Зеленский или Порошенко: кто будет платить за российскую нефть
Москва приняла ответные меры на действие украинского кабмина, который расширил список российских товаров, запрещенных для импорта. Российское правительство запретило экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов из РФ. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
— Устанавливается запрет на экcпорт на Украину российской нефти и нефтепродуктов, — приводит ТАСС слова главы российского кабмина.
Запрет начнет действовать с 1 июня. Москва будет поставлять Киеву уголь, нефть и нефтепродукты только по отдельным разрешениям. Также запрещен ввоз украинской продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Член экспертного совета Института инновационного развития, руководитель Центра геополитических исследований, политолог Дмитрий Родионов:
— Давно пора было это сделать (ввести санкции). Мы помним санкции против конкретных лиц. Киев каждые полгода обновлял список, а мы ввели ответные меры только в прошлом году. Мы, Россия, не хотели бить по украинскому народу, тогда как нас называли «страной-агрессором». Но рано или поздно пришлось бы это сделать, потому что молчать нельзя. Почему сделали это перед выборами? Кто-то на Украине скажет, что Москва играет на стороне одного кандидата, но речь в данном случае не об этом. Мы так показываем и Зеленскому, и Порошенко, что им в любом случае придется считаться с нашим мнением, что дальше плевать в сторону Москвы и отворачиваться от России не получится.
Эти санкции можно отыграть. Они вступают в силу только с 1 июня. Отыграть можно все что угодно, нет ничего вечного. Вопрос в том, что предпримет новый украинский президент до июня: у победителя президентской гонки будет месяц, чтобы показать свое отношение к России. «Время есть, подумайте, — пытаемся сказать мы. — Есть время, можем договориться».
Из двух кандидатов о возможности диалога с Москвой говорил только Зеленский. Но и он ведет себя противоречиво: то дружить с Россией, то нет. Посмотрим, что он скажет в итоге. А мы дали понять: у нас есть что показать.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:
— Есть такая вещь — белорусские креветки, которые бывают в знаменитом «белорусском море». Ни моря, ни креветок в Белоруссии нет, но за последние годы мы увидели импорт (с точки зрения Украины) поставок через Белоруссию и Польшу. Речь идет как об угле, так и о нефтепродуктах. Можно вспомнить несколько скандальных историй (секрет Полишенеля), когда донецкий уголь поставляли через Польшу на подконтрольные Киеву территории.
Мне представляется малоэффективным при сохранении поставок каналов российских энергоносителей сокращение прямых поставок. То есть поставки фактически все равно будут, но, вероятно, Украина станет закупать энергоносители через третьи страны.
Это приведет к подорожанию поставки этих энергоносителей (для Киева). В принципе, Украине не привыкать. Страна «невероятно богатая», покупает газ не у поставщика, а у перепродавцов. Если они могут себе позволить это — ну пусть покупают, если деньги лишние.
Россия является доминирующим поставщиком антрацита в мире. И Украине больше негде взять необходимые ей объемы. Либо напрямую, либо другие страны должны купить и продать Украине. Если Киев начнет покупать его не у нас, значит, третьи страны недополучат антрацит и будут вынуждены обратиться к РФ. А если Украина пойдет через третьи страны, они закупят необходимое, эти государства. То есть у России покупать в любом случае будут, для нас ничего не изменится.
У Украины большие проблемы грядут с доставкой ряда продуктов: угля, пропанбутана. И, как мне видится, выводить Украину из этого состояния никто не планирует.
Читайте также: Социологи представили последние рейтинги одобрения Зеленского и Порошенко