Культ личности, сауны и кражи: что происходит в подмосковном монастыре, настоятеля которого задержали за педофилию
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ понедельник, 9 января, СК задержал по подозрению в педофилии 85-летнего игумена Анатолия Суворова. О его преступлении стало известно случайно, когда сотрудники полиции расследовали кражу из монастыря Святой Живоначальной Троицы так называемой ИПЦ (Истинная православная церковь, которая не имеет ничего общего с РПЦ — прим. «ВМ»). Подозреваемый по делу о краже, работавший в религиозной организации, рассказал, что пошел на воровство из-за тяжелой жизни, частью которой стало сексуальное насилие со стороны настоятеля. Подробности о деятельности 85-летнего священнослужителя — в материале «Вечерней Москвы».
Отшельники
Сам по себе монастырь стоит на отшибе в деревне Острово. Населенный пункт состоит из одной улицы и нескольких десятков домов. На постоянной основе в нем живет не более десяти человек, а прописанных жильцов и того меньше.
При этом жители обители не участвуют в жизни деревни: по словам местных, они редко выходят за ворота, на контакт практически никогда не идут, а к себе никого не пускают.
Строения, принадлежащие религиозной организации, расположены на частном участке, которые ИПЦ приобрела в собственность в начале нулевых. Основная территория церкви — пять отдельных участков на кадастровом плане общей площадью 81 сотка — огорожена высоким, метра три высотой, кирпичным забором с фигурной кладкой. Из-за ограды можно разглядеть немалое количество высоких каменных и деревянных строений. Гостей в церкви не любят, по всему периметру забора установлены камеры.
Рядом с основной территорией находится большое скопление низких деревянных построек для птиц и скота. Монастырь, по крайней мере официально, живет подсобным хозяйством.
1,5 миллиона «правды»
О происходящем в стенах монастыря Святой Живоначальной Троицы стало известно случайно. В октябре 2022 года в полицию обратились монахини: они заявили о краже 1,5 миллиона рублей. По горячим следам был задержан рабочий монастыря, который тут же сознался в преступлении, а заодно поведал о том, что происходит за высокими стенами. По его словам, игумен не живет по божьим законам и домогался его и других ребят.
Вскоре после этого подозреваемого задержали. 85-летний игумен так называемой Истинной православной церкви Анатолий Суворов, по данным «ВМ», родился в Донецке и в течение жизни менял фамилию. Возможно, это связано с тем, что ранее священнослужитель был судим на территории Украины.
9 января в отношении Суворова было возбуждено уголовное дело по статье «Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетнего».
Для поиска доказательств сотрудники ведомства решили наведаться в сам монастырь с обысками.
За высокими стенами
По данным «ВМ», на территории церкви силовики нашли большое количество стопок новой запечатанной одежды, ящиков с алкоголем, а также дорогие компьютеры одной западной «фруктовой» компании и дарственные на недвижимость в пользу религиозной организации. В пользовании ИПЦ оказался и дорогой иностранный автомобиль со штатным шофером. Также в ходе обыска были изъяты компьютеры, фотоаппараты и видеокамера.
По словам местных жителей, на территории женского монастыря проживает много мужчин.
Общее убранство не отличается роскошью, однако по всему периметру можно увидеть множество портретов игумена, фотографий и картин с ним. Также не совсем вписывались в интерьер религиозной обители сауна и обширные катакомбы под строениями.
У самой организации регулярно менялись учредители, только за 2020 год их сменили три раза, а последнюю декларацию о доходах организация подавала в 2016 году.
Они нас не трогают — мы не трогаем их
Для деревенских загадка, почему монастырь закрыт от посторонних.
— Когда они только сюда приехали в середине 90-х, они первые года четыре хоть звали на службы, а потом и вовсе перестали, — рассказала местная жительница.
Тогда, по ее словам, основатели монастыря приехали из Суздаля. Там у организации возникли какие-то проблемы с законом, поэтому местные попросили их уехать. В то время община принадлежала так называемой Российской автономной православной церкви, у которой позже при помощи суда изъяли 13 храмов. Об этом писал местный житель Орехово-Зуево.
По словам другой жительницы деревни, даже продуктами служители монастыря торгуют через забор, не открывая дверь. А о том, чтобы помолиться во время религиозных праздников или поставить свечку, даже не может быть и речи.
— Не понимаю, как такое вообще может быть, — вторит землячке другая жительница деревни, — вообще монастырь какой-то странный. В нем проживают вместе женщины и мужчины, а иногда и дети, которых привозят из детского дома на лето «на отдых». На самом деле они работают у них по хозяйству.
По словам местных, дети в монастырь приезжают из приюта в Ростовской области.
Примечательно, что пару лет назад между жителями деревни и ИПЦ были конфликты. Так, монастырский скот часто топтал и поедал посевы деревенских, а рядом с храмом неожиданно начал пропадать лес, в чем местные также винили служителей обители.
— Я тут родился и вырос, я знаю, где был лес, он постоянно разрастался. А в какой-то момент деревья начали пропадать, и подозрительно то, что это территориально было выгодно именно монастырю, — заявил местный житель, отметив, однако, что это лишь его подозрения и доказательств у него нет.
Так или иначе, несмотря на, то что жители деревни в основном говорят о нормальном соседстве последние несколько лет, многое в этом монастыре их удивляет. Местные называют общину «подозрительной сектой» и рады, что «ими наконец займутся».
«Подозрительная секта»?
Тема о принадлежности этой общины к очередной православной секте родилась несколько лет назад. Местный житель еще в 2014 году рассказывал на странице в социальных сетях о том, что обитель построена на частном участке. Первоначально, по словам источника, община входила в юрисдикцию раскольнической Русской православной автономной церкви (РПАЦ), «валентиновцев».
Согласно данным открытых источников, это религиозное течение возникло в 1993 году на фоне раскола в Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). После серии примирений и ссор с различными религиозными течениями в 1998 году оно собрало в себе множество бывших «катакомбных» приходов, а также переметнувшихся из РПЦ. Однако в 2007 году в отношении организации начался судебный процесс изъятия храмов, переданных ей в начале 90-х. РПАЦ проиграла дело и лишилась 13 храмов.
Примерно в то же время монастырь в деревне Острово перешел под юрисдикцию так называемой Истинно православной церкви Рафаила (ИПЦ (Р). Эта организация также не отличается хорошей репутацией в религиозной среде. По данным СМИ, ее руководитель Леонид Прокопьев (а с 2009 года — Мотивалов) начал свою деятельность с попытки организовать при Московской патриархии школу «православных экстрасенсов» в конце 1980-х. Его идею не оценили, и мужчина отправился странствовать по менее традиционным религиозным организациям.
Также в главном «храме» ИПЦ (Р) в 2016 году проводилась проверка сотрудниками МВД, в процессе которой силовики нашли девять нарушений, в том числе хранение запрещенной на территории РФ литературы — книг и буклетов, написанных «митрополитом Серафимом», также известным под именем Рафаил, а в миру называемым Леонидом Мотиваловым.