Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Отходы и доходы. В какие игры играют операторы «мусорного бизнеса»

Все остальные
Отходы и доходы. В какие игры играют операторы «мусорного бизнеса»
Студентка Ирина Василенко выбрасывает макулатуру в контейнер для раздельного сбора отходов / Фото: Джавахадзе Зураб/ТАСС
Мусоросжигающий завод из Алтуфьева планируют перевести во Владимирскую область. Всего же столица поставляет на подобные заводы и полигоны ТБО в Москве и области 7,9 млн тонн мусора в год. На кругом столе в редакции «ВМ» эксперты пытались выяснить, что происходит с бытовыми отходами мегаполиса, кому они приносят деньги и как надо развивать эту отрасль экономики.

Столица ежедневно генерирует сотни тысяч кубометров отходов. Они распределяются по классам: с 5-го по 1-й, самый экологически опасный. Как правило, к 1-му классу относят производственные отходы, которые могут содержать цинк, свинец, ртуть, соли тяжелых металлов, едкие кислоты. Соответственно, их должны вывозить специальные перевозчики в герметичных контейнерах.

Но сейчас речь не о них, а о твердых бытовых отходах (ТБО), которые ежедневно оставляют возле домов — на контейнерных площадках и в мусоропроводах — жители столицы. Бумага и картон, стекло и керамика, пластик в виде бутылок, пакетов, упаковок, алюминиевые банки, кожаные изделия и мелкий бытовой мусор.

По федеральному закону все это должно быть отсортировано либо самими жильцами, либо рабочими организаций, занимающихся вторичной переработкой. Происходит ли такое на практике?

— В некоторых округах Москвы введен раздельный сбор отходов, хотя привычки и ментальность людей не меняются, — заявил на круглом столе в редакции «ВМ» вице-президент отраслевой организации «Союзресурс» Александр Никольский. — Смысл раздельного сбора в том, чтобы помочь вывозящей компании отсортировывать большее число отходов. Мы выяснили, что полезные фракции в уже разделенном гражданами мусоре — от 10 до 90 процентов. Но его все равно сортировать легче, чем предварительно неразделенные отходы. Дело не только в том, как реализован процесс, но и в наших бытовых привычках.

Вопросы

Для этой отрасли городской экономики характерен ряд проблем. Прежде всего высокая стоимость вывоза: от 1 до 3 тысяч рублей за тонну.

— Правительство Москвы сделало правильный шаг, заключив длительные, на 15 лет, контракты, — полагает Никольский. — У компаний появилась возможность проводить длительные мероприятия, направленные на снижение издержек. Они могут рассчитывать финансовые потоки и понимать, что можно сделать для снижения тарифа.

В 2012–2014 годах мэрия Москвы провела девять тендеров на право заключения 15-летних контрактов по вывозу мусора на общую сумму более 142 миллиардов рублей. Город оплачивает услуги по вывозу и утилизации мусора, а победители тендеров обязаны закупить новые мусоровозы, контейнеры для сбора отходов и построить сортировочные заводы и полигоны для захоронения отходов.

Кто же получил миллиардные контракты на длительный срок? Это ООО «Хартия», владеющее сортировочным мусорным комплексом на Алтуфьевском шоссе. Также подряды получили ООО «МКМ-логистика», ООО «Эколайн», ООО «МСКНТ» и «Спецтранс». Кстати, согласно контракту, уже в этом году компании должны были собирать с использованием мобильных и стационарных пунктов сбора 100 процентов вторсырья.

Между тем, как сейчас организована «мусорная экономика» столицы, и тем, какой она должна быть, — большая разница, считают эксперты.

Главная проблема в том, что компании не построили современные заводы с полным циклом, когда перерабатываются все поступившие отходы. Операторы вывоза мусора предпочитают их сжигать. Причем на заводах, очистительные системы которых часто не выдерживают критики.

— Сейчас в Москве уменьшаются объемы мусора, который поставляется на переработку, — поясняет Елена Есина, президент Национального объединения организаций операторов в области обращения с отходами «Русрециклинг». — При этом если на завод поступают пищевые отходы, бумага, картон, то есть неопасные отходы 4-го класса, то на выходе получается зола 1-го класса — самая опасная для здоровья человека.

Захоронение мусора в Москве запрещено, и он вывозится в область. Сейчас, после того как власти Московской области закрыли почти все из 210 полигонов ТБО, на которых закапывались отходы, осталось всего 15 уже практически заполненных свалок, куда столичные операторы могут вывозить мусор. В регионе сейчас работают пять мусоросжигательных заводов, из них внутри МКАД и вблизи от него — три: спецзавод № 2 в СВАО (Алтуфьево), спецзавод № 3 в ЮАО (ул. Подольских Курсантов) и завод № 4 на востоке ВАО (в промзоне Руднево). На последнем установлена серьезная система очистки газов.

— Мусоросжигательные заводы в черте города были и будут проблемой, — считает Елена Есина. — Им необходима современная система очистки, а это треть от всей стоимости завода, при этом менять очистные фильтры надо раз в квартал.

Решения

Недавно столичные власти приняли решение о строительстве мусорного полигона в 10 километрах от Троицка. По объему ежегодного приема отходов площадка будет превышать самые большие действующие свалки Московской области.

Сейчас самый большой действующий полигон твердых бытовых отходов в столичном регионе — «Тимохово» — принимает до 700 тысяч тонн отходов в год. Закрытый в 2017 году мусорный полигон «Кучино» в Балашихе принимал около 650 тысяч тонн коммунальных отходов в год.

Компании-операторы по закону должны сами строить заводы, на которые будут вывозить мусор и утилизировать его своими силами. Либо они должны найти финансирование, заключить инвестиционный контракт. Но по факту они ежегодно получают миллиарды просто за то, что вывозят мусор из жилых районов и закапывают без переработки.

Перед Москвой остро стоит вопрос создания механизма переработки вторичного сырья. Как пояснила Елена Есина, современные технологии позволяют обойтись без ручной сортировки и без погребения биоразлагаемых отходов в земле. Так, в Санкт-Петербурге существует опытный завод с автоматической сортировкой — ею занимается компьютер.

— Машина отбирает при сортировке мокрый техногенный грунт, картон, алюминий, стекло, бумагу, — говорит эксперт. — Остаются «хвосты», которые можно перерабатывать в топливные брикеты. Применять их, например, можно при производстве цемента. Ничуть не хуже и современный завод полного цикла переработки вторичного сырья в Костроме, запущенный в 2016 году. Там вручную отбирают на вторичную переработку порядка 50 процентов мусорной массы. Остальное уходит в печь и на отходы, которые закапывают на полигоне.

Сортировка мусора не только выгодна финансово, но и необходима ради улучшения экологии.

— Когда в области построят новый завод, все нынешние беды полигонов покажутся детским садом, — считает депутат Госдумы Максим Шингаркин. — Несортированные отходы сжигают в тех температурах, когда пластик превращается в тяжелые химические элементы в воздухе. В остальном этот процесс мало отличается от других промышленных производств.

Отходы и доходы. В какие игры играют операторы «мусорного бизнеса»

ЦИФРЫ

11,7 миллиона тонн бытовых отходов ежегодно поступает на утилизацию в Подмосковье. Из них, по данным регионального Минэкологии, 3,8 миллиона тонн генерирует сама область, а 7,9 миллиона тонн — Москва. Каждый день перевозчики вывозят из города 10 тысяч тонн ТБО.

А стройплощадки столицы ежегодно образуют 7 миллионов тонн строительного мусора. К 2100 году, обещают экологи, человечество каждый день будет выбрасывать на свалки порядка 100 миллионов тонн отходов. Это в три раза больше, чем сейчас.

СПРАВКА

Диоксины — получаемые при термообработке производные органической химии.

Образуются при температурах от 250 до 800 °С как побочный продукт многих технологических процессов, использующих хлор и углерод.

Наибольшее количество диоксинов выбрасывают металлургические и бумажные предприятия, многие химические заводы, фабрики по выпуску пестицидов и все установки для сжигания отходов. В ничтожных количествах они есть повсюду в природе, но при накоплении в жировых тканях и печени человека начинают влиять на состояние иммунной системы, вызывают гормональные нарушения и раковые заболевания. Диоксин еще называют гормоном деградации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Закондырин, лидер "Альянса зеленых":

— Эксперимент по оснащению мусорных баков трекерами системы ГЛОНАСС начали в Москве представители Общественной палаты и «Альянса зеленых». Целью акции является наблюдение за работой столичных мусоровозов. Мы хотим наглядно показать, как в Москве работает система вывоза мусора. Одной из причин провести эксперимент стали обращения жителей столицы в Общественную палату РФ. В этой связи мы решили проследить весь маршрут от контейнера до свалки. Акцию поддержали в Росприроднадзоре. Есть и результаты. Так, трекер, заложенный на контейнерной площадке в Западном административном округе (ул. Академика Анохина), отправился на стихийную свалку рядом с въездом на производственную базу ГБУ «Жилищник района Тропарево-Никулино» со стороны Малой Очаковской улицы. И это только один из примеров.

МНЕНИЕ

Перевозчикам не выгодна сортировка мусора

Владимир Кузнецов, директор Центра экологических инициатив

Отходы и доходы. В какие игры играют операторы «мусорного бизнеса»

На уровне России сферу избавления от отходов контролирует Минстрой. И еще 15 федеральных ведомств в той или иной степени, включая Природоохранную прокуратуру и Росгидромет. Но всем этим организациям не хватает людей, а также технических средств точечного контроля.

А также в перечень оценки воздуха не входят некоторые вещества, которые оказывают канцерогенное действие, вызывают накопление тех же диоксинов.

В Москве этим занимаются два департамента: Департамент природопользования и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города.

Впрочем, Департамент ЖКХ и благоустройства занимается мусором не с точки зрения экологии или санитарии, а исключительно с хозяйственной. Этот департамент выделяет на сферу мусора 90 процентов средств. То есть он выделяет бюджетные средства компаниям-операторам, а также на другие проекты в этой сфере, включая рекультивацию свалок.

Что касается раздельного сбора и вторичной переработки отходов, то столица называет ответственными за задержку «зеленых» технологий федеральные органы и Московскую область. Это понятно: федералы не прописали нормального закона, а Московская область разом закрыла почти все свои полигоны ТБО — вывозить и закапывать стало практически некуда.

Есть столичный закон «Об отходах производства и потребления», а также Кодекс административных правонарушений (КоАП) Москвы, где прописан обязательный раздельный сбор отходов. И еще закон «О благоустройстве». Если операторы не собирают отходы раздельно — штраф до 350 тысяч рублей. Есть ряд постановлений правительства Москвы, причем они во многом противоречат друг другу.

А в регламентах УК и компаний-операторов нет ни слова о раздельном сборе отходов. Его для них не существует. Вот и получается, что мусоровоз вываливает на полигон аккумуляторы со свинцом и ртутные энергосберегающие лампы наряду с прочими отходами. А отвечать некому, ответственность не прописана, у этого мусора нет первого собственника, который и нарушил экологические правила. В Европе всегда найдется гражданин или запись видеокамеры, которая покажет, кто выкинул опасный предмет. Его найдут и оштрафуют. У нас же нет ни мер, ни нормативов, ни сроков написания документов.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.