Отсрочка Brexit: состоится ли «громкий развод» Британии с ЕС
Мировые СМИ активно обсуждают судьбу политической карьеры британского премьер-министра Бориса Джонсона. Убежденному стороннику выхода Великобритании из Евросоюза, похоже, придется просить о новой отсрочке Brexit — за это проголосовали члены палаты общин британского парламента. «Вечерняя Москва» разбиралась в происходящем с помощью политолога Дмитрия Журавлева.
— Дмитрий Анатольевич, что за игру ведет Великобритания?
— Я думаю, что ее ведет не столько Великобритания, сколько ее премьер-министр. Джонсон всегда стоял на позиции «Brexit — немедленно и безусловно». Но он понял, что количество людей, которые против этого, стремительно растет по мере приближения назначенной ранее даты. И элита, и средний класс осознают последствия выхода страны из Евросоюза. Во-первых, британского капитала в Европе больше, чем европейского в Британии. Соответственно, в результате британцы потеряют больше — можно ожидать, что после Brexit их средства в Европе будут облагаться внушительными налогами. Во-вторых, Британия уже 300 лет является одним из основных поставщиков промышленных товаров в Европу — и здесь снова вопрос налогообложения. В-третьих, множество британцев в европейских странах работают, и Brexit может негативно повлиять на условия их труда.
— Выходит, раньше об этом никто не думал?
— Да, если раньше эти проблемы не актуализировались, считалось: «Мы выйдем из ЕС, и все будет хорошо» — то сейчас все более очевидными становятся вероятные потери. У Британии, конечно, были планы на то, как сделать их более безболезненными — скажем, вместо европейского осваивать рынок Латинской Америки. Но стоит заметить, что этот огромный рынок — в сфере интересов США, которые вряд ли захотят уступать его Соединенному Королевству. А Британии нужно куда-то вкладывать капитал, так как если этого не делать, он будет только уменьшаться.
— Борис Джонсон сейчас может лишиться своего поста?
— Может. Британия — парламентская монархия, и несмотря на то, что премьер-министра назначает королева, она делает это по рекомендации парламента. Если большинство депутатов против, они могут прийти к ней с предложением провести перевыборы. Джонсон, безусловно, остается сторонником Brexit, но он может пойти на компромисс, так как стремится сохранить пост. Это очень осторожный и хитрый политик, он совсем не так прост, как может показаться. Недаром он отказался баллотироваться в премьер-министры на прошлых выборах — пропустил вперед, на минное поле, Терезу Мэй, хотя был более вероятным кандидатом. Он предвидел все эти сложности и не хотел наступать на грабли, надеясь, что ему достанется более спокойная ситуация.
— В 2016 году на референдуме британцы проголосовали за Brexit…
— Да. Вообще, Brexit был случайностью — его вынесли на референдум в расчете на то, что народ эту идею отклонит, а народ проголосовал за. Тогда люди видели в большей степени плюсы в этом политическом шаге и проголосовали так в силу своего евроскептицизма. Конечно, мотивация провести Brexit у Британии тоже сильна. Брюссель, в частности, очень жестко и порой мелочно регулирует экономические потоки. К примеру, в Европе оливковое масло может быть только испанским. В странах ЕС введена квота на производство в личных целях варенья. Не представляю, как это регулируется, но тем не менее. Это мелкие примеры, но в совокупности такая опека и контроль вызывают раздражение. Обида Британии и надежда на свой особый путь тянули ее из ЕС.
— Но были те, кто и тогда был против…
— Элита всегда была против. А сегодня правительство оказалось заложником того давнего голосования. И если говорить о мнении парламента, уже даже большинство депутатов из консервативной партии сомневаются в целесообразности этого шага. «Давайте подождем, давайте договоримся, не будем спешить», — говорят они, а Джонсон гнет свою линию. Всю эту ситуацию можно сравнить с бракоразводным процессом. И Евросоюз, и Британия несут определенные потери от грядущего Brexit. И они могут либо просто совершить развод без условий — не выторговав себе никакой компенсации, либо заключить соглашение, которое амортизирует его экономические последствия.
— Не будет ли этот «громкий развод» в результате вообще отменен?
— Британский парламент вполне может отменить решение о Brexit, так как в сомнениях и лейбористы, и консерваторы… Королева высказалась за выход из Евросоюза. Но это в духе политической традиции Британии — королева говорит то, что ей советует премьер-министр. И вполне возможно, что если завтра парламент проголосует за его смену, то и официальная позиция королевы изменится. А еще стоит принять в расчет позицию континента. Она неоднородна… Германии все равно, выйдет ли Великобритания из ЕС. Малые страны молчат. А Франция не скрывает своей радости. Дескать, обещали уйти — уходите.
Читайте также: Политолог рассказал о пользе Brexit для России