Завышали цены в 10 раз: как ростовский завод мог обчистить бюджет на 2,2 миллиарда
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНа ростовском оборонном заводе ГПЗ-10 выявили хищения более чем на 2,2 миллиарда рублей. Задержали гендиректора предприятия, его заместителей, бывшего чиновника Минобороны и замруководителя Росстандарта. Этот завод считается крупнейшим производителем подшипников в России. Что известно о махинациях на ГПЗ-10 и как ущерб достиг такой огромной суммы — в материале «Вечерней Москвы».
Обыски и арест гендиректора
Разбирательства начались в конце декабря 2024 года, когда сотрудники ФСБ нагрянули с обысками к руководителям трех заводов: ГПЗ-10 (Десятый государственный подшипниковый завод) в Ростове-на-Дону, «ОК-Лоза» в Сергиевом Посаде и ГПЗ-2 в Твери. Всеми этими предприятиями владеют одни и те же люди.
— Обыски проводились в рамках ранее возбужденного уголовного дела о мошенничестве в отношении должностных лиц ООО «10-ГПЗ» по факту хищения денежных средств государственного оборонного заказа в особо крупном размере, — сообщали тогда в центре общественных связей ФСБ.
Изначально ущерб от мошенничества оценивался в 811 миллионов рублей. Затем эта сумма выросла до 1 миллиарда рублей, а к ноябрю 2025 года превысила 2,2 миллиарда рублей.
В рамках расследования арестовали минимум восемь подозреваемых. Среди них: гендиректор ГПЗ-10 Александр Дьяченко, его заместители Феликс Захарцев и Николай Борисов, один из собственников ГПЗ-10 и по совместительству бывший замруководителя Росстандарта Роман Волков, его двоюродный брат Алексей Кулешов, экс-начальник 547-го военного представительства Минобороны России Андрей Сухомлин. Имена остальных фигурантов не раскрываются.
Еще под следствие попала совладелица всех трех упомянутых заводов Людмила Кулешова. Она некоторое время скрывалась от следствия и была в розыске, но «Коммерсантъ» пишет, что к ноябрю 2025 года ее задержали и отправили под домашний арест.
Цены на подшипники могли быть завышены в 10 раз
Следователи считают, что злоумышленники наживались на гособоронзаказе, который они заключили с Министерством обороны в период с 2020 по 2021 год. Сообщники в несколько раз завышали цены на свою продукцию.
— Бывший заместитель руководителя Росстандарта России Роман Волков, используя свое должностное положение, совместно с родственниками организовал мошенническую схему по хищению денежных средств государственного оборонного заказа. Фигуранты завышали данные о трудозатратах на производство в 5 или 10 раз, — писал «Коммерсантъ» со ссылкой на правоохранительные органы.
Некоторые из участников преступной группы стали фигурантами еще нескольких уголовных дел. Например, замгендиректора ГПЗ-10 Николая Борисова обвинили еще и в служебном подлоге. Считается, что именно он менял в документах реальную стоимость услуг завода.
А бывшего чиновника Минобороны, полковника Андрея Сухомилина обвиняют не только в мошенничестве, но и получении взятки. По версии следователей, он получил от руководителей «10-ГПЗ» один миллион рублей, а взамен согласовал закупку подшипников по завышенным ценам. В мае 2023 года Сухомлина уволили, а еще через год его задержали в Москве и отправили под суд.
Чем известен ГПЗ-10
Десятый подшипниковый завод был зарегистрирован Ростове-на-Дону в 2020 году, хотя само предприятие существовало с 1938 года. Дело в том, что в 2020-м завод потерял крупного клиента (фирму «КамАЗ»), сменил собственника и был преобразован из ОАО в ООО. В настоящее время ГПЗ-10 считается одним из ведущих российских производителей подшипников и автокомпонентов.
Его гендиректором числится Александр Дьяченко. Основной учредитель — московская компания «Кимп», которой руководит некий Василий Сенченко. Этой фирме принадлежит доля ГПЗ-10 в размере 97 процентов. А Людмила Кулешова владеет всего тремя процентами. А вот Романа Волкова среди учредителей или собственников нет.
Кулешова и компания «Кимп» также владеют ГПЗ-2, где в декабре 2024 года проходили обыски. Информации об учредителях третьего завода — «ОК-Лоза» — нет в открытом доступе, но «Коммерсантъ» писал, что он принадлежит тем же лицам.
Однажды ГПЗ-10 уже оказывался в центре коррупционного скандала. В сентябре 2024 года задержали сотрудника компании «Лукойл» Дмитрия Горохова, пытавшегося передать взятку в размере 10 миллионов рублей некоему сотруднику ФСБ. Горохов, по данным «Коммерсанта», хотел заплатить оперативнику за то, чтобы ведомство прекратило проверку в отношении ГПЗ-10. В каких именно отношениях состоял сотрудник «Лукойла» с руководством завода, неизвестно.
Что грозит участникам махинаций
За мошенничество в особо крупном размере закон предусматривает до 10 лет лишения свободы. Но фигуранты, вероятно, получат меньшие сроки. Самое суровое наказание понесет гендиректор ГПЗ-10 Александр Дьяченко. Таким мнением с «Вечерней Москвой» поделился адвокат Даниил Лунев.
— Фигурантам будут назначать наказание в зависимости от роли, которую они играли в этом преступлении. Могу предположить, что пострадает больше всего генеральный директор этого завода. При лучшем раскладе основные фигуранты получат около шести лет лишения свободы. Так как речь идет о таких огромных суммах, для многих приговор будет суровым и неприятным. Но если кто-то из них пойдет на сделку со следствием и будет готов сотрудничать, то они могут практически выйти сухими из воды и получить небольшие условные сроки, — рассуждает он.
Что касается полковника Андрея Сухомлина, обвиняемого во взяточничестве, то ему грозит до 15 лет лишения свободы.
— Условным сроком он вряд ли отделается, даже если полностью возместит государству ущерб. Но важно отметить, что такой огромный ущерб очень трудно возместить, — объяснил Лунев.
По его словам, дело о служебном подлоге — самое простое и менее серьезное. За такое преступление закон предусматривает до четырех лет лишения свободы. Но так как обвиняемый в подлоге Николай Борисов еще и фигурирует в деле о мошенничестве, его положение, наоборот, усугубится.
В свою очередь бывший следователь, адвокат Вадим Багатурия считает, что в отношении всех фигурантов могут возбудить еще одно уголовное дело — по статье «Создание и участие в организованном преступном сообществе».
— По совокупности наказаний назначают до 20 лет лишения свободы. Если кого-то судят еще и за взятки и служебный подлог, то срок будет близок к максимальному. С учетом всех обстоятельств приговор будет суровым в любом случае, — подчеркнул он в беседе с «Вечерней Москвой».
Тем временем в Брянской области судят бывшего вице-губернатора региона Николая Симоненко. Он фигурирует в деле о махинациях при строительстве фортификационных сооружений, экс-чиновника заподозрили в злоупотреблении должностными полномочиями. Ранее Симоненко уже неоднократно попадал под арест.