Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Эксперт: Уходить на запасной аэродром и невыгодно, и тяжело психологически

Сюжет: 

Крушение «Боинга» в Ростове-на-Дону
Происшествия
Версий причин крушения Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, выполнявшего рейс FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону, несколько

Некоторыми из них с "ВМ" поделился заслуженный пилот России Петр Марченко.

- Петр Александрович, сейчас все силы направлены на то, чтобы выяснить причины катастрофы...

- Не буду оригинален. На данный момент ясно, что на ситуацию повлияли два фактора: неблагоприятные метеоусловия - сильный боковой ветер и сдвиг его при заходе на посадку (сдвиг ветра – метеорологическое явление, когда скорость или направление ветра изменяются на относительно небольшом участке в атмосфере – ВМ.) А также человеческая самонадеянность, возможно, амбиции пилота.

- Почему была необходимость почти два часа вырабатывать топливо над аэродромом?

- Экипаж при вылете из Дубая специально заправился топливом под завязку, чтобы сеть в Ростове-на-Дону с максимальным уровнем топлива, а потом с минимальной дозаправкой сразу же лететь обратно. Возможность (достаточный запас топлива) у экипажа была, поэтому он и наворачивал круги два часа.

- Кто и какие решения в это время принимает? Что должен делать командир воздушного судна?

- Сегодня, к сожалению, международные правила говорят о том, что командир корабля должен сам принимать решения. Раньше, в советские времена, подобный приказ отдавал диспетчер. Неблагоприятные погодные условия - снег, ветер, плохая видимость, низкая облачность - веские причины для того, чтобы не испытывать судьбу, а перестраховаться. Тем более, что синоптики и диспетчеры предупреждали капитана о плохой погоде. Но он думал: «часик полетаем и погода улучшится». Нет, вы никогда не бывали в России и не знаете, какие коварные условия здесь. Экипаж не был морально подготовлен и не учел, что это не Дубаи, где 360 дней в году великолепная погода.

Эксперт: Уходить на запасной аэродром и невыгодно, и тяжело психологически Фото: Стрингер/РИА Новости

- Так что же помешало уйти на запасной аэродром?

- Вот тут и вступает в игру психологический фактор. Экипаж, уходя на запасной аэродром, должен провести несколько часов в ожидании, пока распогодится, или уходить на отдых минимум на 12 часов и снова ждать, пока прилетит сменный экипаж. У тех летчиков, что управляли «Боингом», не хватило бы физической возможности лететь обратно. К тому же, время - убытки для компании.

- Разве за уход на другой аэродром карают рублем?

- Штрафов возможно и нет, но в истории авиации были случаи увольнения пилотов за то, что они уходили на запасной аэродром. Вспомните ужасную катастрофу с Ту-154, когда в 2010 году под Смоленском погиб польский президент и еще 95 человек. Тогда пилота уговаривали, несмотря на плохие условия, совершить посадку. И он, видимо, памятуя о том, что предыдущего командира корабля уволили уход на другой аэродром, пошел на поводу тех, кто стоял за спиной. В результате - убили себя и президента.

- Мы знаем, что экипаж «Боинга» был мультинациональным. Можно ли сказать, что недопонимание между пилотами тоже могло стать причиной катастрофы?

- Возможно. Но тут, скорее не языковой, а социальный дискомфорт. Авиакомпания FlyDubai - очень состоятельная. Почему же они не нанимают местных летчиков? Может быть, потому, что им нужно платить в два-три раза больше. Куда легче и проще нанять пилотов из Греции, Казахстана, России, Македонии. В обычном рейсе, возможно, этот фактор и не был бы замечен. Но мы говорим о чрезвычайной ситуации и здесь перевесить чашу могла любая капля.

На месте крушения пассажирского самолета Boeing-737-800, который разбился при посадке в аэропорту Ростова-на-Дону.  На месте крушения пассажирского самолета Boeing-737-800, который разбился при посадке в аэропорту Ростова-на-Дону.  / Фото: РИА Новости/МЧС РФ

- Что вы думаете по поводу версии захвата самолета террористами? Или отказа двигателя?

- Захват - маловероятная причина. Так же, как и отказ двигателя. Конечно, точное положение дел покажут «черные ящики». Экипаж кружил почти два часа. И разговор с землей был, ведь диспетчер советовал капитану уйти на запасной аэродром, на что тот отказался. После этого он сделал один заход на посадку. Неудачно. Ушел на второй круг. Тут уже попал в сильный сдвиг ветра. Ни о каком захвате не может идти речь.

- А ведь в вашей практике тоже были экстремальные ситуации. И вы, Петр Александрович, сумели удержать в воздухе и посадить «Боинг» с отказавшими системами…

- Это был мой завершающий рейс Москва – Шанхай четыре с половиной года назад. Наш самолет 20 лет пролетал в Тайване. Дождь и сырость привели к тому, что судно, взятое авиакомпанией в лизинг летало на последних возможностях. Раньше, по бедности, перевозчики частенько пользовались такими самолетами. Поэтому не удивительно, что из-за коррозии отказали сразу три автопилота.

Это случилось ночью, когда мы летели над Монголией. Второй пилот кричал: "Мы разобьемся!" В кабине стояла бледная стюардесса, которая лепетала:"У меня двое детей, только не убейте нас, товарищ командир!". За спиной у меня было 200 пассажиров. При заходе, я отступил от инструкций. И поступил так, как считал нужным - на протяжении 4,5 часов сам в ручную выстраивал приборы. Обошлось. Больше за штурвал не садился.

Эксперт: Уходить на запасной аэродром и невыгодно, и тяжело психологически Фото: Стрингер/РИА Новости

МНЕНИЕ

Роковой рейс

Колонка нашего обозревателя Леры Бокашевой

Снова - страшная трагедия с упавшим самолетом. На этот раз - пассажирский Boeing 737−800 NG авиакомпании flydubai, выполнявший рейс из Дубая в Ростов-на-Дону, разбился в районе местного аэропорта в субботу утром при заходе на посадку. В авиакатастрофе погибли 62 человека: 55 пассажиров и семь членов экипажа.

Это по-настоящему международная трагедия: среди погибших русские, украинцы, грек, киргизы, граждане Индии и Узбекистана... Люди, жизнь которых оборвалась так внезапно, так ужасно. Четверо детей. Много людей с одинаковыми фамилиями: летели с отдыха семьями. Так и ушли из жизни - вместе. (далее...)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.