Политолог рассказал, чем обернется для украинских депутатов потеря неприкосновенности
Верховная рада Украины на пленарном заседании одобрила внесение изменений в Конституцию страны, благодаря которым парламентариев лишат депутатской неприкосновенности. Внести коррективы предложил президент страны Владимир Зеленский. Нововведения должны вступить в силу с 1 января 2020 года. «Вечерняя Москва» спросила политолога Владимира Корнилова, как украинским депутатам теперь себя защищать и где еще не существует депутатской неприкосновенности.
— В очень многих странах мира отсутствует депутатская неприкосновенность в том виде, как она представлена в постсоветских государствах. В большом количестве стран парламентарии имеют неприкосновенность только в отношении их политической деятельности, но они отвечают по обвинениям в уголовных преступлениях, будь то убийства или кражи и все подобное. Такие ограничения имеются в подавляющем большинстве стран Запада, например, те же Великобритания или США. На Украине боролись за отмену депутатской неприкосновенности с 2000 года. Тогда провели референдум, на котором эту идею поддержало 89 процентов проголосовавших. Шли к этому долго, теперь, я думаю, столько же, лет 20, будут неприкосновенность депутатов возвращать.
— Как украинские парламентарии будут себя защищать?
— Да никак. И во времена президентства Петра Порошенко эту норму сильно ограничили, и кого хотел он привлечь к уголовной ответственности, он и привлек. Своих оппонентов, разумеется. Где-то полтора десятка было принято решений о привлечении к уголовной ответственности тех или иных депутатов. Самый яркий пример — Надежда Савченко. Была нардепом — лишили неприкосновенности, и она отсидела. Потом ряд парламентариев, когда они договорились с властью, восстановили в ранге. Другой явный пример — депутат Верховной рады Украины восьмого созыва от Радикальной партии Олега Ляшко Игорь Мосийчук. Он откровенно попался на взяточничестве. Его чуть ли не в самой Раде задержали, единогласно высказались за снятие с него неприкосновенности. Потом его партийный лидер договорился о нужном власти голосовании, и историю эту подзабыли, как и преступление, которое Мосийчук совершил. Этот древний принцип сформулировал генерал Франко: «Друзьям — все, врагам — закон». Так это работало до Владимира Зеленского, так примерно будет работать и при нем. Просто не станут проводить процедуру снятия неприкосновенности с парламентариев в Верховной раде. Депутата от оппозиции, если он, например, сбил человека насмерть, будут привлекать к ответственности, а провластного, который голосует так, как нужно, — отмажут.
— Может сложиться ситуация, когда связи не помогут?
— Если человек действительно кого-то убил, то ему, естественно, не спастись. И иммунитет депутатский тут защищать не должен, с этим я согласен. Хочу напомнить, что когда в 90-м году подавляющее большинство на Украине высказалось за отмену депутатской неприкосновенности, либералы кричали, что это недемократично. Их поддерживал весь Запад, аргументируя тем, что отмена создаст зависимость парламентариев от власти. Сейчас же Европа считает такой шаг вполне демократичным.
Читайте также: Ситуацию с углем на Украине назвали «катастрофой» в Верховной раде