Сергей Соседов: Пугачева уничтожила себя сама
СМИ и соцсети продолжают обсуждать скандальное заявление известного музыкального критика Сергея Соседова, отказавшегося от посещения юбилейного концерта примадонны нашей эстрады Аллы Пугачевой. «Вечерка» решила выяснить, что не устроило критика в грядущем мероприятии, которое уже и так оскандалилось «билетным ажиотажем».
— Сергей, так заявление-то было или нет? Или ты просто сказал что-то, а твои слова исказили?
— Я действительно дал интервью программе «Выход в люди» канала РТР. Без купюр не обошлось, но в целом мысль моя была правильно донесена. Дело в том, что я действительно искренне не понимаю, как может человек выходить на сцену и давать концерт один раз в десять лет. Ну понятно же, что если это так, то исполнителю явно по барабану и сцена, и зрители. Этот концерт — как кость, брошенная публике! «Ну, я знаю, вы меня любите, знаю, чего-то там хотите, ладно, я выйду, что-нибудь вам спою...» Вот так это выглядит на самом деле.
— Ты говоришь об этом так жестко… Но я прекрасно помню, что ты был поклонником Аллы Борисовны.
— Был, и никогда от этого не открещивался. Я ее преданный поклонник, биографию Аллы Борисовны знаю, биограф ее, по сути… И для меня именно как для ее поклонника все, что она делает в последние десять лет, — просто пощечина. Это оскорбление для меня.
— Что именно?
— Ее песни последние, ужасные… Они бездарны. Все, что ни вспомню. «Я пою эту песню мужчинам…» Бог мой! О чем все это? Если певица хочет некий месседж передать публике или мужчинам, ну так передай. А этого нет, потому лучше и не пела бы никогда… Или вот еще, вообще ужас. «Поживи в моей шкуре…» Слушай, ну скажи, как можно, если ты живешь в замке, с прислугой, давно забыла, как ездить в метро или ходить в магазин, петь про эту «шкуру»? Ведь это слушают люди, живущие в совершенно иных условиях. Это в их шкуре оказаться бы ей хоть на миг. Неужели непонятно, что это просто неприлично, бесстыдно и бессовестно — живя так, бросать людям такую фразу-издевательство?!
— Ну, артист разные образы примеривает…
— Артист — это человек, который полон идеями, которого сцена манит. Артист сцене служит — так, как служил ей Кобзон. Вот — артист! Вот на кого как на икону молиться нужно в этом плане. Он выходил на сцену, к зрителям, даже через боль. Его на концерт сборный привозили из ЦКБ, где у него в палате была костюмерная. В палате!!! Его накачивали лекарствами, он ехал, переодевался непосредственно перед выходом, в концертном костюме никогда не позволял себе даже присесть, стоял со всеми за кулисами, ожидая своего выхода, выходил на сцену — и пел. Концерт — сплошь фанера, а Кобзон выйдет и две-три песни вживую споет, никакого «плюса», только аккомпаниатор его, Евсюков… И ведь на сборный концерт он мог бы и не ходить, если в больнице лежит. Но он не мог не прийти. Вот это уровень служения искусству! И сравни это с тем, что сейчас происходит. Уже на концерте к 60-летию Примадонны была сплошная фанера.
— Да?!
— Конечно, «Сны о любви» — это почти стопроцентная плюсовая фанера. Какие сомнения?
— Хорошо, а что, по твоему мнению, Алле Борисовне нужно было сделать? Вообще не петь? У нее же поклонников море.
— Да, я считаю, что Алле Борисовне давно надо было уйти. Потому что все, что происходит с ней в последние лет десять, — это самоуничтожение и разрушение. Она сама себя уничтожила… Может быть, это единственный пример в истории нашей музыки, когда уничтожение артиста произошло таким образом. Фантастика. Артиста уничтожила не травля какая-то, скажем, министром культуры, не преследования за «пятый пункт», ничего такого ведь и близко в истории Пугачевой не было, и, как Ведищеву, из страны ее не выбрасывали, и как Мулермана не изничтожали… Пугачева сама себя уничтожила.
— Жестко, однако. Но и случая такого, когда раздавались призывы к саботажу концерта, не припомню.
— Это мое мнение и принципиальная позиция. Да, я предлагаю на концерт не ходить. Поскольку это будет не концерт, а халтура. И деньги за эту халтуру платить глупо, большие деньги – тем более.
— Ну откуда такая уверенность, Сереж?
— Да вот недавно совсем читал: «Подготовка концерта идет полным ходом, все песни уже записаны…» Я просто расхохотался. Это что такое? Какая откровенность! «Уже записаны…» Ты можешь представить себе, чтобы какая-нибудь «Советская культура» написала в свое время, представляя юбилейный концерт Клавдии Шульженко: «Все песни записаны»? Так вот, отличная мысль, кстати. Клавдия Ивановна два месяца репетировала перед знаменитым концертом к ее 70-летнему юбилею в Колонном зале Дома союзов. Он состоялся 10 апреля 1976 года. Это эталонный концерт, и слава богу, запись его сохранилась и доступна в Сети. В первом отделении Клавдия Ивановна пела с оркестром, во втором — под аккомпанемент рояля. Посмотрите его! Ну а если концерт Примадонны состоится, то его наверняка запишут. Потом просто сравните эти два концерта, и можно будет вернуться к теме.
Справка «ВМ»
Известный музыкальный критик, журналист Сергей Соседов в особом представлении не нуждается: он знаменитая акула пера, славящийся своими острыми высказываниями и порой парадоксальной точкой зрения. Работать Соседов начинал в «Гудке», и первым его материалом стало интервью с Эдитой Пьехой. После журфака МГУ работал в ряде СМИ и телепроектах, был музыкальным обозревателем «Рок Державы» и «Хит-парада», а также членом жюри конкурсов «Суперстар» на НТВ и одним из четырех судей вокального шоу «Х-Фактор» на украинском канале СТБ.
Другая сторона медали
Обвинения музыкального критика прокомментировал концертный директор Аллы Пугачевой Елена Чупракова:
- На подобного рода заявления и скандалы реагировать не собираемся. Что касается стоимости билетов, то они у нас достаточно дешевые. То, что их в момент выкупили частично зрители, а частично — спекулянты, поймите, на это мы повлиять не можем. Стоимость билетов адекватна, тем более что это Алла Пугачева. Ценник такой же, как, например, на шоу «Голос».