Чем более необычный заказ - тем интереснее: работа с кожаными изделиями
В момент разговора мы находились в его небольшом творческом пространстве в обычном жилом московском доме. Когда я зашел в комнату, Саймон работал над байкерской жилеткой, которую у него заказал клиент.
- Как началось ваше знакомство с ремеслом? Почему вы работаете именно с этим материалом?
- Все началось с момента, когда я окончил школу, я пошел работать в ателье. Конец 80-х - начало 90-х, это то время, когда в моду вошли кожаные изделия. Они приобрели определенную доступность. Мы начали шить из кожи. Что только не попадалось под руку: шили из боксерских перчаток, ношеных плащей из секондхенда. На одну куртку уходило, как правило два или три больших плаща. Таким образом мы делали первые кожаные куртки. С самого начала мне очень понравилось работать с этим материалом. Кожа - очень ответственный, но очень благодарный материал. Ее нельзя два раза прошить, нельзя два раза отрезать. Если сделать слишком большие припуски, то не будет видно, как она сидит. Если отрезать - просто не сядет.К коже нужен определенный подход. Но самое приятное - когда клиент надевает куртку и понимает, как хорошо она на нем сидит, а ты в этот момент смотришь на него и понимаешь, как ему круто. Может ради этого мы и работаем. Я работаю с кожей уже 32 года. Семь из них я проработал костюмером в театре. Какие только мне не приходили заказы. И сапоги-скороходы, и шапки-невидимки. Когда я работал в театре, мне рисовали эскизы, по которым надо было выполнять работу. Сейчас я все рисую сам. Клиент высказывает пожелания, из которых я делаю вывод и стараюсь максимально приближенно воплотить его желания в жизнь. Как сказал один мой хороший друг: "Свою косуху можно только сшить". Под этими словами он подразумевал, что ее можно сделать только под себя, на заказ. Куртка, сделанная под определенного человека сидит, словно вторая кожа. Когда ты надеваешь вещь, она словно прирастает к тебе.
У Саймона есть ещё одна страсть - головные уборы и маски, этому он посвящает своё свободное время, а иногда делает на заказ. Некоторое время назад он воплотил в жизнь коллекцию головных уборов древних цивилизаций. Цель проекта - воссоздать головные уборы, которые полностью утрачены для мира в настоящее время. Он брал за основу статуи, картины, чеканку на монетах.
В мастерской есть маска чумного доктора, корона из "Бердмена", треуголка из "Пиратов Карибского моря" и многое другое.
- Кто обращается к Вам чаще всего?
- Нельзя сказать, что у нас есть определенная категория людей. Нельзя сказать, что наши клиенты -только байкеры, или только рокеры. Часто случается так, что та аудитория, на которую рассчитываешь, не становится основной. Многие люди, которые приходят - это люди с весьма необычным взглядом на вещи. Многие хотят видеть на себе то, что другим бы вообще в голову не пришло.
- Назовите самый необычный заказ.
- Ко мне часто приходили странные, порой необычные заказы. Я занимаюсь этим уже слишком долго, так что ко мне обращаются тогда, когда уже не к кому обратиться. В этом роде деятельности я перепробовал уже все, нет таких изделий из кожи, которые я бы не смог выполнить. Интересно пробовать себя в чем-то новом, поэтому для меня самый интересный заказ - это сложный. Самый необычный... Как-то у меня попросили повторить костюм Ван Хельсинга, это было давно, лет 12 назад. Еще ко мне пришел молодой человек с весьма необычной просьбой. Ему подарили старую косуху, с историей, и она была ему мала на два размера. Мы ее расставляли, расшивали, а образовавшиеся отверстия закрывали другими деталями, разными рисунками, молниями, языками пламени. В итоге получилось очень достойная вещь. К нему даже подошел хозяин одного крупного мото бара и предложил купить ему любую косуху, в обмен на эту. Парень отказался.
- Сложно ли достать материалы?
- Нет, материалы найти не сложно. В Москве есть множество магазинов, которые торгуют и кожей, и комплектующими частями, и инструментами. В 80-х - 90-х годах это была трагедия. Было сложно найти поставщиков. Сейчас другая проблема: очень мало людей, которые умеют работать руками. Раньше при детских домах были кружки, на которых детей обучали работать руками, что в дальнейшем помогало им при устройстве в жизни.
- Какую кожу вы обычно используете?
- Чаще всего это КРС (крупный рогатый скот). Когда разговор заходит о косухах, все спрашивают: "А не из свиной ли кожи вы шьете?" Нет. Мы шьем не из свиной кожи, потому что использовать эту кожу для косухи - нонсенс. Когда обрабатывают свиную кожу - выдирают щетину, от которой остаются маленькие отверстия. Если туда попадет влага, то потом она будет очень долго испаряться. Куртка станет тяжелой, влажной и всегда будет долго сохнуть. Поэтому только КРС.
- Чем отличается кожаная куртка из магазина от кожаной куртки сделанной на заказ?
- Внешне они могут быть очень похожи. Та же толстая черная кожа, те же нитки. Кстати, нитки у дешевых вещей очень хорошие, потому что плохие будут часто рваться, их надо будет чаще менять, так что производители экономят на качестве кожи. Когда мастер шьет куртку для клиента, берется целая шкура, которая выкладывается на стол. Вдоль хребта проводится линия от шеи до хвоста, и из цельного куска кожи производится куртка. Это очень важный момент, потому что если попасть под дождь в такой куртке, да, она может немного сесть, но она сядет равномерно. Если же дешевая китайская куртка намокнет, то она тоже сядет, но неравномерно. Может сесть под углом, и если надеть ее, она уже не будет сидеть, как вторая кожа. Мы не экономим на материале и отвечаем за качество на 100%.
- Какие проекты вы хотите воплотить в жизнь?
- У меня есть несколько интересных идей, например, я хочу показать головные уборы древних цивилизаций и их "эволюцию" до современности. Как тот или иной убор изменялся на протяжении столетий. Я очень люблю свое дело, и мне очень хочется делиться знаниями с другими людьми. К сожалению, у меня нет большой мастерской, где я мог бы на постоянной основе обучать детей и взрослых этому делу. Я считаю своим долгом популяризировать это ремесло. На моем жизненном пути мне попадались очень хорошие учителя, которые умели то, что не умеют другие, и, порой неохотно, делились со мной накопившимися у них знаниями. Проблема заключается в стоимости. Дорогая аренда, высокая себестоимость материалов дают о себе знать, так что заниматься этим без финансовой поддержки очень сложно.