Успеть вернуться к Новому году: что делать при отмене или переносе авиарейса
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПокупка авиабилетов в канун Нового года — большой риск. Многие боятся из-за задержки или отмены рейса отпраздновать его в аэропорту или в самолете. Как защититься от возможных рисков и можно ли в случае форс-мажоров рассчитывать на компенсацию — в материале «Вечерней Москвы».
Как действовать при переносе и задержке рейса
Зачастую причинами отмены или переноса авиарейсов оказываются нелетная погода, стихийные бедствия или технические неисправности самолета. Авиакомпания информирует об этом пассажиров по электронной почте или SMS.
Если рейс отменяется более чем за 24 часа до вылета, система большинства авиакомпаний автоматически переоформляет пассажиров на аналогичный рейс. Если вылет перенесли на другое время, пассажир также может попросить пересадить его на другой рейс или оформить вынужденный возврат билетов — это можно сделать на сайте авиакомпании или обратившись в ее справочную службу. Однако не всегда есть возможность вернуть полную стоимость билетов.
Если об отмене или переносе авиарейса сообщают уже в аэропорту, нужно обратиться к представителю авиакомпании-перевозчика. Он должен поставить соответствующий штамп в маршрутную квитанцию или посадочный талон, а затем предложить альтернативный план действий — пересадить на другой рейс или оформить возврат.
На какие услуги может рассчитывать пассажир при задержке рейса
Пассажир, чей рейс задержали или перенесли, может рассчитывать на ряд дополнительных услуг. Так, если самолет задерживают на два часа и больше, авиакомпания обязана предоставить клиентам возможность сделать два телефонных звонка и бесплатные напитки. Пассажирам с детьми до семи лет должны обеспечить доступ к комнате матери и ребенка.
Если время задержки рейса превышает четыре часа, пассажиры могут рассчитывать на бесплатное горячее питание.
Если же рейс откладывают на восемь часов днем или шесть ночью, авиакомпания обязана оплатить пассажиру трансфер до гостиницы и бесплатный номер. Также в этом случае клиенты могут отказаться от билетов и вернуть их полную стоимость.
Если из-за переноса или отмены рейса пассажир не попадает на пересадку
Гораздо сложнее разобраться с ситуацией, когда из-за отмены или переноса рейса пассажир опаздывает или вовсе пропускает пересадку. Руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России АТОР Надежда Ефремова заявили в разговоре с «Вечерней Москвой», что в большинстве случаев авиакомпания не несет за это ответственности.
— Все зависит от того, каким образом приобретались авиабилеты. Если мы сами приняли решение купить два отдельных билета, то ответственность за какие-то накладки полностью ляжет на нас. К тому же в договоре о покупке билетов зачастую указывается, что авиакомпания не гарантирует определенное время и условия вылета, поэтому она имеет полное право перенести рейс. А все остальное — это уже проблема пассажира, который рассчитывал на стыковку рейсов, — пояснила эксперт.
Ефремова отметила, что для защиты от такого рода рисков пассажир может на этапе покупки билетов обратиться в авиакомпанию и попросить составить индивидуальный маршрут. В этом случае перевозчик поможет оформить необходимые билеты на несколько своих или партнерских рейсов.
— Когда мы изначально рассказываем перевозчику о своем маршруте и он понимает, какой у нас конечный пункт, ему гораздо проще все стыковать. И в таком случае ответственность за наш полет несет уже авиакомпания. Поэтому если первый рейс задерживают, и из-за этого мы не успеваем на пересадку, авиакомпания сможет, как правило, без проблем пересадить нас на другой свой рейс, — рассказала она.
Можно ли получить компенсацию за перенос или отмену рейса
Некоторые пассажиры при отмене или переносе рейсов начинают требовать от авиакомпании компенсации. Многие юристы отмечают, что зачастую добиться их не так-то просто или вовсе невозможно. По словам Ефремовой, в случае непогоды или технической неполадки авиакомпания должна обеспечить безопасность пассажиров, поэтому имеет полное право отложить или отменить рейс. Компенсировать моральный или иной ущерб она при этом не обязана.
Если пассажир вынужденно отказывается от авиабилета и покупает новый, но более дорогой, то компенсировать дополнительные расходы ему также никто не обязан.
— Компенсацию мы можем просить, только когда нам, например, при длительной задержке не предоставили питание или размещение в гостинице. В этом случае считается, что авиакомпания не выполнила свои обязанности. А все, что связано с нашими личными планами или каким-то моральным вредом, решается через суд, — добавила Ефремова.
В свою очередь юрист Глеб Подъяблонский добавил, что в подобных случаях дело редко доходит до суда, так как доказать наличие морального или иного вреда достаточно трудно.
— Даже Новый год юридически — это обычный день, поэтому если вы не смогли вовремя прилететь домой и отпраздновать его с семьей, это считается только моральным вредом. А по сложившейся практике «выбить» его компенсацию в суде практически невозможно. Надо понимать, что вы один судитесь с авиаперевозчиком, у которого есть огромный юридический отдел. Крупная авиакомпания просто «затаскает» вас по судам, и вы потратите в несколько раз больше денег, чем стоит эта компенсация, — заключил юрист.