Финансист: Мир стоит на грани серьезных проблем в экономике
Генеральный директор инвестиционной компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин рассказал, что благодаря нулевому государственному долгу Россия сможет обрести стабильное экономическое состояние. А в это время остальные страны будут переживать кризис. «Вечерняя Москва» поговорила с экономистом, который объяснил, что такое нулевой госдолг, как он влияет на состояние российской экономики и стоит ли ожидать нового экономического кризиса в ближайшие годы
По словам аналитика-финансиста Алексея Коренева, под госдолгом нужно понимать соотношение номинального долга и резервов государства, которые сформированы на текущий момент.
— В то, что денежные запасы страны сейчас превзошли долг нет ничего удивительного. К этому резервы двигались медленно и плавно, просто озвучили это только сейчас. Хотелось бы поправить товарища Хохрина, никаким образом на курсе доллара это не скажется. Как и на мировую валютную составляющую. Россия, как и любая другая страна, имеет определенный госдолг. При этом, развитые государства могут позволить себе иметь очень большое соотношение долга и ВВП. Например, в Японии это 238, в США — 106, в Евросоюзе — 85 процентов. Но даже в таком случае эти страны прекрасно живут и продолжают занимать деньги. Все потому, что они эти доллары печатают. Сейчас даже американские экономисты сходятся во мнении, что не нужно стремиться планку госдолга удерживать — занимайте сколько нужно и никогда вам это не аукнется. На самом деле в этом определенный резон есть, они же печатают валюту, им это никак не навредит, — подчеркнул Коренев.
Экономики США, Японии и Евросоюза очень устойчивы к внешним воздействиям. Они диверсифицированы с большим количеством предприятий производящих добавленную стоимость, с высокой производительностью труда, говорит эксперт. Они могут позволить себе иметь большие долги, даже в случае серьезного кризиса на них это давить не будет.
— Но например, Греция в 2008-2009 году из-за долгов чуть не загнулась. Государство это слабенькое. Опасения вызывали тогда и Испания и Италия. Что касается развивающихся стран, они как правило имеют устья экономики, которая специализируется на чем нибудь одном, ограниченном количестве производств. В этом плане они гораздо более уязвимы. Отечественная экономика, к сожалению, тоже не очень сильна. У нас уровень производительности труда вдвое ниже среднего мирового, это с учетом Конго, Сомали и т.д. Если сравнивать с ведущими экономиками мира, то мы отстаем от них в 7-8 раз по производительности труда. Вторая наша беда — ориентированность на экспорт ресурсов, а в первую очередь на энергоресурсы. Если начинается мировой кризис, то цены на них упадут и страна перестанет получать доход, — рассказал экономист.
По его словам, наше правительство это понимает, как и понимает неизбежность экономического кризиса, а он рано или поздно случится. Никто не отменял циклы Жюгляра (экономические циклы, описанные французским экономистом Клеманом Жюгляром, которые повторяются каждые 7-11 лет. Это относится и к экономическим кризисам, – прим. «ВМ».) и ряд индикаторов, которые говорят о том, что кризис возможен. Наша страна начала формировать резервы за счет принятого бюджетного правила, в соответствии с которым все доходы от экспорта нефти по цене выше 40 долларов за баррель отправляются в резерв.
— Вопрос, который поднимается все эти годы — какого объема должен быть резерв, и не пора ли эти средства отправлять на развитие отечественной экономики. Тут необходимо понимать, что накапливать деньги — хорошо, это подушка безопасности на время наступление будущего кризиса, но они изъяты из экономики, которые в данный момент никак не работают. Например, если взять семью, можно тратить деньги на здоровье, образование, ремонт в квартире, а можно половину зарплаты складывать под матрац. Тут и встает вопрос — что лучше? Конечно, деньги на черный день нужны, но так можно и всю жизнь прожить с плохим здоровьем в не отремонтированной квартире. Вот по этому поводу и спорят Минэкономразвития, Минфин, ЦБ — какую же часть отправлять на формирование резерва, — отметил Алексей Коренев.
Одним из важнейших направлений экономики страны является создание резервов. В случае, если случится кризис, упадут зарплаты, увеличится безработица, то из этих сбережений деньги будут расходоваться на социальные проекты: поддержание пенсий или выплаты материнского капитала. За последние годы сумма госдолга не менялась, при этом запасы средств в казне постепенно увеличивались. В какой-то момент они просто стали больше, чем госдолг.
— Но это не повод думать, что с завтрашнего дня россияне заживут богато и лучше. Это относится и к тому, что в случае финансового кризиса мы будем падать быстрее, чем другие страны, но у нас будет подушка безопасности. Они будут терять один процент ВВП, мы будем терять три. Главное не терять больше. По всем признакам стагнация западной экономики может случится уже в следующем году. Очень может оказаться, что этот резерв мы начнем тратить в ближайшее время. Мир сейчас, по всем признакам, прямым и косвенным, стоит на грани серьезных проблем в экономике. Центробанкам удается сдерживать все это, но какой ценой: они заливают все это деньгами, как это было в 2008 году. Если посмотреть историю мировых кризисов по циклу Жюгляра, который ведется с 1803 года, практически всегда они случались с периодичностью 7-11 лет, иногда с девиацией до 12. С предыдущего как раз прошло 10 лет, — заключил экономист.
Читайте также: Аналитики спрогнозировали курс рубля на ближайшее время