10 самых значимых фильмов в истории мультипликации
Мультик – это цветные и непременно говорящие картинки. Трудно поверить, что так было не всегда. Когда-то фантастикой казались движущиеся немые фигурки. Потом все восхищались тем, что удалось их раскрасить. И лишь 83 года назад движение, цвет и звук удалось совместить. И как ни странно, первым это сделал вовсе не Дисней!
16 августа 1930 года вышел первый звуковой цветной мультфильм – «Fiddlesticks» (можно перевести как «Чепуха»). Он длится 6 минут 12 секунд. Его снял режиссер Аб Айверкс (Ub Iwerks) (1901 – 1971). Сначала Айверкс работал с Уолтом Диснеем. Это он придумал в 1928 г. образ Микки Мауса. Потом Айверкс разругался с Диснеем, ушел на вольные хлеба и создал свою студию анимации. Однако она не смогла добиться большого коммерческого успеха, и Айверкс вернулся к Диснею. Он также делал спецэффекты для фильма Хичкока «Птицы».
– Мультфильмы Айверкса слишком «правильные», в них нет диснеевского хулиганства, – говорит Мария Терещенко, анимационный критик, программный директор Большого фестиваля мультфильмов. – Поэтому сейчас они известны в основном специалистам.
Мультик 1930 года сейчас тоже заинтересовал бы далеко не каждого ребенка. В нем нет сюжета – только цепочка «гэгов», смешных ситуаций с трюками. Вот лягушонок Флип скачет по болоту – с листочка на листочек, с кувшинки на кувшинку. Прыгает на твердую кочку, решает на ней поплясать – а это, оказывается, черепаха, у нее панцирь на пружинке. Она подбрасывает Флипа, он шлепается в воду. Вот Флип попадает на полянку, где пируют и танцуют разные зверушки и жучки. Вот Флип играет на пианино, а мышонок (весьма похожий на Микки-Мауса) – на скрипке (кстати, «Fiddlesticks» можно перевести и как множественное число от слова «смычок»). Вот им весело, они пускаются в пляс, и пианино пляшет вместе с ними. А вот на них напала грусть, слезы льются ручьем, мышонок выкручивает промокшую скрипку…
– До начала 1930-х гг анимация только наращивала технические возможности: персонажи становились все более реалистичными, гэги более изобретательными, – говорит Мария Терещенко. – Переворот в мультипликации происходит в конце 1930-х гг – именно тогда в мультфильмах появляется полноценный сюжет, с завязкой и развязкой. Мультфильмы конца 1930-х гг выглядят уже вполне современно. Или, по крайней мере, выглядели такими до появления компьютерной анимации.
«Вечерка» подготовила список мультфильмов, положивших начало эры мультипликации.
1. Датой рождения анимации считается 28 октября 1892 года – в парижском Музее Гревен художник Эмиль Рейно (1844 – 1918) показал «световую пантомиму» с помощью аппарата «оптический театр». Он позволял видеть последовательность нескольких рисунков как плавное движение. Рейно показывал программы из нескольких сюжетов, каждый сеанс длился 15 – 20 минут. Каждая лента состояла из нескольких сотен картинок, которые Рейно сам рисовал и раскрашивал. Он впервые применил некоторые приемы, ставшие основой технологии мультипликации, в частности радельное рисование персонажей и декораций. Но назвать его работы мультфильмами нельзя – ведь для них не использовалась кинопленка. Тем не менее заслуги Рейно перед мультипликацией трудно переоценить, и с 2002 года 28 октября отмечается Международный день анимации.
2. Первым настоящим мультфильмом считается «Фантасмагория» Эмиля Коля (премьера – 17 августа 1908 г.). Это немая рисованная короткометражка, сделанная в технологии покадровой съемки.
3. В 1912 г. появляется фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Кровавая война рогачей и усачей». Это первый отечественный мультфильм и при этом еще и первый в мире кукольный мультфильм с титрами, показанный публично. Последнее уточнение очень важно. «Есть и более ранние российские опыты в области мультипликации, но их результаты не были показаны публично, – говорит анимационный критик, научный сотрудник Музея кино Павел Шведов. – А если нет доказательств публичного показа, то опыт в мультипликации и кино не «засчитывается»».
У Старевича жуки-олени разыгрывали сцены, пародирующие рыцарские романы. Многие не верили, что это куклы: думали, что Старевич выдрессировал живых жуков. Кстати, сначала он так и хотел сделать, но выяснилось, что под ярким светом, необходимым для съемки, жуки замирают и отказываются двигаться.
4. В 1926 году вышел самый ранний полнометражный анимационный фильм, сохранившийся до наших дней – «Приключения принца Ахмеда» немецкого режиссера Лотте Райнигер (1899 – 1981). Она сняла его в технике силуэтной мультипликации: кадры не рисуются, а «разыгрываются» плоскими фигурками на цветном фоне. Сюжет взят из сборника «Тысяча и одна ночь»: герой хочет спасти сестру от посягательств злого чародея.
5. В 1928 году почти одновременно вышли первые звуковые мультфильмы. Везде утверждается, что самой первой стала короткометражка Диснея «Пароходик Вилли» (премьера – 18 ноября). На самом деле еще 1 сентября вышел звуковой фильм Пола Терри (1887 – 1971) «Время обеда». Но он не получил успеха, и диснеевский мультик его просто затмил.
6. Первым отечественным звуковым мультфильмом считается «Почта» Михаила Цехановского (1929) – экранизация знаменитого стихотворения Самуила Маршака про путешествия письма. Но сначала он был немым, озвучили его спустя год (причем текст читал Даниил Хармс). Еще «Почта» стала первым советским мультфильмом в массовом прокате, первым советским мультфильмом, широко демонстрировавшимся за рубежом, а раскрашенная вручную (в позитиве) версия – первым советским цветным мультфильмом.
7. В 1932 г. Американская киноакадемия учредила премию в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм». Первым оскароносцем стал мультик Уолта Диснея «Цветы и деревья» (1932) – история про то, как молодой Клен и старый Дуб боролись за любовь прекрасной Осины.
8. В 1995 г. вышел первый полнометражный фильм, смоделированный на компьютере полностью трехмерным – «История игрушек» Джона Ласеттера. Это еще и первый мультфильм, номинировавшийся на «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий». А первые опыты с использованием компьютера в мультипликации делались в 1951 г.
9. В 1999 г. фильм русского режиссера Александра Петрова «Старик и море» по рассказу Хэмингуэя стал первым в истории мультфильмом для кинотеатров большого формата IMAX. Причем Петрову было запрещено несколько лет показывать свой мультфильм в кинотеатрах, не поддерживающих формат IMAX. Исключение было сделано лишь для одного показа в его родном городе Ярославле. Мультфильм получил «Оскара» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».
10. В 2002 г. Американская киноакадемия учредила номинацию «За лучший анимационный полнометражный фильм». Награду получил «Шрек» (2001) Эндрю Адамсона и Вики Дженсона.