Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Осмыслить Оруэлла до дна»: почему знаменитая антиутопия «1984» стала пророческой спустя 120 лет

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Джордж Оруэлл в эфире BBC в Лондоне, фото 1943 года
Джордж Оруэлл в эфире BBC в Лондоне, фото 1943 года / Фото: The Granger Collection / ТАСС

120 лет со дня рождения британского писателя Джорджа Оруэлла исполнилось 25 июня. Его роман-антиутопия «1984» стал потрясением для мира, особенно для жителей СССР.

В описанном Оруэллом мире советские люди увидели черты родной страны. Предсказатель-провидец, человек-загадка Оруэлл (Эрик Артур Блэр) прожил всего 46 лет, однако в рейтинге книг «всех времен и народов», составленном журналом «Ньюсвик» в 2000-м, он был поставлен на второе место, сразу после Льва Толстого. Заметим: Гомер в этом рейтинге занимает восьмое место, Данте — десятое, а обожаемый Оруэллом Свифт — двенадцатое. О самом необычном писателе и провидце ХХ века мы поговорили с автором книги «Джордж Оруэлл. Неприступная душа», писателем Вячеславом Недошивиным.

— Вячеслав Михайлович, сразу — вопрос, мучающий давно. Все же Оруэлл писал свой роман об СССР или нет? Приходилось читать по этому поводу разное…

— Понимаете, в чем дело: хотя Оруэлл дважды перед смертью повторил, что его роман не про СССР, а подобное может произойти в любой стране, включая его родную Англию, западным идеологам было выгодно использовать его книгу в начавшейся холодной войне именно как «картинку» про социализм. У меня самого, например, при первом прочтении еще в 1970-х появилось четкое ощущение, что это однозначно написано про нас, про наше «закрытое общество» и наш «тоталитаризм». Конечно, что-то не сходилось, выпадало — но только какие-то частные вещи, вроде «Антисексуальной молодежной лиги» или «двухминуток ненависти», но остальное-то было передано довольно точно! К тому же наше собственное представление о Западе и США было сформировано в основном фотографиями из журнала «Америка»: ковбои, яхты, небоскребы на фоне состоятельности, свободы и демократии. Разве мы догадывались тогда, что Довлатов, пожив в Америке, с грустью признался в одном из писем, что все, о чем писала «Правда» про США, — «оказалось правдой»? Или что, разве мы не верили нашим газетам, писавшим про «акул капитализма»? Мы не знали ничего, как не знали и того, что «прислужник капитализма» и «лазутчик реакции», а Оруэлла в СССР называли именно так, представьте себе, искренне любил и уважал русский народ.

При нем кто-то назвал советских людей презрительно «гомосоветикус», и он спорил: нет там никаких «гомосоветикусов», в СССР живут «нормальные, полноценные люди». Он не был в России ни разу и не знал русского языка, но был связан с Россией тысячью нитей! Ведь он был влюблен в русскую женщину, спас русского друга в Испании, а другой друг — спас его...

Он переписывался с нашими эмигрантами, а на тумбочке возле кровати, на которой он умер, лежали книги о Сталине и России, поскольку все это интересовало его до последней минуты. Оруэлл страдал за нашу страну, боготворил Толстого и Достоевского, писал о Замятине, и свидетели подтверждали — дня не проходило, чтобы он не говорил о Сталине и трагедии русского народа.

Кстати, он переписывался с московским журналом «Интернациональная литература», а его испанские дневники, изъятые при обыске в Барселоне, по некоторым сведениям, и ныне хранятся в архивах наших спецслужб. В общем, Оруэлл ни разу не позволил себе ни одного презрительного слова по отношению к «терпеливому русскому мужику».

— Вы пять лет работали над биографией Оруэлла. Какой он в итоге для вас? Ведь одни называли его солдатом удачи, другие — интеллигентом-вырожденцем, третьи — политическим вуайеристом, четвертые — мудрецом ХХ века…

— Он… Он — поперечный человек. Не продольный. Помните, Велимир Хлебников делил писателей на «словачей» и «делачей», а вообще людей — на «изобретателей» и «приобретателей»? А Мережковский и Гиппиус как-то увидели в альпийском ручье водяных пауков, и Дмитрий Сергеевич заорал в восторге: «Зина! Они — как мы с тобой! Против течения!..» Вот и Оруэлл всегда был против и поперек: против общих мнений и господствующих идей, идеологических течений, всяких разных «измов». А еще — против групп, кланов, авторитетов, против врагов и даже друзей… Это все в пяти его романах и его дневниках, во всей его публицистике, которая, к слову, занимает без малого 12 томов из 20-томного полного собрания сочинений.

Он всегда противоречил собеседникам, как заметил один из его друзей, всегда был третьим в споре двух, а к концу спора иногда начинал противоречить и самому себе. Ну как в такого не влюбиться?

— Можно и влюбиться. А можно и возненавидеть…

— Да нет, что вы. Он ведь и социалистом стал, отрицая общепринятое в те времена представление о социализме! «Беглец из лагеря победителей», как говорил о нем один его друг. Оруэлл ненавидел «хозяев жизни», лживых политиков, хитроумных интеллектуалов, хотел быть голосом молчаливых жертв: детей, китайских кули, судомоев, безработных, бродяг. При этом цельность его натуры не могла не поражать. Он един и целен — от первого в жизни сказанного им слова «скотство», которое он произнес годовалым малышом, выпав из окна на даче, до «Скотного двора», от признания «морально отвратительным» годового дохода в 200 фунтов до личного лозунга: «Быть честным и остаться в живых — это почти невозможно…» Поперечный человек! Его начальник, в бытность работы Оруэлла на радио, дал ему такую характеристику: «Он кристально честен, поэтому в прежние времена его либо причислили бы к лику святых, либо сожгли бы на костре».

— Но ведь взгляды на Оруэлла менялись, причем как у нас — и в СССР, и в России, так и на Западе, или нет?

— Вы знаете, еще в 1990-м я делал беседу для радио с покойной ныне Викторией Чаликовой, социологом и философом, большим специалистом по истории утопической мысли и лучшим знатоком Оруэлла. Я обронил фразу, что мне хотелось бы побольше знать об Оруэлле, а Виктория Атомовна вдруг ответила: «А мне бы не хотелось, чтобы наше общество прочитало и осмыслило Оруэлла до дна». Мол, это вряд ли бы понравилось «идейному авангарду» нашего общества. Она подразумевала глубокие «социалистические убеждения» писателя, о которых мы в ту пору не знали ровным счетом ничего. Как не знали и того, что за Оруэллом с 20 лет была установлена слежка, как за «красным», что он звал к социалистической революции, к разгону парламента, к баррикадам в Лондоне в годы войны. А «Скотный двор» — сатира на построенный у нас «социализм» — был написан потому, что «сталинский социализм» он, социалист по убеждению, социализмом не считал.

Но правда и в том, что антиутопии и утопии имеют свойство менять и значение свое, и свои изначальные посылы. Мы вот отведали капитализма и теперь читаем роман «1984» иначе. А вы в курсе, что «Скотный двор», сказочка, долгое время включенная в школьные программы Англии и Америки, из них теперь изъята?

— Нет, конечно. А почему?

Да уж больно похоже оказалось все описанное в ней на то, что творится в «свободном мире» сегодня. И когда газета «Гардиан» в 2013 году, к 110-летию Оруэлла, спросила читателей, на что похож мир романа «1984», 89 процентов англичан ответили: писатель изобразил наш сегодняшний, британский мир. И какая там демократия, права человека, всеобщая справедливость! Оруэлл предсказывал и это. Говорил, в частности, что фашизм в будущем может принимать любые формы, им может обернуться даже «стопроцентный американизм».

— Почему, как вам кажется, опасения Оруэлла сбываются?

— Он — пророк. В романе я насчитал 14 скрытых прогнозов на будущее. Это свертывание и уничтожение демократии, тайные договоренности правительств и «внутренних партий», власть могущественных корпораций (олигархический коллективизм, сращивание капитала с властью), поиск и навязывание нациям внешних врагов, искажение реальности, тотальный контроль над СМИ, переписывание истории, постоянная слежка за каждым, двоемыслие (если хотите — «двойные стандарты», столь знакомые нам ныне), уничтожение культуры, сужение образования, препарирование языка общения (новояз, «вау»), сексуальная революция и даже генная инженерия. Разве всего этого нет сегодня? Или мы просто этого не видим? Посмотрите, как настойчиво, с каким упорством уничтожается обычная семья, как лезут из всех щелей трансгендеры, как возносится на щит ЛГБТ, «родители № 1 и № 2»? А ведь Оруэлл настаивал: «Настоящая (мещанская) семья — это не только не опора тоталитаризма, а то единственное, что может противостоять ему».

— Если честно, даже немного не по себе. Возразить нечего.

— Конечно. Тем более это только видимый, верхний слой пророчеств. А еще своим творчеством Оруэлл обрисовал безнадежные круги развития современного мира. Так, например, он писал, что без воспитания прогрессивного человека невозможно прогрессивное общество.

— Но какой в этом круг?

— Он в том, что ведь и без прогрессивного общества невозможно воспитание прогрессивного человека! Или возьмем парадоксальный лозунг партии в романе: «Война — это мир!» Вот где вечный круг! Ведь в каждом перемирии непременно заключены будущие войны. Так, в мире 1945 года, подписанном союзниками с немцами, тоже были «припрятаны» десятки будущих войн, включая холодную. Кстати, я ахнул просто, узнав, что девизом военно-воздушных сил Америки выбраны слова «Мир — наша профессия!». Это — профессия тех, кто бомбил десятки стран после Второй мировой, включая Югославию и Афганистан, не говоря уже о последних событиях?

— Н-да… А что лично вас поразило в Оруэлле больше всего?

— Я написал о нем: таких не встречают в жизни — на таких натыкаются… Его работоспособность невероятная поразила. К слову... Помните ли вы, что Оруэлл назвал дату — 2050 год, когда нормальный человеческий язык, на котором можно думать, исчезнет в его выдуманном мире? Представляете, а ведь введение «бейзика», упрощенного английского, было еще во время войны… А кроме того, Оруэлл был невыгоден всем «правителям» мира, потому что не только говорил правду, но брал, если надо, в руки винтовку, кайло или грязную тряпку посудомоя. И главным словом в его словаре — так высчитали специалисты — оказалось простое слово «порядочность». Наверное, потому, что был «бойцом-писателем» или — «писателем-бойцом». И при этом Оруэлл был скрытным, несчастным и, в общем, одиноким человеком. Он поразителен. Полностью. Своей неприступностью в том числе.

— Ну а есть ли в нем что-то такое, что разгадке не поддается?

— Я занимаюсь книгами и биографией Оруэлла с 1982 года, с первой в стране диссертации об антиутопиях, защищенной мной в 1985-м, когда о нем и говорить-то было опасно. Но всех загадок, связанных с ним, конечно же, я не разгадал. И никто не разгадал, ибо многое в его жизни и по сей день «несудоходно». Он, повторюсь,был очень закрытым человеком, и даже в дневниках, которых набралось под 700 страниц (они у нас недавно переведены), вы не встретите ни слова о смерти его первой жены, ни о его душевных муках, ни о личных волнениях.

— Я прочитала где-то, что из 137 предсказаний Оруэлла в романе «1984» больше 100 уже сбылись. А были ли у Оруэлла какие-то рецепты спасения мира?

— Это старый «подсчет»: его сделали в журнале Futurist накануне реального 1984 года, то есть 40 лет назад. Тогда мир облегченно выдохнул, что главные «ужасы» его романа, к счастью, не осуществились. Но ныне «в моде», мы уже говорили об этом, реальное переписывание истории и «коллективный олигархизм» стал повседневностью. Поразительно, но, когда грянул известный скандал со Сноуденом, продажи романа «1984» выросли в англоязычных странах на 600 процентов. Словно люди и впрямь потянулись к книге Оруэлла уже не за диагнозами, а за рецептами от наступающих бед.

Но в том вся и штука, что рецептов никаких у него нет. Ну если только не считать за идеал его неясную веру в мудрость «простого человека», той «широкозадой бабы» во дворе дома главного героя романа «1984» Уинстона Смита, которая, несмотря на кошмарную жизнь при фашизме, вечно развешивает выстиранное белье и при этом еще и вечно поет... То есть мир от всеобщего тоталитаризма если и могут спасти, то как раз простые люди, те забитые «пролы» романа «1984», для которых, в отличие от всяческих «внутренних партий», от века соприродны понятия человечности, дружбы, любви и семьи, справедливости и мира, а не войн, всесильной жизни — а не смерти. Простые, как воздух, понятия.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.