«Компаньоны и конкуренты одновременно»: куда движутся отношения Китая и США
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНедавний визит в Китай госсекретаря США Энтони Блинкена не принес решительного прорыва в сложных американо-китайских отношениях. Более того, вскоре после отъезда мистера Блинкена из Пекина возник дипломатический скандал — пусть не слишком громкий, но вполне способный дезавуировать даже те скромные результаты, которых американскому чиновнику повезло добиться в ходе этой поездки. Куда движутся американо-китайские отношения?
Вскоре после отъезда Блинкена из Китая президент США Джо Байден, выступая перед избирателями в Калифорнии, назвал председателя КНР Си Цзиньпина «диктатором» — в общем-то, без особого повода и оснований, сугубо «на голубом глазу». Заодно, припомнив весеннюю историю то ли с заблудившимся китайским метеорологическим зондом, то ли с зондом-шпионом, поставил под сомнение компетентность Си: мол, тот сам не знает, что там творят его спецслужбы. Последнее в контексте китайской политической культуры является гораздо худшим оскорблением, чем «диктатор». Позднее Байден повторил свое определение уже во время встречи с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, притом что Нью-Дели и Пекин — давние геополитические конкуренты, а их отношения обременены еще и территориальными спорами.
Китайцы, выждав паузу, вызвали американского посла в КНР Николаса Бернса и выразили ему демарш в связи с высказываниями американского президента. Со своей стороны, координатор Совета национальной безопасности по стратегическим коммуникациям Джон Кирби, пытаясь, видимо, сгладить впечатление от несдержанного высказывания Байдена, подчеркнул, что Белый дом не рассматривает этот инцидент как способный вызвать значительные негативные последствия и что США не предвидят дополнительных осложнений в и так непростых отношениях с Китаем.
Заместитель официального представителя Госдепартамента Ведант Патель так и вовсе бросился защищать достижения главы ведомства, заявив, что высказывания Байдена «абсолютно нисколько» не уменьшили прогресса в американо-китайских отношениях, достигнутого Блинкеном во время визита.
Относительный успех этот визит все же принес. В его завершающей части американский чиновник был удостоен 35-минутной аудиенции у председателя КНР Си Цзиньпина. Хотя в самом начале визита и до него уверенности в этой встрече у обеих сторон не было. Однако говорить о том, что в ходе переговоров стороны разрешили все накопившиеся проблемы и срезали все острые углы, было бы тоже неверно.
Визит госсекретаря планировался еще пять месяцев назад, но был сорван после уже упомянутого инцидента с китайским зондом, который был сбит над побережьем Северной Каролины после того, как пересек всю страну с запада на восток.
Уже тогда можно было предположить, что отсрочка визита продлится недолго, поскольку Вашингтон и Пекин заинтересованы в том, чтобы сохранять рабочие отношения во имя масштабных взаимных экономических интересов.
Обе страны не склонны скатываться к открытой конфронтации. По крайней мере, настроены на то, чтобы держать нарастающее геополитическое соперничество под контролем. А оно именно нарастает. Китай не скрывает своих экономических, технологических и теперь уже военных амбиций, прежде всего в Юго-Восточной Азии.
35-минутная церемония в Большом зале народных собраний была обставлена по всем правилам китайского символизма в этикете, когда только хозяин до конца понимает, что он вкладывает в те или иные многозначительные фразы. Председатель Си выглядел сдержанно-доброжелательно, похвалив обе стороны (как пристало настоящему «небожителю», наблюдающему за происходящим на грешной земле свысока) за прогресс по «некоторым» — неуказанным — вопросам, заметив многозначительно: «Это очень хорошо».
Между тем у США и КНР накопилось немало разделяющих их проблем. Пекин, в частности, обвиняет Вашингтон в том, что тот поддерживает стремление Тайваня к независимости, периодически предпринимая разного рода политические демарши в виде, например, визитов делегаций американского конгресса. Однако в ходе данного визита госсекретарь вновь заверил партнеров, что таких намерений у Вашингтона нет и что он привержен идее сохранения «статус-кво». Вряд ли, впрочем, таких заверений Пекину окажется достаточно. Тем более что Вашингтон не собирается сворачивать поставки вооружений Тайбэю. Не далее как осенью прошлого года администрация Байдена одобрила свой шестой пакет военных поставок для Тайваня — на 1,1 миллиарда долларов, который включает 60 береговых противокорабельных ракет Harpoon. Это стало ответом на учения Народно-освободительной армии Китая в августе вблизи острова, в которых приняли участие военные корабли и авиация. Весной текущего года одобрен уже новый пакет военных поставок — на 619 миллионов долларов, включая ракеты для истребителей F-16. И это снова совпало с военными учениями НОАК близ острова.
Америку вообще все больше беспокоит растущее военное присутствие Китая в Юго-Восточной Азии, стремительное развитие китайских военных и вообще передовых технологий, что делает КНР главным геополитическим соперником США на ближайшие десятилетия.
Китай, в свою очередь, обвиняет Вашингтон в нагнетании напряженности в ЮВА путем наращивания военных связей в сфере безопасности с региональными державами — соперницами КНР, включая Японию, Южную Корею, Филиппины, Австралию и Индию. Наконец, Вашингтон, безусловно, хотел бы перетянуть Пекин на свою сторону касательно военного конфликта на Украине, резко ограничив сотрудничество Китая с Россией. А Пекин не устраивает политика США по сдерживанию технологического развития Китая посредством всевозможных санкций и ограничений (на поставку передовых чипов или оборудования для их производства, например). Некоторые предполагают в этой связи, что Пекин может «разменять» поддержку России в конфликте с Украиной (хотя и очень ограниченную) на послабления в американских санкциях. Это очень упрощенный подход. Политика Китая более сложная, в том числе он не заинтересован в том, что на Западе сочли бы «разгромом России на Украине», поскольку это означало бы «возвышение Америки» как главного конкурента Китая, а также что следующей целью и жертвой может стать сам Китай.
Блинкен в ходе своего визита пытался убедить китайцев возобновить каналы прямых связей между военными двух стран, которые, как уверяют в Вашингтоне, имеют решающее значение для предотвращения кризисов. Они были разорваны в прошлом году в ответ на дерзкий визит тогдашнего спикера палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси в Тайбей. Однако в этой части миссия Блинкена провалилась. Китай еще раньше отклонил предложение об официальной встрече между министром обороны США Ллойдом Остином и министром обороны Китая Ли Шанфу, находящимся под санкциями США. Логика проста: вы санкции сначала снимите, а потом будем разговаривать.
Возможно, несколько большего госсекретарю удалось добиться по вопросу освобождения задержанных в Китае американских граждан. Однако детали по этой части будут известны позднее. Переговоры на такие темы обычно проходят в конфиденциальном порядке.
На фоне преобладающего пессимизма по поводу возможности достижения больших прорывов в двусторонних отношениях команда Блинкена пыталась сделать ставку на достижение договоренностей по менее значительным вопросам, таким как выдача виз, увеличение числа коммерческих авиарейсов между странами, вопросы экологии, совместная борьба против изменения климата и так далее. Отчасти это справедливо: не стоит пренебрегать так называемыми мелкими вопросами, поскольку они во многом создают ткань двусторонних отношений, которые не могут строиться только на каких-то «хитах». Например, Америку всерьез беспокоит так называемый фентаниловый кризис, когда из Китая идет поток химических веществ-прекурсоров в лаборатории в Южной Америке, где производится смертоносный опиоид, который потом попадает в Америку, где население подсело на обезболивающие. В прошлом году в Соединенных Штатах власти изъяли фентанил, количества которого достаточно, чтобы убить каждого американца. Синтетические опиоиды, в особенности фентанил, являются убийцей номер один американцев в возрасте от 18 до 49 лет.
Теперь вслед за госсекретарем продолжать работу по плетению этой ткани будут другие чиновники американской администрации.
В ближайшие недели в КНР собираются министр финансов Джанет Йеллен, министр торговли Джина Раймондо, спецпредставитель президента США по вопросам изменения климата Джон Керри. Если и эти визиты принесут хоть какой-то результат, то возможно, что еще перед президентскими выборами в Америке в следующем году состоится встреча лидеров двух стран.
Свою часть работы пытаются проделать и представители бизнеса, которые зачастили в КНР, каждый стараясь пролоббировать интересы свой корпорации. Так, незадолго до визита госсекретаря США Си Цзиньпин принимал в своей резиденции главу Microsoft Билла Гейтса. Также в Китае побывали Мэри Барра из General Motors, Джейми Даймон из JPMorgan Chase и Стивен Шварцман из Blackstone. Был недавно и Илон Маск, исполнительный директор Tesla и владелец Twitter. В марте КНР посещал гендиректор Apple Тим Кук. Это тоже часть взаимной «ткани», препятствующей дальнейшему сползанию в прямую конфронтацию.
Взаимные экономические интересы двух стран слишком велики, чтобы ими можно было полностью пренебречь в угоду «голимой геополитике». В прошлом году импорт товаров США из Китая вырос на 6,3 процента, до 536,8 миллиарда долларов. Это чуть ниже максимума в 538,5 млрд долларов, установленного в 2018 году. Да и экспорт из США в Китай, несмотря на сохраняющийся огромный профицит в пользу КНР, побил рекорды, увеличившись на 1,5 процента, до 153,8 млрд долларов. В этом смысле соглашение о перемирии в торговой войне, подписанное в конце срока администрации Трампа, работает. Но лишь очень отчасти.
Что же Китай ввозит в США? На первом месте, как ни трудно поверить, компьютеры и электроника — на 161 миллиард долларов. На втором месте — электрооборудование и компоненты (55 млрд), далее продукты нефтехимии (35 млрд). У США на первом месте по экспорту в КНР — сельхозпродукция (30 млрд долларов), из которых 18 млрд долларов — соя. Затем химикаты — 25,7 млрд, и на третьем месте — нефть и газ (более 11 млрд). Этот объем по стоимости сопоставим с российскими поставками: Китай закупил СПГ у России в прошлом году на 6,8 млрд долларов (плюс еще примерно 4 млрд за газ трубопроводный для КНР), что меньше объемов, закупленных у США, однако Россия заметно превосходит Америку по поставкам нефти в КНР.
В Пекине обеспокоены, как бы дальнейшее охлаждение отношений с Америкой не ухудшило бы инвестиционный климат в Поднебесной.
Ведь именно Вашингтон задает тон на мировых финансовых рынках. Уже в прошлом году иностранные частные инвестиции в Китай упали до самого низкого уровня за 18 лет — именно из-за роста напряженности в отношениях с США, ухудшения перспектив роста ВВП и опасений возможного отката экономических реформ в политике Си Цзиньпина. Так, во второй половине 2022 года прямые иностранные инвестиции в Китай составили 42,5 миллиарда долларов, что на 73 процента ниже по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В последние годы почти не было новых заходов европейских компаний. А среди предприятий, которые продолжают инвестировать в Китай, подмечена тенденция к «внутреннему разъединению», когда компании, в том числе крупные автопроизводители, разделяют свои китайские и некитайские цепочки поставок, чтобы ограничить риски, например, утечки технологий. Другие компании сократили свои операции в Китае или полностью отказались от них. К концу 2022 года количество иностранных производителей и других компаний в промышленном секторе Китая сократилось на 0,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что стало первым снижением за три года.
Это в том числе связано с напряженностью между Вашингтоном и Пекином по поводу «утечек/воровства» передовых технологий. В целом визит Блинкена в Китай не принес ни прорывов, ни новых скандалов. Сторонам было важно продемонстрировать, что каналы коммуникаций сохраняются, но каждая сторона остается при своих интересах и жертвовать ими не намерена. Будут скрежетать зубами, как говорится, но терпеть друг друга еще долгое время. Это не успех, но и не провал. Это бизнес.
Которому все больше, с одной стороны, мешают нарастающие геополитические противоречия, с другой — именно такой масштабный совместный бизнес пока заставляет обе страны пытаться договариваться друг с другом.
КСТАТИ
В конце ХХ века США и Китай вполне себе дружили — Штаты создали этот неформальный союз для ограничения СССР.
Британский историк Нил Фергюсон даже придумал термин «Чимерика» — симбиоз экономик двух самых развитых стран (China + America). США охотно переносили на территорию КНР заводы и фабрики, на которых трудились безответные и безотказные китайские рабочие, лишенные защиты могучих американских профсоюзов, а Китай накапливал огромные валютные резервы и вкладывал их в бумаги американского казначейства. Постоянный приток китайских денег обеспечивал ФРС США возможность поддерживать низкую процентную ставку, что, конечно, стимулировало рост экономики, но все больше привязывало Вашингтон к Пекину.
К 2006 году на долю Чимерики приходилось около четверти населения планеты, около трети мирового ВВП. Чимерика обеспечивала более половины мирового экономического роста.
МНЕНИЕ
Войны за Тайвань, вероятно, не будет
Александр Бартош, кандидат военных наук:
— С одной стороны, США в военных доктринах называют Китай главным стратегическим соперником. А соперников они либо ослабляют, либо пытаются уничтожить. С другой, воевать против Китая им не с руки: это страна с населением в 1,5 миллиарда и ядерными боеголовками. Плюс фактически американская фабрика. Поэтому взят курс на ослабление Китая. Для этого американцы начинают поддерживать Индию, с которой у Китая давние территориальные споры и вообще натянутые отношения. Неудивительно, что во время последнего визита в Вашингтон индийский премьер Моди подписал с США соглашение о поставках в Индию американских вооружений. Штаты одним выстрелом убивают трех зайцев: усиливают китайского соперника, зарабатывают на поставках оружия, вытесняют из Индии Россию, которая до сих пор была его главным поставщиком в страну.
Отдельная история — Тайвань. Воевать за него Китай не хочет. Китай делает ставку на часть островных элит, которые давно уже проматериковые. Плюс ему невыгодно разрушение инфраструктуры Тайваня с его уникальными предприятиями, которые могут быть уничтожены в войне. Да, Китай возможность военного противостояния с США учитывает и, в частности, наращивает свой военный флот. Ведь война, если она случится, будет вестись на море: на материке Штатам делать нечего — там слишком много китайцев. Но при этом, очевидно, на данный момент Китай к этой войне не готов и будет всячески ее оттягивать. Скорее всего, ее вообще не случится: США будут ослаблять Китай по-другому.