Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Русские выходные. Чем привлекает туристов наша провинция

Общество
Русские выходные. Чем привлекает туристов наша провинция
Участники праздничных гуляний в Суздале, посвященных проводам Широкой Масленицы / Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

Мы продолжаем рассказывать о том, куда можно отправиться на выходных. В номере «Вечерней Москвы» от 19 декабря речь шла о Подмосковье. Продолжение темы — Нижний Новгород. В столичных кинотеатрах начали крутить видеоролики об этом городе — первом, к раскрутке которого приступил Ростуризм. Главной целевой аудиторией проекта станут жители Москвы. О том, как регионы перестраивают свою жизнь в расчете на серьезный турпоток — в рубрике «Туризм».

«Русские выходные» — так называется проект Ростуризма по популяризации «коротких» внутренних туров, рассчитанных на субботу-воскресенье. Вслед за Нижегородской в ближайшее время следует ждать информационной раскрутки Тульской, Ивановской, Калужской, Владимирской и других областей страны.

Никакой Америки Ростуризм не изобретает — он всего лишь следует одному из основных туристических трендов последних лет. Например, по статистике популярного сервиса по онлайн-бронированию отелей, больше половины (53 процента) путешественников планируют в ближайшее время чаще проводить свои уик-энды в другом городе. Цель — получить за короткое время больше новых эмоций и впечатлений. А по данным фотохостинга Pinterest, чаще всего людей на такие поездки в этом году стимулировали маленькие городки (количество поисковых запросов по малым городам за год выросло на 276 процентов), острова, о которых мало кто слышал (плюс 179 процентов), заброшенные замки и усадьбы (рост на 142 процента), велосипедные маршруты (плюс 64 процента) и горячие источники (плюс 32 процента). Ничего удивительного — не вылезающие из интернета миллениалы охочи до всего нового… Добавим к ним пенсионеров, которым в последнее время тоже не сидится на месте, семьи с детьми (далеко и надолго с ними не наездишься, а на выходные — в самый раз), а также дачников, которые, закрыв сезон, наверстывают упущенные летом впечатления, — и аудитория получается внушительная.

В России в авангарде таких поездок находятся москвичи, потратившие в прошлом году за пределами столицы примерно столько же, сколько приезжие туристы — в Москве.

— Не только малые, но и средние, и крупные города ориентируются на турпоток из Москвы, что объяснимо и с точки зрения платежеспособности, и с точки зрения человеческого капитала, — говорит директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин. — Поэтому все, что находится в двух часах лета от столицы, ориентируется на поток из нее. Но далеко не все могут москвичам угодить, потому что часто предлагают им то, что те и так уже сто раз видели. Ведь Москва по части досуга и развлечений разнообразнее и в большинстве своем содержит в себе все то, чем малые города пытаются завлекать туристов. А теперь вспомним, зачем люди едут в другие страны. Как правило, для того, чтобы пожить в сценарии, отличном от своего. В Финляндии, Индии, Марокко, да том же Египте мы можем окунуться в иную культуру и пожить в ней, то есть получить совершенно другие визуальные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Поэтому малые города, которые предлагают не просто созерцание наличников и региональных музеев, но и какую-то смену сценария, непременно будут востребованы у избалованного впечатлениями жителя мегаполиса.

Бизнес и люди

Получается, сначала сам город должен поменять внутренний уклад, а потом уже в него поедут туристы. Не слишком ли большая цена — менять свою жизнь ради приезжих? Нет, уверен наш эксперт:

— Это делается не ради приезжих, а в первую очередь ради самих жителей. Но если у малого города есть свой внутренний интересный сценарий для себя, он становится интересен и туристу. В Мышкине больше 15 лет занимались собирательством мышей не ради туристов, а в первую очередь потому, что им самим это было интересно. Ну и туристам — впоследствии — тоже. И таких примеров уже много — Городец, Торжок, Старая Русса, Муром, Коломна, Суздаль... Например, Выкса постепенно становится городом, где правит современное авангардное искусство. Торжок переосмысливает классику. Городец становится местом игр, в которые играют горожане, там идет активная геймификация всего и вся. Старая Русса вспомнила, что была когда-то императорским курортом, и активно развивает эту тему, параллельно становясь еще и городом Достоевского (он тут жил) — в городские детективные квесты по его произведениям вовлечены многие жители. Они же часто инвестируют в новые проекты — например, в отличный музей средневекового рушанина — усадебный комплекс, состоящий из типичных построек того времени (жилых домов, бань, соляной варницы, загона для скота, заборов из частокола, мостовых и т.д.). Параллельно там восстанавливают свою кухню, градирни, парки... Это все очень любопытные кейсы, в которых горожане объединились и сделали место своего обитания очень интересным не только для себя, но и для приезжих. А когда на показ выставляют формальные вещи, это никого не трогает — ни жителей, ни гостей.

Справедливости ради стоит сказать, что не одними лишь усилиями горожан происходит сейчас преображение малых городов. Часто локомотивом перемен выступают градообразующие предприятия, которым надо, чтобы молодежь оставалась на родине, а не бежала в поисках счастья за тридевять земель. По такому пути сейчас идут, например, Кировск, Тихвин, та же Выкса и многие другие.

Бизнес, разумеется, тоже не дремлет.

— С малыми городами часто ассоциируется некая безысходность: серость, рутина, денег нет, перспектив нет, жизнь кончилась, потому что все плохо, — говорит Игорь Кехтер, вице-президент Ассоциации малых туристских городов России. — Но никто не отменял значения личности в истории. У нас в Гавриловом Посаде все было именно так. Промышленность рухнула, 1,5 тысячи рабочих мест просто исчезли, люди не знали, чем себя занять. Но там оставался неприкаянным дворцовый конезавод, построенный в XVII веке. И мы решили создать первый в мире музей национальных напитков страны. И этот новый смысл, который мы придали музею, очень взбодрил город, потому что появилась некая перспектива, движение, которого так не хватало. Сейчас запущена первая очередь музея, где представлены 16 безалкогольных и шесть алкогольных напитков, дегустационные залы, промышленное историческое производство, конный театр (Гаврилов Посад — родина владимирского тяжеловоза, еще одного бренда России, который мы потеряли, и, кстати, единственной лошади в мире, которая совершила кругосветное путешествие). В общем, я думаю, что, если применить ум, желание и руки, любой самый депрессивный город сможет ожить, начать развиваться и стать интересным. И это обязательно надо делать, ведь малые города являются как раз теми узлами, которые на самом деле и связывают нашу страну в единое целое.

Наглядная агитация

О многих городах страны сейчас можно подробно узнать уже на вокзале — благодаря проекту РЖД «Исторический багаж».

Мультимедийные историко-просветительские модули в виде приоткрытого старинного багажа сейчас активно устанавливают на разных железнодорожных станциях страны. В центре такой конструкции располагается тачпад, с помощью которого можно из достаточно большого меню выбрать, просмотреть и при желании скачать то, что интересно — информацию об истории места, его достопримечательностях, людях, культуре, промышленности и т.д. Причем речь идет не только о текстах, но и о видео-, аудио- и фотоконтенте.

Пока информационные «чемоданы» устанавливают на станциях бывшей Николаевской железной дороги (первой в России), а в перспективе планируется, что такими же (или более скромными в случае с мелкими станциями) конструкциями обзаведется каждая остановочная платформа страны.

— Как только мы начали делать этот проект, мы вдруг осознали, сколько всего таится в истории малых городов, какой большой пласт информации тут можно обнаружить, сколько всего там происходило. И это стало для нас настоящим открытием, — рассказывает Анна Писарская, директор фонда поддержки и развития культуры и искусства «Культурное пространство». — Проект еще очень молодой — первая конструкция появилась в конце марта, но он активно развивается. Сейчас наши багажи стоят на вокзалах как минимум 13 городов — в Бологом, Великом Новгороде, Владивостоке, Вышнем Волочке, Клину, Любани, Малой Вишере, Москве, Санкт-Петербурге, Спирове, Твери, Тосне, Чудове и в нескольких точках на БАМе. В 2020 году планируем установить багаж в городах-героях и городах воинской славы. Ну а далее — хотелось бы везде.

СТАТИСТИКА

По данным портала ТурСтат, рейтинг самых лучших малых городов в 2020 году будет выглядеть так: Суздаль, Переславль-Залесский, Звенигород, Плес, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Торжок, Печоры, Старая Русса, Болгар, Касимов, Боровск, Городец, Солигалич.

Рейтинг составлялся на основе интернет-голосования — люди сообщали, какой, на их взгляд, город стоит непременно посетить в будущем году.

Читайте также: Москва снова стала самым популярным туристическим регионом России

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.