Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Афганский узел: чем грозит России очередная война на «кладбище империй»

В мире
Афганский узел: чем грозит России очередная война на «кладбище империй»
Военнослужащий правительственных войск Афганистана в 7-м районе города Кандагара. Продолжается противостояние с боевиками «Талибана» (движение признано террористическим, запрещено в РФ) / Фото: РИА Новости

Спешный вывод войск США из Афганистана и резкое обострение в этой стране гражданской войны крайне встревожили власти соседних государств. Судя по потоку громких заявлений и по начавшейся в постсоветских республиках Центральной Азии мобилизации резервистов, главный вопрос дня: вторгнутся ли талибы в Таджикистан и Узбекистан? А оттуда и до наших Оренбурга и Астрахани — рукой подать…

Афганистан опять в центре мировой политики. Маленькая, бедная, несчастная страна — большая проблема для сверхдержав и всех своих соседей. Россия не исключение, скорее, мы заинтересованы в мирном Афганистане больше других.

Адекватная оценка

На днях в ходе совещания с членами Совета безопасности президент России Владимир Путин обсудил проблемы, связанные с ситуацией в Афганистане. Ранее о том, что обострение обстановки в этой стране беспокоит из-за возможного перехода идущего там конфликта на территории стран-союзников, говорил глава российского МИД Сергей Лавров. «Сегодня на первый план выходит совместная работа по нейтрализации угроз с территории соседнего Афганистана», — на переговорах с министром обороны Таджикистана Шерали Мирзо заявил вылетевший в конце июля в Душанбе министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Повышенное внимание российского руководства к происходящему в Афганистане обусловлено тем, что там после поспешного и бесславного «драпа» американских войск ситуация становится все хуже и хуже. Боевые отряды Движения талибов (организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003) наращивают темпы наступления на правительственные силы. Каждый день появляется новая информация о потерях как талибов, так и солдат действующего режима — речь идет о сотнях человек. По данным ООН, только за последние полгода погибли около 1600 мирных жителей страны. Цифрам этим верить можно с большими допущениями: кто там и как считает?

Согласно утверждениям талибов, они сумели установить контроль уже над 85 процентами территории страны. Но и эта цифра — «лукавая». Судить о военных успехах по количеству захваченных ими уездов — бесполезно. В Афганистане сейчас кровавая «Свадьба в Малиновке» — то «красные» придут, то «белые», а где-то уже местные «паны-атаманы» власть держат, не надеясь больше на помощь кабульского правительства. Объективно лишь то, что талибы, один за другим, захватывают погранпереходы в районах вдоль границ с Ираном, Китаем, Пакистаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией.

Ждать ли вторжения?

У дипломатов слова, у военных — маневры

При всех опасениях переноса боевых действий из Афганистана на территории государств Центральной Азии в ближайшее время не будет просто потому, что у талибов нет ни военных, ни экономических сил для ведения войны с регулярными войсками постсоветских государств Центральной Азии. Тем более что за спиной у них стоит Россия. Движению талибов надо первым делом решить вопрос о центральной власти в собственной стране. Правительство в Кабуле пока уверенно держит под контролем все провинциальные центры и сдаваться не намерено. Наоборот, говорится о скором контрнаступлении на талибов.

Позиция мирового сообщества и в том числе России: усадить представителей враждующих в Афганистане сторон за стол переговоров. Создание переходного коалиционного правительства с участием талибов и худой мир — это лучший выбор. Альтернатива уже не раз демонстрировалась миру: кровавая резня всеми всех.

Поэтому, нисколько не обольщаясь заверениями, представителей политического крыла Движения талибов приняли в Москве и вели с ними переговоры. Потому так осторожен в оценках происходящего за отрогами Гиндукуша наш МИД. Российская позиция терпеливо озвучивается на всех уровнях: невмешательство во внутренние дела Афганистана. Сделать выбор о будущем устройстве жизни в своей стране должны сами афганцы. Поэтому наши дипломаты сейчас продолжают вести консультации с представителями всех противоборствующих в этой стране сторон.

Одновременно, пока определяются политические гарантии нераспространения войны в регионе, российские военные готовы гарантировать покой и безопасность собственной страны и ее союзников своими методами и способами.

Афганский узел: чем грозит России очередная война на «кладбище империй» Фото: Pixabay

С первых дней августа около 1500 военнослужащих России и Узбекистана показывают боевую готовность к отражению любой агрессии на совместном учении на полигоне Термез в Сурхандарьинской области. Маневры с привлечением около 200 единиц военной техники, в том числе авиационной, проходят в районе, граничащем с Афганистаном. Основу российского контингента составляют военнослужащие миротворческого соединения и бригады специального назначения Центрального военного округа (ЦВО). Поддержку с воздуха совместной группировке войск обеспечат экипажи штурмовиков Су-25СМ российской военной базы в Киргизии. Еще одно совместное военное учение пройдет с 5 по 10 августа на полигоне Харб-Майдон в Хатлонской области Республики Таджикистан. Участники — воинские контингенты России, Узбекистана и Таджикистана. Российскую сторону представят подразделения 201-й военной базы, которая сейчас усиливается новейшей боевой техникой.

По большому счету, эти маневры можно назвать демонстрационными. Превентивно во всей красе показывается боевая мощь стоящих на границе с Афганистаном войск. С другой стороны, и союзникам России в регионе станет спокойнее: увидят, что не останутся они один на один с потенциальной угрозой.

Поток наркотиков

Отсутствие вероятности наступления талибов на север — в Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан — не дает поводов для расслабления.

В пределы бывшего СССР, в том числе и в Россию, может пойти поток афганских опиатов. В первый свой «приход во власть» талибы надеялись на признание их режима мировым сообществом и в конце 1990-х крайне жестокими мерами сократили выращивание в Афганистане опия-сырца до исторического минимума — 300 тонн в год. Но мир этого жеста не оценил, а потом в страну вошли войска международной коалиции, возглавляемой США. Удивительным образом под крыльями американских F-16 опийный мак разросся по всей стране в неимоверных масштабах. Плантации появились даже там, где их никогда не было, а производство наркотиков выросло в 20 раз. По международным оценкам, до 6300 тонн ежегодно.

Афганские наркотики и так просачивались к нам через все границы. Но теперь масштабы поставок по наркотрафику могут вырасти в разы, даже невзирая на дешевизну производства новых синтетических наркотиков. Общим местом стало утверждение, что прежде с участием американцев был налажен «воздушный мост» для поставок афганских опиатов в Европу. Сейчас, после ухода армии США, наркодельцы неизбежно начнут искать новые пути для сбыта отравы. Не в Иран же им мешки опиума таскать — там за это вешают. И не в Китай — там расстреливают.

Самая реальная опасность

В 1995 году я был в составе небольшой группы российских журналистов, которые первыми после вывода в 1989-м наших войск приехали в Афганистан. Отряды Северного альянса моджахедов тогда ожесточенно сражались с талибами, и один из лидеров прежнего афганского сопротивления «советской оккупации» Ахмад Шах Масуд встретился с нами в своей временной ставке в городке Джабаль-ус-Сирадж у въезда в Панджшерское ущелье. В недавнем прошлом наш искренний враг удивил тогда неожиданной фразой: «Вы, советские, все делали правильно — помогали нашему бедному народу хлебом, лечили больных детей, строили дома и фабрики. Вы совершили только две ошибки: вошли в Афганистан и ушли из него».

В 2019-м в Кабуле я встретился с сыном Панджшерского льва, Ахмад Шахом Масудом-младшим.

— Движение талибов — это только часть проблемы, мешающей установлению мира в Афганистане, — сказал мне молодой политик. — Продолжается не война афганцев с афганцами, мы видим более масштабный, глобальный процесс. Во внутренней политике Афганистана большую роль играет внешнее вмешательство.

Здесь решают свои проблемы мировые и региональные державы. Моя страна — это только поле боя. На нем идет столкновение идеологии приверженцев умеренного ислама и исламских радикалов. Откуда к нам пришли идеи радикализма? Извне. Кто воспитал и направил к нам первых «борцов за истинную веру», под которой они понимают не милосердие Аллаха, а насилие и жестокость?

На планете Земля вновь идет «Большая игра» империй, и для России главная опасность не попытки прорыва из Афганистана на территорию ее союзников отрядов экстремистов, а проникновение их идей.

Вместе с талибами к границам постсоветских стран Центральной Азии подошли боевики «Исламского государства» («ИГ» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014). В военном отношении они действуют скоординированно с талибами. В Афганистане сейчас от 5 до 10 тысяч боевиков «ИГ», сбежавших из Сирии и Ирака. Эмиссары этого «террористического интернационала» завтра могут оказаться в Таджикистане и Узбекистане. Там небогато живут люди: поток гастарбайтеров к нам не иссякает. Там есть оппозиция. Там много молодых людей, которые не могут найти себе применения. Поражая умы молодых мусульман, злая идеология радикального исламизма приводит их к терроризму. Завтра они могут появиться у нас, в наших городах. Поэтому главная задача сейчас — предотвратить эту — самую реальную — опасность, создать барьер для проникновения идей и людей «Исламского государства» в Россию.

МНЕНИЕ

Александр Хохлов, обозреватель «ВМ»:

— Я еще буду молиться на развалинах Москвы! Весь мир будет принадлежать мусульманам! Ваши женщины станут нашими подстилками! Ваши дети — нашими рабами! А вас, кафиров (неверных, не мусульман), ждет страшная смерть!

Этот увлекательный монолог я выслушал в тюрьме, где сидели талибы, захваченные в плен сарбозами Северного альянса. Было это 20 лет назад. Что-то изменилось с тех пор?

Для большинства наших сограждан талиб как был, так и остался чем-то виртуальным. Где-то в далекой стране живут какие-то плохие парни. Они режут глотки своим противникам, бьют палками женщин, на предмет определения правоверности меряют друг другу бороды стеклом от керосиновой лампы и взрывают вырубленные в скалах 2000 лет назад статуи Будды. Все это — за гранью привычной картины мира, не в этой жизни... Так ли это?

На маленькой планете Земля талибы — рядом. 11 сентября 2001 года прятавшийся в схронах «воинов джихада» Усама Бен Ладен послал своих подручных в США и они убили там более 5000 человек. Америка в ответ послала свои войска в Афганистан, и они за 20 лет пребывания убили там до 50 000 талибов и до 50 000 мирных граждан. Авиабомбы ведь не Всевышний — они не отделяют грешников от праведников. А роль судящих от имени Аллаха на земле взяли на себя талибы.

— Главный враг мусульман — Америка и вообще Запад, — «просвещал» меня в панджшерской тюрьме пленный талиб Салахуддин Халид. — Россия тоже враг. У вас живет много мусульман, и скоро мы придем их освобождать от власти кафиров. В Афганистане мы воюем против мусульман, потому что нам нужен крепкий тыл перед великим всемирным походом. Нас никто и ничто не сможет остановить! Америка? Она сытая и поэтому трусливая. Всегда голодные побеждали сытых, бедные — богатых. Нам нечего терять, но зато мы можем приобрести все. Американские бомбы могут разбить наши пушки и танки, но разве бомба способна убить идею, которая у меня в сердце? Вы обречены. Мы сожжем Узбекистан, а голодных узбеков пошлем с именем Аллаха умирать у стен Москвы. Мы убьем вас, русских, мы убьем всех евреев, а в Америке мы создадим атмосферу страха и ужаса. Миром будет править ислам. Моя жизнь ничего для меня не значит. Моя жизнь принадлежит Аллаху, и я готов отдать ее хоть сейчас, чтобы одной неверной собакой на свете стало меньше.

После этих страстных слов талиб кинулся на меня и попытался вцепиться в шею. Хорошо, тюремный охранник среагировал и успокоил «борца за веру» ударом автоматного приклада в низ живота.

Вообще-то я воспитан на традициях великой русской литературы, которая учила милость к падшим призывать. Но талиба мне жалко не было.

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

У Афганистана уникальное географическое положение: страна — в самом центре Азии. Этот стратегический «перекресток» между западом и востоком, югом и севером всегда пытались захватить великие державы. В страну вторгались войска персидского владыки Кира Великого и великого полководца Александра Македонского, индийцы, гунны, арабы, монголы... Удержать под своей властью не смог никто, и Афганистан прозвали «кладбищем империй».

«Для войны требуются от народа следующие качества: патриотизм, хладнокровие, мужество, физические силы, выносливость и терпеливость. Анализ военных качеств афганца показывает, что все эти качества в нем есть налицо», — такую характеристику афганцам в начале ХХ века дал русский генерал и ученый-востоковед Андрей Снесарев. Эта оценка появилась после «Большой игры» — долгого противостояния двух великих империй недавнего прошлого — Российской и Британской. Англичане в XIX веке трижды пытались взять Афганистан под контроль, но трижды были биты афганцами и вынуждены уйти.

В XX веке в страну «для оказания интернациональной помощи» вошли советские войска. Как вошли, так через 10 лет и вышли. В начале XXI века в Афганистан попытались принести «демократию» войска США. Спустя 20 лет уходят и они, не решив ни одной из заявленных задач. Главные черты характера афганского народа — воинственность, свободолюбие и неприятие чужой воли. Независимый Афганистан лучше предоставить самому себе, но как при этом «капсулировать» распространение с его территории военных и идеологических угроз, не знает, похоже, никто.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.