Что происходит с политической системой Франции и почему Италия с Испанией следующие
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПрактически две трети парламента Франции 8 сентября выразили вотум недоверия правительству нынешнего премьер-министра Франсуа Байру, из-за чего тот уйдет в отставку. Что происходит с политической системой Франции, выясняла «Вечерняя Москва».
Президентское лобби собрало 194 голоса, что чуть больше, чем ожидалось, но 364 депутата решительно отправили в отставку правительство премьера Франсуа Байру, достаточно блеклого центриста, выбранного на роль главы кабинета по той причине, что его персона никого особенно не раздражала.
Это уже четвертая отставка премьера за последние два года президентства Макрона. Парадокс в том, что сам Макрон, выходец из империи Ротшильдов, инвестиционный банкир, изначально был выдвинут против Марин Ле Пен исключительно как выдающийся экономист, способный решить уже тогда назревавшие проблемы и сохранить место Франции среди стран-лидеров. Провал же правительства Байру был связан с его попыткой провести в рамках утверждавшегося бюджета ряд непопулярных мер: замораживание пенсий, социальных пособий, урезание ряда бюджетных статей при сохранении роста оборонных расходов и отмена выходных понедельников после Пасхи и Дня Победы.
Столкнувшись с неприятием плана его реформ, премьер решил сыграть ва-банк, шантажируя оппозицию тенью политического кризиса и перспективой оставить страну без бюджета. Но, как говорится, номер не прошел. Как заявила сама Марин Ле Пен, которая сохраняет свой парламентский мандат, несмотря на судебный приговор: «Мы были полностью не согласны с политикой Байру. Все, что он предпринимал, было либо не по делу, либо откровенно вредно». Сейчас сам французский президент может рассмотреть два варианта дальнейших действий. Первый — предложить фигуру нового премьера; среди кандидатов — министр обороны Себастьян Лекорню и бывший премьер-социалист Бернар Казнев. Второй вариант — объявить о роспуске парламента и назначить в соответствии с Конституцией новые выборы Нацсобрания, в ходе которых его сторонники рискуют понести поражение. Но проблема, стоящая перед некогда процветающей и стабильной страной, куда существеннее.
— Вопрос в том, что, кто бы ни пришел в Матиньон, резиденцию премьера, он неминуемо столкнется с практически неразрешимыми проблемами, которые копились долгие годы, — поделился с «Вечерней Москвой» своим пессимистическим прогнозом известный экономист Андрей Бунич. — Дело-то даже не конкретно во Франции с ее раздутыми социальными бюджетами, многочисленными праздниками и боевыми профсоюзами, которые постоянно угрожают властям демонстрациями и забастовками. Речь идет о серьезнейшей, копившейся годами системной проблеме, которая постепенно поражает все больше европейских стран. Особенно тех, что десятилетиями считались локомотивами общеевропейской экономики.
Фактически Евросоюз так и не преодолел до конца последствий финансового кризиса 2011 года. Мы же помним, в какой финансовой яме тогда оказалась Греция, власти которой годами фальсифицировали отчеты и статистику, а потом оказалось, что страна полный банкрот. Тогда ее долги были выкуплены, но Греция фактически остановилась в развитии, занимаясь постепенным погашением долга. Но уже и тогда было видно, что следующим слабым звеном может стать именно Франция. И в основе этого кризиса — политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), главного финансового института зоны евро, с его кредитной политикой, которая технически свелась к постоянному рефинансированию как государственного дефицита, так и долгов банков. Однако такая эмиссионная поддержка ради покрытия дефицитов не может тянуться вечно.
Вот и канцлер Фридрих Мерц не просто так заявил, что Германия больше не в состоянии поддерживать существование государства благосостояния. Но проблемы Германии — это проблема всего Европейского союза, учитывая, что именно эта страна всегда была источником самых больших поступлений в общий бюджет. Да и ЕЦБ расположен там же, во Франкфурте-на-Майне. Так что, если у Берлина насморк, Париж рискует серьезными осложнениями. И кризис, как следствие жизни не по средствам, не имеет простого и безболезненного решения. И так уже у Франции госдолг, равный 110 процентам ВВП, а в ближайшее время, по некоторым оценкам, он грозит достигнуть 150 процентов ВВП. А нынешний дефицит бюджета за первые полгода составил 100,4 млрд евро.
А ведь до недавнего времени и проценты по долгам были скорее символические. Опять-таки в силу политики ЕЦБ. Но в нынешней ситуации, в результате риска снижения кредитного рейтинга страны, стоимость обслуживания французского госдолга может подскочить и усугубить финансовые проблемы. Собственно, и уходящий Франсуа Байру допустил, что вскоре только обслуживание госдолга может стоить Франции 100 млрд евро. Так что Франции, которая сталкивается еще и со снижением конкурентоспособности, грозит остановка развития, какие бы обещания сейчас ни давали и правые, и левые. А за Францией наступит очередь Италии с Испанией. Все это дело, может, и не одного года, но процесс уже запущен.
ДОСЬЕ
Франсуа Байру — французский писатель, политик и государственный деятель, с 13 декабря 2024 года премьер-министр Франции. Родился 25 мая 1951 года в Бордере. Изучал классическую литературу в Университете Бордо III и окончил его в 1974 году. Политическую карьеру начал в 1982 году, вступив в праволиберальную партию «Союз за французскую демократию». Работал депутатом от департамента Атлантические Пиренеи и занимался вопросами ликвидации безграмотности. Трижды участвовал в президентских выборах (2002, 2007 и 2012 годы), где выступал как представитель центристских политических взглядов. С 13 декабря 2024 года занял должность премьер-министра Франции после отставки правительства Мишеля Барнье.