Павел Санаев: Публиковать письма и дневники некрасиво
По словам Павла Санаева, он никогда и не собирался писать продолжение ставшей бестселлером повести.
— Павел, как же так? Мы все ожидали истории про подросшего Сашу Савельева, а герой новой книги — совершенно другой человек…
— В принципе, если вам так нравится, можете считать, что «Раздолбай» и Саша Савельев — это одно лицо. Но и те, кто подумает по-другому, тоже будут правы. Новый роман — абсолютно независимая от «Плинтуса» работа, и никаких сюжетных перекличек с первой книгой в нем нет. Но по интонации, по литературному языку роман к «Плинтусу» очень близок.
— Но все-таки в ней есть нечто автобиографическое?
— Я принципиально не буду комментировать, что правда, а что нет. Не хочу повторять своей прежней ошибки с «Плинтусом», по поводу которого меня до сих пор спрашивают: «А это было на самом деле?» Вы можете относиться к новой книге, как к стопроцентной автобиографии, можете думать, что это полный вымысел, а можете считать, что там все смешано. Хотя, конечно, черты некоторых персонажей я списывал со знакомых мне людей.
— И среди них наверняка были люди известные?
— Вот я так и вижу, как вы сидите и думаете: в квартиру Ролана Быкова наверняка приходили многие знаменитости, вроде Михаила Козакова или Михаила Жванецкого, и Санаев их всех вывел в новой книге. Ничего подобного. Среди персонажей «Хроник Раздолбая» друзейгостей семьи Быкова-Санаевых нет.
— Может, чтобы пресечь все вопросы, вам следует написать книгу мемуарного характера о знаменитом отчиме? К тому же вы сами рассказывали, что когда-то, чтобы привить вам любовь к письму, Ролан Быков затеял с вами переписку. Наверное, эти письма тоже имеют большой интерес, ведь зачитываются же люди «Письмами сыну» Евгения Леонова…
— В наших с Быковым письмах, которые, кстати, не сохранились, ничего особенного не было, они носили скорее бытовой характер. Во-вторых, я вообще не сторонник такого рода публикаций. Да, многим очень нравится читать, например, переписку Чехова, но откуда мы знаем, был бы рад сам писатель, если бы узнал, что его письма издали.
Я считаю, что письма и дневники носят сугубо интимный характер, и незачем выставлять их на всеобщее обозрение. А книгу о Ролане Быкове уже создала моя мама, которая знала отчима гораздо лучше, чем я.
— Сюжет вашего романа разворачивается в России на фоне 90-х.
Сейчас многие оценивают этот период по-разному, высказывая диаметрально противоположные мнения. Чем была та эпоха для вас?
— На нее пришлась моя молодость, и, я думаю, в этом мне повезло. Ведь для многих людей зрелого возраста те времена стали трагедией. Например, мой сосед всю жизнь работал на оборонном химическом заводе, был крупным ученым. А потом в один прекрасный день оказался выброшенным на улицу. И дальше занимался тем, что развозил товары в коммерческие палатки. И таких было тысячи.
А потом оказалось, что это не их жизненный проигрыш, а проигрыш каждого из нас, потому что ученых, которые могут сделать какие-то открытия, теперь не хватает...
— С недавних пор вы стали телеведущим в программе «ЖЗЛ» на биографическом канале «Время». Как ощущаете себя в этой роли?
— Когда пишешь, устаешь все время находиться в четырех стенах. Меня привлекла возможность встретиться с какими-то людьми и при этом не просто потрепаться за столом, а поговорить о какойто яркой исторической личности. Мне нравится и формат этой передачи. Она никак не связана с шоу-бизнесом, а относится, скорее, к культурнообразовательному сегменту.
— Вам не хотелось бы написать детскую книгу для своей маленькой дочки?
— Когда-нибудь напишу. Когда дочь начнет задавать вопросы об окружающем мире.