениальность и одаренность можно рассматривать во множестве аспектов. Обществу интереснее всего педагогический: как отбирать и развивать одаренных детей, формировать из них новые элиты.

Я занимаюсь медицинской генетикой и постоянно задаюсь вопросом: а что такое вообще гениальность. Гойя различал 24–26 оттенков цвета, обычный человек — 5–6.

А люди с синдромом Дауна отличают 12–14 оттенков: не Гойя, но и не обычный человек. Так как мы определим гениальность?

— А есть ли все-таки некий ген гениальности?

— Вряд ли, — Тактаров уклончив и многозначителен, как и положено настоящему ученому. — Если и есть, то не ген, а гены, вызывающие определенные состояния и расстройства, которые в свою очередь ускоряют работу мозга: например, маниакально-депрессивный психоз, при котором человек может трое суток лежать и ничем не заниматься, а потом за ночь в «творческом запое» написать поэму.

Владимир Тактаров ведет нас в лабораторию, чтобы показать препараты. И тут студенты сидят с учебниками. Несмотря на наши увещевания не доставать из формалина человеческий мозг («Нам и так хорошо видно!»), профессор надевает перчатку, вытаскивает и показывает «наше все» — две сероватые покрытые извилинами половинки... Тактаров убежден, что одаренность передается от родителей, и если наследственность не видна, значит, мы просто не туда смотрим.

— Вы приводили в пример Пушкина с его «заурядным детством и родителями»; а меж тем его прадед Абрам Ганнибал был человеком выдающимся, и его способности вполне могли перейти через поколения к правнуку.

Тактаров — сторонник теории о «супердетях», которые вырастают благополучными и состоявшимися, несмотря ни на какие неблагоприятные условия детства. Они самодостаточны, не любят подчиняться, не боятся брать на себя ответственность. «Супердетей» среди нас примерно 5 процентов.

— Их и можно назвать настоящими одаренными детьми.

ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ НИКИ ТУРБИНОЙ

Жизнь моя — черновик,

На котором все буквы —

Cозвездья.

Сочтены наперед

Все удачи мои, невезенья

Остаются на нем,

Как надорванный

Выстрелом крик.

Эти строчки принадлежат 8-летней поэтессе — Нике Турбиной, благодаря которой в СССР в 80-х годах впервые всерьез заговорили о феномене вундеркинда. Ника писала очень взрослые стихи, которые сравнивали со стихами Анны Ахматовой. За них она в 12-летнем возрасте получила международную премию «Золотой лев», став после Ахматовой второй российской поэтессой, удостоенной этой награды. Правда, признание не радовало девочку, она переживала, что тот, чей голос звучит у нее в голове, нашептывая строчки, когда-нибудь покинет ее... «Действительно, многие вундеркинды перерастают свой дар, — считает Алена Галич, преподаватель и близкая подруга Ники. — Но Ника — совсем другое дело».

Поэтический дар Турбиной перерос в артистический. В 15 лет девушка сыграла в фильме Аян Шахмалиевой «Это было у моря», затем она поступила во ВГИК, откуда перешла в Московский институт культуры на курс к Алене Галич.

— Таких лиц, как у нее, не было на российской сцене, и я бы обязательно сделала из нее актрису, если бы мне не помешали, — уверяет Галич.

Помешала Алене, а возможно, и Нике, среда, в которой она жила. И дело тут не в том, что из девочки пытались выжать ее талант до капли, как это часто бывает с одаренными детьми. Его, по словам Алены, наоборот, старались погубить. Перестройка, расцвет которой пришелся на юность Турбиной, как подросток, не признавала ничьих авторитетов.

— У нее пили и мать, и бабушка, — рассказывает Алена. — Поэтому и Ника с 11 лет пристрастилась к алкоголю. Никто не пытался ее вылечить.

Алена не раз пыталась устроить ее в клинику, но родные и друзья постоянно втягивали Нику в новую вечеринку.

Жизнь Турбиной закончилась трагично: в 27-летнем возрасте девушка сорвалась с балкона пятого этажа.

Галич считает, что этого можно было избежать, если бы ей удалось на какое-то время изолировать Нику.

— Ведь она не такая, как остальные вундеркинды, — уверена Алена. — Тот, «другой», перестав шептать ей стихи, никогда не оставлял ее.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ ВУНДЕРКИНДЫ

■ Надя Рушева (1952–1969).

Надя начала рисовать в пять лет. В 12 лет состоялась ее персональная выставка, сразу ставшая сенсацией. Среди работ Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова и др. — всего более 12 тысяч рисунков! Можно только гадать, какой большой художник мог бы выйти из нее.

■ Саша Путря (1977–1989).

Занималась рисунком, чеканкой, вышивкой, выжиганием. Создала более 2000 работ. Кроме художественного, обладала инженерным талантом: чертила планы покорения Луны, проекты строительства дорог и прочее.

■ Евгений Кисин (р. 1971), пианист.

В 6 лет поступил в Гнесинку, в 11 дал первый сольный концерт. Лауреат многочисленных российских и международных премий. Детское сценическое имя Женя Кисин давно заменилось солидным Евгений.

■ Полина Осетинская (р. 1975), пианистка.

Играет с 5 лет, дебютировала с оркестром в 8. Пережила конфликт с отцом, который порой слишком жестко «воспитывал» в дочери музыкальность.

■ Сестры Анжела и Диана Князевы (р. 1987).

Родители-педагоги сумели максимально развить природные способности девочек. В 10 лет сестры окончили школу, затем — Финансовую академию при Правительстве РФ, Российский новый университет, Стэнфордский университет. Специальности — юриспруденция и финансы. В свои 27–28 лет имеют докторские степени. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.