Скандал с жилищными сертификатами: почему мэр Сердобска ушла в отставку
Мэр города Сердобска (Пензенская область) Марина Ермакова ушла в отставку после скандала с выдачей жилищных сертификатов мигрантам. Она «подарила» квартиру двум семьям одного мужчины, при этом глава семейства имеет российское гражданство. После этого мэра жестко раскритиковали в соцсетях, а СК возбудил уголовное дело по факту произошедшего. «Вечерняя Москва» разбиралась в подробностях инцидента.
С чего начался скандал
Во вторник, 10 февраля, мэр города Сердобска (Пензенская область) рассказала на своей странице в соцсетях о вручении жилищных сертификатов двум молодым семьям. К посту она прикрепила фотографию, на которой позирует рядом с двумя женщинами в хиджабах. Теперь обе иностранки могут получить социальную выплату на покупку или строительство жилья.
— Сегодня состоялось вручение жилищных сертификатов молодым семьям. Поздравила счастливых обладателей сертификатов. В наше непростое время государство находит возможность материально поддерживать молодые семьи, — подписала Ермакова свою публикацию.
После этого поста на мэра обрушился шквал критики. Горожане возмущались, что сертификат выдали мигрантам, а не коренным жителям Сердобска. Ермакову «засыпали» тысячами негативных комментариев и сообщений.
Чтобы остановить этот поток, мэр Сердобска закрыла комментарии под своими постами и отключила возможность писать ей личные сообщения. Тогда недовольные жители стали отправлять ей виртуальные подарки в виде фекалий, сопровождая их подписями с критикой и оскорблениями.
Уход Ермаковой в отставку
На фоне этого скандала в четверг, 12 февраля, Марина Ермакова сообщила в соцсетях о своем уходе в отставку. Она назвала эту меру «вынужденной» и подчеркнула, что больше не может работать в условиях жесткой критики со стороны местных жителей.
— Я приняла решение оставить пост главы города. Решение далось непросто, однако в текущих условиях продолжать работу считаю невозможным, — сообщила бывшая глава Сердобска на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
Она отметила, что пользователи Сети ее не просто раскритиковали, а подвергли «масштабной травле». Женщина заявила, что намерена обратиться в правоохранительные органы и привлечь к ответственности каждого комментатора.
— Последние двое суток я потеряла сон и покой. Мне страшно как человеку, который столкнулся с травлей, масштабы которой невозможно представить. И молчать, когда тебя унижают и уничтожают, — значит соглашаться. Поэтому я буду защищать себя от клеветы с помощью прокуратуры, следственных органов и суда, — написала Ермакова.
После этого бывшая градоначальница закрыла все свои страницы в соцсетях. А инцидент привлек внимание правоохранительных органов. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку в отношении руководителей администрации Сердобска. В тот же день было возбуждено уголовное дело о халатности.
— Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей «Халатность» УК РФ. По версии следствия, в феврале 2026 года в администрации города Сердобска незаконно выданы сертификаты двум многодетным семьям, члены которых ранее являлись иностранными гражданами и впоследствии получили гражданство Российской Федерации. В рамках расследования уголовного дела будет дана правовая оценка действиям должностных лиц при выдаче сертификатов для улучшения жилищных условий, — рассказали в пресс-службе СК РФ.
Две жены одного мигранта, который раньше работал в мэрии Сердобска
Получившие сертификат семьи действительно оказались приезжими. По данным информагентства «Регнум», на скандальной фотографии рядом с Мариной Ермаковой позируют 32-летняя уроженка Киргизии Атимбу и 30-летняя уроженка Таджикистана Ганджина. При этом у обеих женщин есть российское гражданство.
На фото нет глав двух семейств. Дело в том, что Атимбу и Ганджина — две жены одного мужчины, 32-летнего уроженца Таджикистана Наврузчона. Женщины живут на соседних улицах и родили избраннику сыновей с разницей в один месяц. Местные жители неоднократно видели, как мужчина гуляет одновременно с двумя супругами. Неизвестно, были ли браки заключены официально, ведь в России запрещено многоженство.
Наврузчон тоже имеет российский паспорт. «Известия» пишут, что мужчина получил гражданство в 2022 году. Он прописан в Пензенской области и ранее работал в администрации Сердобска, но в настоящее время трудоустроен в Москве.
Что известно о Марине Ермаковой
Марине Ермаковой 39 лет, она родом из Сердобска, получила юридическое образование в Саратовской государственной академии права. Карьеру начинала с должности юриста-консультанта в городской поликлинике и компании «Сердобск-Хлеб», занимающейся хранением зерна.
В 2013 году Ермакова стала заместителем директора управления капстроительства в администрации Сердобска. Еще через четыре года она возглавила это ведомство.
В 2022 году Ермакову назначили руководителем аппарата администрации Сердобска. А в 2023 году женщина стала мэром города.
Ранее градоначальница оказывалась в центре скандалов. В ноябре 2024 года губернатор Пензенской области Олег Мельниченко резко раскритиковал Марину Ермакову и главу Сердобского района Александра Бедикина за срыв сроков благоустройства нескольких городских скверов. Работы должны были завершиться в ноябре, затем дедлайн перенесли на декабрь.
— Если и к этому моменту сердобчане не дождутся новых скверов, городское и районное руководство ждут серьезные взыскания, — возмущался губернатор.
Ермакова обещала завершить благоустройство к началу зимы и заявила, что потребует неустойку с застройщика. В итоге сроки опять сорвались, и работы завершились лишь к январю 2025 года.
Но и на этом скандал не закончился. Местные жители заметили, что при благоустройстве сквера имени Островского администрация перепутала двух писателей-однофамильцев. Ранее парк был посвящен писателю Николаю Островскому, а после благоустройства он внезапно стал «имени драматурга Александра Островского». И такая путаница встречалась сразу в нескольких публикациях на сайте местной администрации.
Другие скандалы с жилищными сертификатами
Выдача жилищного сертификата мигрантам в Сердобске — далеко не первый подобный инцидент.
В январе 2025 года глава подмосковных Мытищ Юлия Купецкая торжественно вручила сертификат на покупку квартиры семье из Таджикистана. Это вызвало шквал критики. В интернете главу семейства обвинили в националистических высказываниях: на его странице в соцсетях нашли пересланные посты, в которых сотрудников российских правоохранительных органов называют «нацистами».
В итоге мать этой семьи Тахмину Самадову обвинили в мошенничестве при получении жилищного сертификата. Она обманула администрацию Мытищ, назвав свою семью малоимущей и скрыв реальные доходы. Еще она указала в документах, что два ее брата участвовали в спецоперации на Украине — это тоже оказалось неправдой. На самом деле оба мужчины были судимы за торговлю наркотиками. В октябре того же года ее приговорили к четырем годам лишения свободы. При этом глава Мытищ не понесла никакой ответственности и работает на той же должности.
В марте 2025 года глава Нижнекамска Рамиль Муллин выдал жилищный сертификат гражданам Таджикистана. Деньги на квартиру достались семье Малики Тоировой и Мухиддина Холзоды. Этим заинтересовались правоохранительные органы. Следователей смутили разные фамилии супругов, наличие у пары 20 банковских счетов. Также правоохранители усомнились в подлинности гражданства Тоировой и Холзоды.
Началось расследование. Через месяц глава Нижнекамска подал в отставку. А в отношении главы таджикского семейства Холзоды возбудили уголовное дело. По версии следствия, для получения сертификата мужчина фиктивно трудоустроился. Еще он учился в медресе (мусульманском религиозном учебном заведении) «Рисаля», преподаватели которого проходили подготовку в военно-полевом лагере террориста Шамиля Басаева.
Еще один скандал разгорелся в марте 2025 года в Тверской области. Администрация поселка Селижарово выдала жилищный сертификат семье из Киргизии, которая ранее не имела постоянного места жительства. Следственный комитет организовал проверку. А летом того же года семью лишили сертификата.
В марте 2025 года в Липецке выявили квартиру, в которую заселились 13 мигрантов, работающих рядом на стройке. Таким соседством оказались недовольны собственники дома, но в полиции им сказали, что мигранты живут в квартире законно. Соседи обратились в прокуратуру.