Министр образования и науки ДНР Михаил Кушаков: У нас говорят на русском языке
Сюжет:
Спецоперация на УкраинеВыпускники из Донецкой и Луганской народных республик смогут поступить в российские вузы по квотам для иностранных студентов, заявили в российском Министерстве образования и науки. О вызовах, стоящих перед донецкими педагогами, интеграции жителей освобожденных территорий и сотрудничестве с Россией спецкору «Вечерней Москвы» рассказал министр образования и науки ДНР Михаил Кушаков.
— Михаил Николаевич, насколько я знаю, сейчас обучение в республике остановлено. Верно?
— Да, до сих пор не можем начать учебу, потому что артиллерийские обстрелы продолжаются. Стреляют из Авдеевки, из-под Горловки.
ВСУ же бьют по социальным объектам как назло. Мы за восемь лет отремонтировали более 150 образовательных учреждений с помощью России. А нас снова бьют. Как туда завести людей? Не дай бог, попадание. И связь не везде есть, так что на удаленку тоже не перейти. Думаю, сейчас освободят — и все будет. Мы знаем, как работать, что делать. Как только обстрелы прекратятся, возобновим полноценную работу. Мы готовы, постоянно работаем над уровнем наших педагогов, они старательно совершенствуются. Из 16 тысяч преподавателей две тысячи в прошлом году прошли повышение квалификации в России.
— Как будете действовать, когда в республике наконец наступит мир? Сильно вас этот конфликт потрепал?
— В 2014 году, когда мы отделились, Украина практически запретила образование на Донбассе. Издали приказ об упразднении вузов, об их вывозе на украинскую территорию. Часть студентов и преподавателей уехали отсюда, из них были созданы вузы-клоны, мы их называем «фантомы», потому что обучения там практически и нет.
Те, кто уехал, были по специальности завязаны на идеологию так называемого украинства. Донбасс покинули юристы, историки, социологи, политологи, которые насаждали фейковую историю украинского государства, проповедовали о Великих Украх на полном серьезе. Как говорится, изобрели велосипед с квадратными колесами. Он не едет, но зато свой. Укры у них выкопали Черное море! И, конечно, проповедовали идеализацию Степана Бандеры и всех фашистских приспешников. Ректор одного из вузов мне сказал: «Как они уехали, дышать в коллективе стало легче».
— Когда границы республики придут в соответствие конституции, будете что-то менять в системе образования?
— На освобожденных территориях, как и везде в республике, будут внедрены российские образовательные стандарты и программы со всеми вытекающими. Для того чтобы выстроить эту систему, мы должны подготовить наших педагогов. Учить будем и сами, и с помощью России. Нам будет легче, потому что до 40 процентов учителей были подготовлены в Советском Союзе, то есть люди старой закалки. Нам будет, на кого опираться. К тому же это русскоязычный край, подавляющее большинство населения говорит на русском и суржике. Литературного украинского языка здесь почти и нет. Его же изобрели австрияки — тот язык, на котором говорят львовяне, галицийцы. Поляки их еще били палкой. Как говорил один политолог, если хотите сделать из украинцев русофонов, а не русофобов, отдайте их года на три полякам. Те быстро им покажут, что такое хозяева. Как у нас было сделано? В 2014 году, чтобы не ломать людей через колено, было предложено всем выбрать язык обучения. 99,9 процента людей выбрали русский.
Мы переквалифицировали 14 тысяч учителей, которые преподавали на украинском языке. У нас сейчас конкурсы проходят по русскому языку, подавляющее большинство победителей — те, кого раньше учили на украинском. Я был в Музее языка в Киевском университете. Там всего в украинском словаре есть два-три слова, имеющие украинское происхождение. Остальное все наносное.
— В чем заключается ваша новая главная задача?
— Воспитывать патриотов, а часто и перевоспитывать в них. С 1 сентября всех на новообретенных территориях будут учить в соответствии с российскими образовательными стандартами и программами. Если захотят, в рамках факультатива пусть изучают украинский язык. Дома на нем говори, пожалуйста, в библиотеку ходи, читай Тараса Шевченко, Панаса. Хотя у Шевченко подавляющая часть произведений на русском языке. Сейчас идет борьба с фейками, борьба за историю. Мы будем учить русской истории, мы считаем себя ее продолжателями. У нас те же герои, мы развивались всю жизнь вместе с Россией, если не считать 22 лет украинской незалежности. Тем более что Донбасс «впихнули» в границы Украины. Не зря президент России Владимир Путин сказал, что Украина — государство, искусственно созданное Владимиром Ильичом Лениным.
Мы тоже так учим детей, что она создана большевиками, язык неестественный, был насажен австрийским генштабом. Студенты, школьники учатся на нашей славной истории. Будем воспитывать детей, говорить о роли борьбы русского народа в Великой Отечественной войне.
— А какие планы насчет научной работы?
— Сотни изобретений внедряем в производство. Донбасс — индустриальный край, здесь не одна труба дымила. Наши НИИ в основном отраслевые, они работают в интересах металлургии, горного дела, в том числе и по заказу шахт, заводов. Только в одном Донецке есть двести терриконов (искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых. — «ВМ»). Есть среди них те, что озеленены. Это работа нашего ботанического сада — создать благоприятную для проживания среду. В прошлом году мы специально создали лаборатории, которые занимаются проблемами экологии. Теперь на терриконах растет акация. Единственное дерево, которое может выживать в этих условиях. То же самое по городу.
Донецк зовут городом миллиона роз — это соответствует действительности. Большая проблема для нас — это вода. Есть НИИ, которые занимаются проблемой ее очистки. Весь город находится над горными выработками, потому важно обеспечить безопасность жителей. У нас есть НИИ, который изучает движение пластов, выбросы метана, дает заключения по стройкам.
У нас даже медицина развивается с учетом специфики региона. В шахтах ведь бывают пожары, техногенные катастрофы. И у нас работают по ожоговой медицине, есть НИИ по травматологии. Наука у нас многогранная, нам есть чему научить остальных. Развитие экономики невозможно без развития науки.
— А на международный рынок кадров выходите?
— Сегодня у нас уже восемь вузов получили свидетельства о российской государственной аккредитации. Вместе с нашим дипломом мы выдаем российские. Госаккредитацию в России прошли и учреждения среднего профессионального образования — в прошлом году таких было четыре. Техникумы, профтехучилища выдали дипломы РФ. В этом году в двух наших школах мы впервые будем выдавать аттестаты Российской Федерации.
— Получается, выпускники, имея дипломы не только ДНР, но и России, могут работать в других странах?
— Да. И мы будем проводить дальнейшую реформу. Наша ключевая задача — сделать так, чтобы российские дипломы выдавали все вузы Донецкой Народной Республики. То же самое мы проводим в СПО, в школах. В прошлом году создали четыре пункта российской сдачи ЕГЭ. На добровольной основе 465 человек самостоятельно сдали российский экзамен. В этом году планируем открыть еще десять таких пунктов, а ЕГЭ на добровольной основе планируют сдать 1350 человек.
— Идеальный выпускник донбасской школы — кто он?
— Конкурентоспособный профессионал, патриот своей малой родины — Донбасса, и великой — Российской Федерации. Мы неразрывная часть нашего большого Отечества, которое зовется Россией.
ДОСЬЕ
Михаил Кушаков родился 23 ноября 1958 года. Кандидат юридических наук. В июне 2019 года назначен на должность министра образования и науки Донецкой Народной Республики. Занимает этот пост до сих пор. Награжден медалью «За трудовую доблесть», почетными грамотами главы Донецкой Народной Республики, знаком отличия «За заслуги перед Республикой».
ЦИФРА
16 учреждений высшего образования находится на территории освобожденных населенных пунктов Донецкой Народной Республики.