Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Простой, как выстрел: почему истории создания автомата Калашникова не хватило чувств

Развлечения
Михаил Калашников (актер Юрий Борисов) пытается в кольце фашистов сровнять с землей палящее по танку вражеское орудие
Михаил Калашников (актер Юрий Борисов) пытается в кольце фашистов сровнять с землей палящее по танку вражеское орудие / Кадр из фильма «Калашников» (2020 год)

18 февраля в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера фильма «Калашников» Константина Буслова.

Фамилию Калашников знают все. Не всем известно, какой тернистый путь прошел алтайский парень-самоучка, чтобы в свои 28 создать легендарный автомат, по сей день являющийся символом оружейной мысли XX века.

Картина, снятая по сценарию Сергея Бодрова, Анатолия Усова и Алексея Бородачева, охватывает несколько десятилетий из жизни Михаила Тимофеевича. Эпизоды следуют один за другим, словно кадры хроники. Вот зритель видит Калашникова шестилетним пацаном, мастерящим самострелы в селе Курья на Алтае.

Следом — начало войны и сцена, где командир пылающего танка старший сержант Калашников (актер Юрий Борисов) пытается в кольце фашистов сровнять с землей палящее по танку вражеское орудие. Далее — госпиталь, где, слыша разговоры солдат о том, как им с винтовкой приходится сражаться с немецкими автоматчиками, Калашников загорается идеей создания пулемета-автомата. Вот — станция Матай в Казахстане, на которой начинающий конструктор за три месяца в паровозном депо создает первый опытный образец пистолета-пулемета.

Экран иллюстрирует путь Калашникова через препятствия и поражения. Вплоть до момента, когда самый распространенный в мире АК-47 принимается на вооружение. Добротно сделанный фильм этот вполне мог бы появиться в 70-х годах прошлого века. «Простой, как выстрел» (цитата, описывающая автомат, вполне подходит к самой картине), он представляет образец «правильного, нужного кино». Такое хорошо показывать в школе — вполне подойдет для аудитории «12+». Без зигзагов, без неожиданностей — все точки расставлены над i. Герои разговаривают грамотным языком потомков Пушкина в любых условиях (даже в горящем танке). Единственный отрицательный персонаж — пьющий кагэбэшник, напоминающий лексиконом спившегося сапожника. И воспитанный на советских производственных фильмах зритель сразу понимает, что персонаж отрицательный, — он-то точно знает, как должны, прищурившись, не по-доброму смотреть в кадре асоциальные элементы. С гэбэшником у конструктора происходит драка. За которой следует совсем уж нелепая исповедь Калашникова, сидящего на дороге в позе Спасителя с картины Ивана Крамского «Иисус в пустыне», поверженному в грязь кагэбэшнику.

Есть в фильме и любовь. Симпатичная чертежница Катя (хорошая актриса Ольга Лерман) играет жену Калашникова, с которой конструктор прожил более тридцати лет. Правда, в любовной линии тоже читаются свои нелепости. Героиня, согласившаяся работать с Калашниковым при категорическом условии, что тот не будет приставать к ней, почти мгновенно оказывается с ним в постели. То ли огрехи сценария, то ли «радости» монтажа? На плаву фильм держится крепкими актерскими работами. Прежде всего самого Юрия Борисова, которому, кажется, несколько тесновато в заданном сценарием рисунке Калашникова. Юмор, вносимый артистом в образ, делает его чуть более выпуклым и живым. Ну а мастерство Артура Смолянинова (капитан Лютый), Виталия Хаева (генерал-майор Курбаткин) и Валерия Баринова (генерал-лейтенант Дегтярев) очень усиливает «второй план» и вносит жизнь в монотонное течение событий на экране. За каждым образом военного, встреченного Калашниковым на его пути, читается личность — актерская и человеческая.

Вообще, на современном экране удачных картин, посвященных людям, прославившим наше Отечество, до обидного мало. Фильм заставляет в очередной раз задуматься над тем, почему военное кино у нас не получается в полной мере. Ведь и съемки грандиозные — снимали в Московской, Тверской и Калужской областях, в Крыму и Санкт-Петербурге. Часть съемок прошла на киностудии «Военфильм», где собрана самая большая в Европе коллекция бронетехники — советской и немецкой. В военных сценах задействованы танки, пушки, артиллерийские орудия. Да и сцены танкового боя сняты с применением многочисленных камер, установленных на самих танках.

И при всем этом техническом великолепии кино выглядит бледновато. Это тем более обидно, что в биографии героя есть огромное количество интереснейших фактов.

Пожалуй, «Калашников» — это тот самый случай, когда фильму при его событийности не хватает чувств. Здесь нет щемящей пронзительности, которая присутствует в Быковском «В бой идут одни старики». Нет боли, которая охватывает нас при просмотре картины Ростоцкого «А зори здесь тихие» или Калатозовской «Летят журавли». Нет ни строгой ментальности «17 мгновений весны», ни комедийности «Небесного тихохода», ни масштабности «Добровольцев», где в истории двух семейств читается история целого поколения.

В «Калашникове» есть лишь описательное, ровное повествование. И зритель уходит с картины с ощущением, что в пруд его чувств бросили маленький камешек: круги тихонько расходятся, но по большому счету «не цепляет».

Не случилось. А жаль…

СПРАВКА «ВМ»

Михаил Тимофеевич Калашников (10 ноября 1919 года, Алтай — 23 декабря 2013 года, Ижевск) — советский конструктор стрелкового оружия. Доктор технических наук, генерал-лейтенант, создатель всемирно известного автомата калашников. После смерти опубликовано письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В нем Калашников делится душевными переживаниями по поводу своей ответственности за смерти людей, убитых из оружия, которое он создал.

Читайте также: Александр Лунгин: Браться за тему Второй мировой войны в кино сейчас не стоит

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.