6 образов Людовика XIV в кинематографе
На протяжении 22 лет брак родителей Людовика был бесплодным, а потому рождение наследника было воспринято народом как чудо.
На первые годы формального правления Людовика пришлись события гражданской войны, известной как Фронда. Мир был восстановлен лишь в 1652 г., и власть вернулась в руки кардинала Мазарини. Несмотря на то что король уже считался совершеннолетним, Мазарини правил Францией до самой своей смерти.
Когда в 1661 г. Мазарини умер, Людовик, получив свободу, поспешил избавиться вообще от всякой опеки над собой. Он упразднил должность первого министра, объявив Государственному Совету, что отныне будет сам первым министром, и никакой даже самый незначительный указ не должен быть подписан кем-либо от его имени.
Людовик был плохо образован, едва умел читать и писать, но обладал здравым смыслом и твердой решимостью поддерживать свое королевское достоинство. Он был высок, красив, имел благородную осанку, стремился выражаться коротко и ясно.
Все прежние королевские резиденции казались Людовику недостойными его величия. После некоторых раздумий в 1662 г. он решил превратить небольшой охотничий замок Версаль в королевский дворец. На это ушло 50 лет и 400 миллионов франков.
Убеждённый сторонник принципа абсолютной монархии и ведущей роли Франции в Европе, Людовик твёрдо проводил свою политику, удачно выбирая министров и военачальников (многие из которых были выдающимися самостоятельными фигурами). Царствование Людовика — время значительного укрепления единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий Век.
Людовик не раз становился героем литературных произведений, а впоследствии и многочисленных художественных фильмов.
Ко дню памяти Короля-Солнце «Вечерка» предлагает вашему вниманию шесть кинематографических воплощений Луи XIV.
1. «Железная маска» (Людовик - Жан-Франсуа Порон), 1962.
Людовик XIV является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма. В последней книге трилогии «Виконт де Бражелон» в заговор вовлечён самозванец (якобы брат-близнец короля Филипп), которым пытаются заменить Людовика. Именно его, а также самого Луи в картине 1962 года сыграл Жан-Франсуа Порон/
2. «Анжелика и король» (Людовик - Жак Тожа), 1966.
Образ, созданный французским актером Жан Жаком Тожа (Jacques Toja), один из самых ярких когда-либо воплощенных на экране. Его Людовик, сочетая в себе все качества присущие истинному королю, настолько многогранен? что он невольно очаровывает нас своей грациозностью, величественностью и неподражаемой манерой держать себя.
3. «Приход к власти Людовика XIV» (Людовик – непрофессиональный актер), 1966.
На роль короля Росселлини выбрал низкорослого, ничем не примечательного внешне офисного работника без актёрского опыта. Его неуверенность перед камерой, устремлённый мимо собеседника взгляд как нельзя лучше передают психологическое состояние молодого, но амбициозного короля, которому ещё только предстоит «покорить» собственное государство.
4. «Человек в железной маске» (Людовик – Леонардо ди Каприо), 1998.
Во времена блеска и отчаяния измученной Франции король Людовик XIV (ДиКаприо) вовсю наслаждается прелестями жизни, пока вся его страна голодает. Людовик, уверенный в абсолютности собственной власти, опасается лишь одного человека, способного положить конец его царствованию, - приговоренного им к пожизненному заключению и закованного в железную маску. К слову, Ди Каприо в роли Людовика XIV оказывается не сыном Людовика XIII, как все всегда считали, а сыном…
5. «Ватель» (Людовик - Джулиан Сэндз), 2000.
Франция готовится к войне с Голландией. «Король-Солнце» Людовик XIV считает, что лучшим полководцем во Франции является опальный еще со времён Фронды принц Конде. Король принимает решение посетить с трёхдневным визитом имение Конде Шантильи, где по результатам приёма и решится, кто же возглавит армию Франции, если война все же начнётся. Но приём должен быть воистину роскошным и произвести впечатление на короля.
6. «Король танцует» (Людовик - Бенуа Мажимель), 2000.
В фильме раскрывается тема взаимоотношения власти и искусства. Юный Людовик XIV начинает брать уроки танцев. Его увлечению балетом способствует молодой итальянец, начинающий музыкант Люлли, написавший музыку к «Балету ночи» (1653), в котором Людовик исполняет роль Восходящего солнца, являя тем самым своим подданным образ сильного и всемогущего монарха, подчинившего себе вчерашних бунтовщиков-фрондеров…