Как искусственный интеллект изменил пластическую хирургию
Искусственный интеллект (ИИ) проникает сегодня в самые различные сферы жизни, в том числе и в медицину. Например, анализирует клиническую картину пациента и сравнивает ее с тысячами подобных симптомов заболевания, после чего и выносит свой вердикт. А также делает прогнозы и составляет протоколы лечения. Неудивительно, что теперь его применение находит место и в индустрии красоты, и в пластической хирургии. Сегодня свои рекомендации о возможных коррекциях лица и тела дают не только люди, но и алгоритмы. Пластический хирург Павел Голованев рассказал о плюсах и минусах использования этого «детища прогресса».
Применение ИИ в мировой хирургической практике
— Действительно, многие мои коллеги по всему миру используют ИИ для обработки фотографии своих клиентов с целью создания трехмерных моделей, — отметил Голованев. — После чего алгоритм дает рекомендации в виде желательных для этого человека манипуляций и готовит прогноз о том, насколько привлекательным станет обновленное лицо.
Рынок услуг хирургов очень большой, конкуренция высокая. Поэтому доктора стремятся дополнить свой арсенал инструментов еще и искусственным интеллектом. Даже на последних мировых конференциях по пластической хирургии эта тема становится все более актуальной. Более того, начинают говорить о роли самого врача, возможности его контроля над решением алгоритма, вопросах этики. Кто-то считает, что максимальное привлечение компьютерного разума — дело будущего.
А кто против?
При этом, по словам эксперта, существует большой лагерь противников внедрения ИИ в эту тонкую работу. По мнению ряда докторов, использование для оценки красоты алгоритмов, которые по сути являются продуктом неживой материи, может «разрушить культурное разнообразие красоты», иными словами — сделать все лица усредненными, лишить индивидуальности. И с этим нельзя не согласиться. Да и как оценивать красоту лица японки и уроженки Кении? Славянки и жительницы Перу? Что есть этот канон? Максимум, о чем может идти речь, — принципы золотого сечения, в рамках которых можно говорить о гармоничности лиц.
Другое дело, когда подобные алгоритмы включают в процесс анализа и прогнозирования поведения пациентов, пояснил Голованев. Уже есть программы, анализирующие социальные сети на предмет постов о пластической хирургии, оценивающие эмоции написавших их людей, осведомленность и мотивацию последних. И исходя из этого составляются прогнозы для конкретного человека. Те, кто имеет высокую мотивацию и вовлеченность, будут включены в списки для показа специализированной рекламы. Например, клиники, где делаются операции.
Также на основе данных делаются выводы о самых популярных манипуляциях и о том, что в них не устраивает пациентов, пугает или раздражает. Это позволит в дальнейшем корректировать протоколы проведения операций.
Создание трехмерных моделей тела
Что же касается такого направления, как создание трехмерных моделей тела после возможной коррекции, то и они пока не отличаются особой точностью, так как не учитывают особенности возраста или оттенка кожи. Но алгоритмы совершенствуются, так что скоро эти приложения смогут полноценно показать, как поменяется лицо с измененной формой носа и как будет выглядеть тело с новой грудью или после липосакции. Особенно, по словам хирурга, это интересно и ярко смотрится в очках дополненной реальности.
— Однозначно полезным видом применения ИИ стал итальянский опыт, где в одной из клиник алгоритму поручили определять наличие ран и лечить их, — рассказал специалист. — Выяснилось, что точность искусственного разума в этом вопросе составила 94 процента. Это очень достойный результат. Так как пластические хирурги часто работают с ожогами и другими повреждениями кожи, то подобный помощник тут не лишний. Правильно определить площадь ожога и дать прогноз, заживет ли подобная рана без операций, — все это ИИ вполне может и уже успешно делает, правда, пока в ходе исследований, но наверняка в скором времени его можно будет внедрять и в обычных клиниках.
Что же касается эстетической хирургии, то, по словам хирурга, искусственный интеллект может только помочь обработать данные и внести предложения о виде операции, типе доступа и др. Однако решение должно оставаться за человеком, врачом, который видит живого пациента, да и работает в операционной именно доктор.
Читайте также: Стоматолог объяснил, чем опасен налет на языке