сб 21 сентября 12:49
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

А что, так можно было? Куинджи и другие громкие кражи из мировых музеев

А что, так можно было? Куинджи и другие громкие кражи из мировых музеев

Теперь выставка будет открыта для посещения и в понедельники

"Агентство Москва"/ Никеричев Андрей

Усиленная охрана, видеозапись, бронированные стекла, толпы свидетелей — ничто из этого не гарантирует абсолютную сохранность шедевров, хранящихся в самых знаменитых музеях мира. Увы, как показывает практика, даже лучшие и самые продвинутые из них не застрахованы от краж и порчи экспонатов.

Участь сия не миновала и Третьяковскую галерею. В воскресенье, 27 января, средь бела дня из одного из залов было похищено полотно работы Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Вор вытащил его из рамы, поскольку объект не был подключен к системе сигнализации, и беспрепятственно покинул Инженерный корпус.

27 января, средь бела дня из одного из залов было похищено полотно работы Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» / кадр из видео камер видеонаблюдения. опубликовано на сайте МВД

27 января, средь бела дня из одного из залов было похищено полотно работы Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым»

ФОТО: кадр из видео камер видеонаблюдения. опубликовано на сайте МВД

К счастью, предполагаемого похитителя и саму картину без выраженных следов повреждений нашли уже на следующий день в окрестностях Одинцова. Согласно информации, предоставленной представителями Министерства внутренних дел, подозреваемый в совершении преступления 31-летний мужчина ранее был судим за хранение наркотиков и находится под подпиской о невыезде. Драгоценный объект он прятал в одном из строящихся зданий.

Это далеко не первый случай столь дерзкого ограбления. О других подобных расскажем в нашей статье.

Лувр

21 августа 1911 года из Лувра была украдена великая «Мона Лиза».

Мастер по изготовлению зеркал по имени Винченцо Перуджа служил в парижском музее на временной основе и поэтому имел доступ к залам. Мужчина просто свернул холст и вынес его под одеждой. Поиски велись целых два года, а к следствию были привлечены самые выдающиеся сыщики того времени, но найти пропажу удалось благодаря нерасторопности самого вора. Он просто написал одному коллекционеру письмо с предложением выкупить «Джоконду». Итальянец объяснил свой поступок желанием вернуть своему народу часть культурного наследия, вывезенного Наполеоном, чем привел соотечественников в неописуемый восторг. Даже судья встал на сторону местного Робин Гуда, и «герою» пришлось провести в тюрьме всего год.

Художественная галерея Уитворта

В 2003 году в Манчестере пропали сразу несколько шедевров: «Укрепления Парижа с лошадьми» кисти Винсента ван Гога, «Бедность» Пабло Пикассо и «Таитянский пейзаж» Поля Гогена.

Как и в предыдущем случае, преступление совершили из благородных побуждений. Злоумышленник сам позвонил в полицию и на анонимной основе сообщил о месте нахождения произведений искусства. И в самом деле, все они были обнаружены возле общественного туалета неподалеку от музея. В записке, приложенной к находке, неизвестный поведал, что пошел на столь отчаянный шаг, чтобы показать, насколько плохо работает служба охраны, а не для извлечения личной выгоды.

Специалисты полагают, что инциденты в музеях неизбежны вне зависимости от строгости охранных мер, поскольку главной причиной является человеческий фактор / кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"

Специалисты полагают, что инциденты в музеях неизбежны вне зависимости от строгости охранных мер, поскольку главной причиной является человеческий фактор

ФОТО: кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

1990 год. Бостон. Для совершения самого значительного хищения культурного достояния в истории преступники специально выбрали День Святого Патрика, когда горожане вовсю праздновали, а служители закона — следили за соблюдением порядка на улицах. Расчет оказался верным, и преступники, переодетые в полицейскую форму, не встретив ни малейшего сопротивления, прошли внутрь под предлогом срочного вызова. Там они связали смотрителей и унесли с собой ценностей на сумму в полмиллиарда долларов США! Личности грабителей до сих пор не установлены.

Музей «Кюнтсхал»

По мотивам событий, развернувшихся в 2012 в Роттердаме, можно было бы снять целую криминальную драму. Сообщники покинули хранилище, прихватив с собой полотна Анри Матисса, Люсьена Фрейда, Мейера де Хан, Пабло Пикасса и Клода Моне. Молодых людей вскоре арестовали и предали суду, но они так и не признались, куда дели награбленное.

На этот счет существует сразу две неподтвержденные версии. Одни считают, что дельцы ухитрились перепродать свою добычу за границу, другие — что все уничтожила мать одного из них. Как бы там ни было, во время заседания уроженец Румынии, 29-летний Раду Догару сказал, что даже не ожидал, что ограбление окажется такой легкой задачей, ведь на все про все у них ушло не более 5 минут.

Замок Шарлоттенбург

Осенью 1989 охранники берлинского музея беспомощно стояли и, раскрыв рты, смотрели туда, где еще несколько минут назад красовались «Любовное письмо» и «Бедный поэт» Карла Шпицвега. В это самое время шедевры вывозил под своим покрывалом человек в инвалидной коляске. Местонахождение и судьба картин до сих пор не известны.

Нью-йоркское хранилище произведений искусств

Ограбление организовал сам же владелец с целью получить внушительного размера компенсацию от страховой компании, с которой у него был заключен договор. Хушанг Махбубян, занимавшийся скупкой, хранением и перепродажей предметов искусства, спланировал все заранее и заплатил группе наемников, чтобы те осуществили задуманное. Однако на сей раз полицейские сработали как надо и задержали всех соучастников, включая организатора практически на месте преступления.

Ограбление организовал сам же владелец с целью получить внушительного размера компенсацию от страховой компании, с которой у него был заключен договор / кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"

Ограбление организовал сам же владелец с целью получить внушительного размера компенсацию от страховой компании, с которой у него был заключен договор

ФОТО: кадр из фильма "Афера Томаса Крауна"

Музей Винсента ван Гога в Амстердаме

Зимой 2002 года злоумышленники проникли в здание через кровлю, минуя систему видеослежения, и тем же путем покинули его, прихватив с собой две картины суммарной стоимостью в три десятка миллионов долларов. Два года спустя грабители были найдены. Чего не скажешь о полотнах, которые ищут до сих пор. Руководство галереи обещает вернувшим награду сто тысяч евро.

Национальный музей антропологии в Мехико

Этот случай — образец всеобщего разгильдяйства — от ответственных за техническое состояние сигнализации и до службы секьюрити. В канун Рождества 1985 года ни один из почти что десятка охранников не обратил внимания на одновременную пропажу полутора десятков экспонатов эпохи майя и инков. Ущерб оценили в 20 миллионов долларов.

Фонд Эмиля Бюрле

Лыжные маски и пистолеты — все, что потребовалось ворам, чтобы совершить ограбление в сердце благополучной и спокойной Швейцарии. Они просто вошли внутрь, угрожая оружием и вынесли ценностей на 165 миллионов долларов без каких бы то ни было других ухищрений и хитрых схем. Ни одна из картин Ван Гога, Моне и Сезанна за 11 прошедших лет так и не была обнаружена. Происшествие заставило многие музеи оборудовать входы металлоискателями.

Национальный музей Швеции

Происшествие 2000 года в Стокгольме уж точно заслуживает стать сценарием к приключенческому боевику с присущими жанру погонями и перестрелками.

22 декабря три головореза организовали поджог автомобилей, чтобы отвлечь внимание от места преступления. У входа остался вооруженный преступник, а двое его сообщников ворвались в зал и, угрожая публике пулеметом, сорвали со стены автопортрет Рембрандта, «Разговор» и «Молодых парижанок» кисти Ренуара, после чего прыгнули в поджидающий их катер и скрылись. Перед входом прибывшее подкрепление ждали рассыпанные гвозди, проткнувшие колеса патрульных машин.
Расследование запутанного дела шло 5 лет и принесло свои плоды — за эти годы было арестовано 13 фигурантов, 8 из которых получили реальные сроки, а все произведения были найдены и возвращены в хранилище.

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?

Екатерина Рощина

Простите девочкам слабость — быть глупыми

Оксана Крученко

Пусть будет очередь для тех, кому «просто спросить» 

Никита Миронов  

Батька прав. Не хамите педагогу

Геннадий Окороков

Общественности стоит поменьше возбуждаться

Александр Никонов

Требуйте обязательный ЕГЭ по английскому

Михаил Виноградов  

Почему онлайн-календарь прививок — безусловное благо