Фото: Администрация президента РФ

«Ритуальная пляска»: о чем могут договориться Путин и Байден на встрече

В мире

Владимир Путин и Джо Байден в ближайшие месяцы могут провести саммит, чтобы обсудить вопросы двусторонних отношений России и США. Какое значение будет иметь эта встреча и какие темы на ней будут обсуждаться, «Вечерней Москве» рассказали политологи.

«Ура, что не подрались»

По мнению директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, главы государств могут поднять три ключевые темы в ходе переговоров: ограничение вооружений, Украина и «Северный поток — 2». По первому вопросу, как считает эксперт, стороны вполне могут договориться или хотя бы подтвердить уже имеющиеся договоренности (в январе РФ и США продлили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений до 2026 года — прим. «ВМ»).

— Про Украину наши лидеры, конечно, тоже поговорят, но здесь позиции сторон неизменны. Они скажут: «Отдайте Крым!». Мы ответим: «Нет». И пойдем дальше дискутировать. Это ритуальная пляска, — сказал собеседник «ВМ».

По его словам, при обсуждении «Северного потока — 2» Москва и Вашингтон могут прийти к компромиссу. Путин будет пытаться убедить Байдена не мешать достраивать газопровод, на что глава Белого дома может согласиться, учитывая, что его мало волнует вопрос энергетического баланса, отметил Журавлев.

— Но тут вступают идеологические разногласия, поскольку наибольшую выгоду от остановки реализации «СП-2» получает Украина, — уточнил он.

Политолог призвал не ждать от возможного саммита ничего экстраординарного, но допустил, что он может вовсе не состояться, либо его проведут, но очень не скоро.

— Переговоры первых лиц — это, по сути, не переговоры, а констатация того, о чем договорились наши министерства иностранных дел. Это такая традиция, чтобы главы государств не упали лицом в грязь. Вот и получается, что Байден спросил Путина: «Давай переговорим?». Тот ответил: «Давай. А о чем?». И вот это уже дальше будут выяснять Госдеп и наш МИД, очень долго и нудно пережевывая повестку, — сказал собеседник «ВМ».

Он выразил мнение, что встречу все-таки нужно проводить, несмотря на то что это может быть дискуссия, где «договариваться особо не о чем».

— Какой-либо результат от переговоров в наших отношениях с США — крайне редок. Но, знаете, это еще со времен Хрущева и Брежнева так. Уже ура, что встретились и не подрались, — с иронией отметил Журавлев.

Фото: Whitehouse

«Гибридная война и вредный саммит»

В свою очередь директор Института политических исследований Сергей Марков сказал, что встреча Путина и Байдена необходима, но будет непростой, поскольку по многим важным вопросам Вашингтон попросту не захочет идти на контакт. В частности, это касается темы кибервооружений, которыми американцы, по мнению собеседника «ВМ», хотят пользоваться свободно, не прислушиваясь к возражениям Москвы.

— Еще один вопрос — гибридная война. Штаты ведут ее односторонне, они атакуют и уверены в своей силе, а потому не захотят ее прекращать. Россия брыкается, защищается, тогда как США, по сути, требуют, чтобы мы смирились. Их задача — навязать нам марионеточную хунту, как сделали это с Украиной, — заявил политолог.

Помимо этого, он не исключил, что президенты могут обсудить торговые вопросы, но здесь от Америки не приходится ждать ничего нового, кроме санкций.

— Вот что точно нужно сделать, так это восстановить нормальные отношения между нашими ведомствами и вернуть высланных дипломатов. Для этого даже встречаться не надо — просто нужен звонок Путина и Байдена, в ходе которого они решат этот вопрос, — сказал Марков.

По его словам, последние саммиты «почти все проваливались», поскольку стороны к ним не готовились должным образом. Прежде, говорит специалист, встречу на высшем уровне в течение многих месяцев прорабатывали сотни экспертов, которые в конце концов «выходили на решение», а лидерам стран оставалось его зафиксировать.

— Сейчас американцы блокировали подготовку к саммиту, и он провисает в воздухе. На мой взгляд, грядущая встреча может быть не просто бесполезной, но вредной, и от нее лучше отказаться. Потому что выглядит все так: Байден поманил — Путин сразу побежал, — заключил Марков.

Во вторник вечером, 13 апреля, Владимир Путин и Джо Байден провели телефонный разговор по инициативе американской стороны. В ходе беседы политики обсудили региональные и глобальные вопросы, а также заявили о планах продолжить дискуссию о стратегической стабильности и контроле над вооружениями. Помимо этого, Байден предложил российскому коллеге в ближайшие месяцы провести саммит в третьей стране. В ходе встречи, как уточнял Белый дом, президенты обсудят целый спектр двусторонних отношений.

Крымский вопрос

Крымский полуостров стал частью Российской Федерации после проведения референдума в 2014 году. Тогда 96,77 процента избирателей Крыма и 95,6 процента жителей Севастополя высказались за воссоединение региона с РФ.

Киев не признает итоги голосования и считает Крым частью Украины. Российская сторона неоднократно заявляла, что жители полуострова проголосовали в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН. По словам президента России Владимира Путина, вопрос Крыма «окончательно закрыт».

Газопровод «Северный поток — 2»

«Северный поток — 2» предусматривает транзит газа из России в Германию через Балтийское море. Разрешение на строительство уже выдали ФРГ, Финляндия и Швеция. Против проекта выступают США, Украина и Латвия. Лидеры этих государств считают его политическим, однако президент России Владимир Путин неоднократно опровергал данное мнение, утверждая, что РФ преследует исключительно экономические цели.

45-й президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет государства, который предусматривает санкции в отношении компаний, участвующих в строительстве газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Летом 2020 года Сенат США одобрил оборонный бюджет на 2021 год. В документе предусмотрено введение новых санкций в отношении «Северного потока — 2».

Ранее по теме:

Косачев назвал возможную встречу Путина и Байдена глобальным событием

Рубль усилил рост на фоне новостей о разговоре Путина и Байдена

Пушков скептически воспринял слова Горбачева о «разрядке» между Россией и США

amp-next-page separator