Оформляют кредиты через «Госуслуги»: как защититься от новых схем мошенников
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ четверг, 9 января, в полиции раскрыли две новые схемы телефонных мошенников. По одной из них жертвам звонят от имени операторов связи, по другой преступники покупают старые сим-карты, к которым привязаны аккаунты портала «Госуслуги». Как именно работают эти схемы и как от них защититься — в материале «Вечерней Москвы».
Схема с SMS-сообщением
Первая схема включает несколько этапов. Как сообщили в МВД, сначала жертве звонит якобы оператор связи и под предлогом продления договора на обслуживание абонентского номера просит назвать код из SMS-сообщения.
— На самом деле это код, необходимый для доступа к личному кабинету портала «Госуслуги». Получив код, злоумышленник входит в личный кабинет «Госуслуг» и меняет пароль, в поле подсказки к контрольному слову пишет: «Ваш аккаунт заблокирован, позвоните по указанному номеру», — сообщили в пресс-центре МВД.
Позвонив по указанному номеру, жертва попадает на другого мошенника. Преступник заявляет, что кто-то пытается через аккаунт «Госуслуг» оформить на потерпевшего кредиты и похитить деньги. Затем он предлагает «спасти» накопления и перевести их на «безопасный счет».
Как мошенники оформляют кредиты с помощью старых номеров
Вторая схема связана с номерами телефонов, перевыпущенными и выставленными на продажу после того, как бывшие владельцы перестают ими пользоваться. Часто жертвы забывают отвязать от этих номеров аккаунты на «Госуслугах» или других платформах, к которым позднее могут получить доступ мошенники.
— Номер регистрируется на нового владельца. Далее на сайте портала «Госуслуги» осуществляется восстановление пароля к учетной записи путем ввода одноразового кода, поступающего на абонентский номер, — рассказали в полиции.
При этом бывший владелец абонентского номера может даже не подозревать, что мошенники получили доступ к его аккаунту. При смене пароля на «Госуслугах» жертве не заблокируют доступ к приложению, в котором она была ранее авторизована.
Авторизовавшись на «Госуслугах», мошенники через Единую систему идентификации и аутентификации пытаются оформить на жертву микрокредиты. Для этого они обращаются в бюро кредитных историй, получают справки 2-НДФЛ и регистрируют дополнительные абонентские номера. Все необходимые договоры преступники заверяют с помощью усиленной неквалифицированной электронной подписи, сгенерированной в приложении «Госключ».
Как не стать жертвой новых мошеннических схем
Чтобы не попасться на схему с кодом из SMS, специалист по кибербезопасности Марсель Дандамаев в беседе с «Вечерней Москвой» рекомендовал перепроверять звонящего, кем бы он ни представился. Так, можно обратиться по горячей линии оператора связи, представителем которого притворяется мошенник, и уточнить, действительно ли вам нужно продлевать договор на обслуживание номера.
Для защиты от второй мошеннической схемы следует обязательно отвязывать аккаунты в соцсетях и мобильных приложениях от старого номера телефона.
— Необходимо к своим телефонным номерам относиться так же аккуратно, как к паспорту или водительским правам. Поддерживайте доступ к своим номерам, а при утрате или замене обязательно перенесите учетные записи на новый номер, — рассказал начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД по Москве Владимир Васенин в ходе брифинга.
Также он рекомендовал включить уведомления о входе в аккаунт «Госуслуг» — это можно сделать в соответствующем приложении.
Кроме того, с марта 2025 года россияне смогут через МФЦ или портал «Госуслуги» устанавливать самозапрет на кредиты и займы. Информация о таких ограничениях будет отображаться в кредитной истории гражданина, поэтому банки и микрофинансовые организации будут обязаны отказать ему в кредитовании. Это также может стать дополнительной мерой для защиты от мошенников.