А что, так можно было? Куинджи и другие громкие кражи из мировых музеев
Усиленная охрана, видеозапись, бронированные стекла, толпы свидетелей — ничто из этого не гарантирует абсолютную сохранность шедевров, хранящихся в самых знаменитых музеях мира. Увы, как показывает практика, даже лучшие и самые продвинутые из них не застрахованы от краж и порчи экспонатов.
Участь сия не миновала и Третьяковскую галерею. В воскресенье, 27 января, средь бела дня из одного из залов было похищено полотно работы Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Вор вытащил его из рамы, поскольку объект не был подключен к системе сигнализации, и беспрепятственно покинул Инженерный корпус.
К счастью, предполагаемого похитителя и саму картину без выраженных следов повреждений нашли уже на следующий день в окрестностях Одинцова. Согласно информации, предоставленной представителями Министерства внутренних дел, подозреваемый в совершении преступления 31-летний мужчина ранее был судим за хранение наркотиков и находится под подпиской о невыезде. Драгоценный объект он прятал в одном из строящихся зданий.
Это далеко не первый случай столь дерзкого ограбления. О других подобных расскажем в нашей статье.
Лувр
21 августа 1911 года из Лувра была украдена великая «Мона Лиза».
Мастер по изготовлению зеркал по имени Винченцо Перуджа служил в парижском музее на временной основе и поэтому имел доступ к залам. Мужчина просто свернул холст и вынес его под одеждой. Поиски велись целых два года, а к следствию были привлечены самые выдающиеся сыщики того времени, но найти пропажу удалось благодаря нерасторопности самого вора. Он просто написал одному коллекционеру письмо с предложением выкупить «Джоконду». Итальянец объяснил свой поступок желанием вернуть своему народу часть культурного наследия, вывезенного Наполеоном, чем привел соотечественников в неописуемый восторг. Даже судья встал на сторону местного Робин Гуда, и «герою» пришлось провести в тюрьме всего год.
Художественная галерея Уитворта
В 2003 году в Манчестере пропали сразу несколько шедевров: «Укрепления Парижа с лошадьми» кисти Винсента ван Гога, «Бедность» Пабло Пикассо и «Таитянский пейзаж» Поля Гогена.
Как и в предыдущем случае, преступление совершили из благородных побуждений. Злоумышленник сам позвонил в полицию и на анонимной основе сообщил о месте нахождения произведений искусства. И в самом деле, все они были обнаружены возле общественного туалета неподалеку от музея. В записке, приложенной к находке, неизвестный поведал, что пошел на столь отчаянный шаг, чтобы показать, насколько плохо работает служба охраны, а не для извлечения личной выгоды.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
1990 год. Бостон. Для совершения самого значительного хищения культурного достояния в истории преступники специально выбрали День Святого Патрика, когда горожане вовсю праздновали, а служители закона — следили за соблюдением порядка на улицах. Расчет оказался верным, и преступники, переодетые в полицейскую форму, не встретив ни малейшего сопротивления, прошли внутрь под предлогом срочного вызова. Там они связали смотрителей и унесли с собой ценностей на сумму в полмиллиарда долларов США! Личности грабителей до сих пор не установлены.
Музей «Кюнтсхал»
По мотивам событий, развернувшихся в 2012 в Роттердаме, можно было бы снять целую криминальную драму. Сообщники покинули хранилище, прихватив с собой полотна Анри Матисса, Люсьена Фрейда, Мейера де Хан, Пабло Пикасса и Клода Моне. Молодых людей вскоре арестовали и предали суду, но они так и не признались, куда дели награбленное.
На этот счет существует сразу две неподтвержденные версии. Одни считают, что дельцы ухитрились перепродать свою добычу за границу, другие — что все уничтожила мать одного из них. Как бы там ни было, во время заседания уроженец Румынии, 29-летний Раду Догару сказал, что даже не ожидал, что ограбление окажется такой легкой задачей, ведь на все про все у них ушло не более 5 минут.
Замок Шарлоттенбург
Осенью 1989 охранники берлинского музея беспомощно стояли и, раскрыв рты, смотрели туда, где еще несколько минут назад красовались «Любовное письмо» и «Бедный поэт» Карла Шпицвега. В это самое время шедевры вывозил под своим покрывалом человек в инвалидной коляске. Местонахождение и судьба картин до сих пор не известны.
Нью-йоркское хранилище произведений искусств
Ограбление организовал сам же владелец с целью получить внушительного размера компенсацию от страховой компании, с которой у него был заключен договор. Хушанг Махбубян, занимавшийся скупкой, хранением и перепродажей предметов искусства, спланировал все заранее и заплатил группе наемников, чтобы те осуществили задуманное. Однако на сей раз полицейские сработали как надо и задержали всех соучастников, включая организатора практически на месте преступления.
Музей Винсента ван Гога в Амстердаме
Зимой 2002 года злоумышленники проникли в здание через кровлю, минуя систему видеослежения, и тем же путем покинули его, прихватив с собой две картины суммарной стоимостью в три десятка миллионов долларов. Два года спустя грабители были найдены. Чего не скажешь о полотнах, которые ищут до сих пор. Руководство галереи обещает вернувшим награду сто тысяч евро.
Национальный музей антропологии в Мехико
Этот случай — образец всеобщего разгильдяйства — от ответственных за техническое состояние сигнализации и до службы секьюрити. В канун Рождества 1985 года ни один из почти что десятка охранников не обратил внимания на одновременную пропажу полутора десятков экспонатов эпохи майя и инков. Ущерб оценили в 20 миллионов долларов.
Фонд Эмиля Бюрле
Лыжные маски и пистолеты — все, что потребовалось ворам, чтобы совершить ограбление в сердце благополучной и спокойной Швейцарии. Они просто вошли внутрь, угрожая оружием и вынесли ценностей на 165 миллионов долларов без каких бы то ни было других ухищрений и хитрых схем. Ни одна из картин Ван Гога, Моне и Сезанна за 11 прошедших лет так и не была обнаружена. Происшествие заставило многие музеи оборудовать входы металлоискателями.
Национальный музей Швеции
Происшествие 2000 года в Стокгольме уж точно заслуживает стать сценарием к приключенческому боевику с присущими жанру погонями и перестрелками.
22 декабря три головореза организовали поджог автомобилей, чтобы отвлечь внимание от места преступления. У входа остался вооруженный преступник, а двое его сообщников ворвались в зал и, угрожая публике пулеметом, сорвали со стены автопортрет Рембрандта, «Разговор» и «Молодых парижанок» кисти Ренуара, после чего прыгнули в поджидающий их катер и скрылись. Перед входом прибывшее подкрепление ждали рассыпанные гвозди, проткнувшие колеса патрульных машин.
Расследование запутанного дела шло 5 лет и принесло свои плоды — за эти годы было арестовано 13 фигурантов, 8 из которых получили реальные сроки, а все произведения были найдены и возвращены в хранилище.