Фото: shutterstock

Второй тур выборов в Турции: кто станет президентом, какие шансы у Эрдогана и чья победа выгодна России

В мире

В Турции 28 мая состоится второй тур президентских выборов. Их главная интрига — сможет ли находящийся у власти уже 20 лет Реджеп Тайип Эрдоган сохранить свой пост. О событиях, предшествующих очередному голосованию, шансах кандидатов на победу и выгодном для России итоге — в материале «Вечерней Москвы».

Что было после первого тура

В первом туре, как и предполагали эксперты, основная борьба развернулась между двумя кандидатами — действующим президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и лидером объединенной оппозиции Кемалем Кылычдароглу. Оба обеспечили себе выход во второй тур: первый набрал 49,5 процента голосов, второй — 44,9.

Важно отметить экс-участника президентской гонки — кандидата от правого альянса ATA Синана Огана. В первом туре он набрал всего 5,2 процента голосов и выбыл из гонки. Однако именно Оган, судя по всему, окажет решающее влияние на исход всей кампании. Из-за этого его уже прозвали «делателем королей».

После 14 мая и Эрдоган, и Кылычдароглу назначили встречи с Оганом. Каждый из кандидатов хотел получить поддержку последнего, а вместе с ней и голоса почти трех миллионов его избирателей. Что именно предлагали Огану, неизвестно. Однако 22 мая он призвал своих сторонников голосовать за Эрдогана.

Также в преддверии второго тура оба кандидата отметились громкими обещаниями. Так, Эрдоган заверил избирателей, что в случае победы не пойдет на третий срок. Кылычдароглу в свою очередь пообещал после избрания выслать из Турции всех беженцев.

Кто из кандидатов имеет больше шансов на победу

Почти все опросы общественного мнения указывают на победу действующего президента. Так, по данным Konda, Эрдоган наберет во втором туре 52,7 процента голосов, а его соперник — 47,3. Агрегированные опросы Poll of Polls (собраны газетой Politico) предсказывают победу Эрдогана с 51 процентом голосов избирателей.

Во многом такой расклад стал возможен благодаря грамотной агитации, которую штаб действующего президента провел в преддверии второго тура.

— За две недели перед вторым туром Эрдоган только укрепил свои позиции, — объясняет «ВМ» политолог Фархад Ибрагимов. — Его оппонент Кылычдароглу, наоборот, лишь терял голоса. В какой-то момент он даже назвал Эрдогана «псевдолидером, подчиняющимся России». Избиратели восприняли это как жест отчаяния.

Важной составляющей в вероятной победе Эрдогана сыграет поддержка лидера ATA Огана, которая, как считается, даст ему несколько миллионов голосов. Однако есть мнение, что «фактор Огана» не гарантирует успех действующему президенту, так как значительная часть голосовавших за «правого» политика делала это в знак протеста.

Тем не менее турецкая оппозиция все же рассчитывает на победу. Об этом, в частности, за несколько дней до второго тура заявил сторонник Кылычдароглу, мэр Анкары Мансур Яваш. По его словам, задача оппозиции — привлечь на избирательные участки тех, кто не принимал участие в первом туре. Но хватит ли этого для победы?

— Эрдоган тоже может мобилизовать свой электорат на второй тур, так что это палка о двух концах, — отвечает Ибрагимов. — Так или иначе, накануне выборов мы с высокой долей вероятности можем утверждать, что в ближайшие пять лет Турцией будет управлять именно Эрдоган.

Чья победа выгодна России

Опрошенные «ВМ» эксперты полагают, что наиболее благоприятный исход турецких выборов для России — победа Реджепа Тайипа Эрдогана.

— При победе Эрдогана отношения между Россией и Турцией укрепятся, — уверен Ибрагимов. — Более того, разворот Турции на восток расширится, то есть страна продолжит и нарастит сотрудничество в евразийском пространстве. Прежде всего с Россией, Китаем и Индией.

Эрдоган в ходе своей кампании не раз благожелательно высказывался в адрес нашей страны. Так, 19 мая он сказал, что у Турции «положительные отношения с Россией» и вводить антироссийские санкции его страна не намерена.

Между тем Кылычдароглу отметился целым рядом негативных высказываний. Еще до выборов он обвинил Россию в «заговорах» и призвал «держать руки подальше от турецкого государства». А уже после первого тура оппозиционер и вовсе пригрозил нашей стране санкциями.

amp-next-page separator