Черты будущего: 15 знаменитых цитат из произведений Артура Кларка
Первые 19 лет своей жизни Кларк провёл на юго-западе Англии в городке Майнхэд, графство Сомерсет. Увлекаясь фантастикой с десятилетнего возраста, ещё в школе он начал пробовать себя в написании рассказов на космические темы.
Переехав в Лондон в 1936 году, Артур работает аудитором в казначействе. Тогда же он вступил в недавно организованное Британское межпланетное общество, ставившее своими целями космические исследования, развитие и поддержку космонавтики. Первый литературный опыт Кларк получил, занимаясь написанием научно-популярных текстов для Общества, а участие в 1937 году в первом Британском конвенте научной фантастики побудило его продолжить написание фантастических рассказов, которые в том же году были опубликованы в нескольких любительских журналах.
В 1941 году Кларк был призван на службу в Королевские ВВС в качестве радарного специалиста, в результате чего участвовал в создании первого радара для навигации в сложных погодных условиях и испытаниях первой автоматической системы посадки самолётов. Эти события впоследствии послужили основой для полудокументального романа "Укатанный путь" (1963).
После окончания войны писатель вернулся в Лондон, где продолжил писать научные статьи и фантастические рассказы. В это же время он поступил в Королевский колледж. В октябре 1945 Кларк опубликовал статью "Внеземные ретрансляторы", в которой выдвинул идею о спутниках связи на геостационарных орбитах. Спустя 25 лет эта идея изменила облик современной цивилизации, сделав возможной глобальную систему связи: без спутников, находящихся на геостационарной орбите (впоследствии названной орбитой Кларка), невозможно представить себе существование радио или интернета.
Год спустя состоялась первая профессиональная литературная публикация в популярном фантастическом журнале – заражающий оптимизмом и верой в человечество рассказ "Спасательный отряд" (1946). Кларк сосредоточился на литературном творчестве, параллельно с отличием закончив Королевский колледж по специальностям физика и математика. В 1950-е он опубликовал целый ряд сборников рассказов и повестей, а также несколько романов, наибольшую популярность из которых получили "Конец детства" (1953) и "Город и Звёзды" (1956).
В декабре 1956 года, устав терпеть переменчивость и непредсказуемость холодной английской погоды, Артур Кларк переехал на Шри-Ланку, где увлёкся аэронавтикой и океанографией, что вылилось в многочисленные произведения о подводном мире, одним из которых был роман "Фонтаны Рая" (1979), получивший две престижные литературные премии в области фантастики.
К 1964 году Артур Кларк уже был именитым автором, однако по-настоящему знаменитым его сделала работа над сценарием фильма Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея" (1968). Картина стала вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом - ныне она признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда по версии Американского института кино. Позже Кларк доработал сценарий фильма в одноимённый роман, положивший начало циклу "Космическая Одиссея" (1968-1997) – масштабной космической саге о Контакте и о будущем всего человечества. Вслед этой книгой вышел первый роман ещё одного значимого цикла - "Свидание с Рамой" (1973).
На протяжении 1980-х годов Кларк много работал на телевидении, создав несколько научно-популярных программ, а в 1989 году за свои заслуги и вклад в мировую научную фантастику был награжден Орденом Британской империи. В 1998 году королева Елизавета II удостоила писателя звания Рыцаря.
Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, Артур Кларк продолжал активно работать над новыми книгами вплоть до своей смерти в 2008 году. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку известных цитат из произведений классика научной фантастики.
Конец детства (Childhood’s End, 1953)
"Знание может погубить религию и не опровергая её догматы, а попросту не придавая им значения".
"Злодеев можно уничтожить, но ничего не поделаешь с хорошими людьми, упорными в своих заблуждениях".
"И все свидетельства безнадёжно запутаны мистикой — вот, пожалуй, главная болезнь человеческого разума".
"Окончательно решиться его заставила мысль, что, если упустить этот единственный, сказочный случай, он потом себе вовек не простит. А до самой смерти терзаться напрасными сожалениями — что может быть хуже?"
Земной свет (Earthlight, 1955)
"Человек есть животное, изготавливающее орудия, – таково было, кажется, определение? Современного человека точнее будет определить как животное, зазря изводящее бумагу"
Город и Звёзды (The City and the Stars, 1956)
"В городе, где живёт десять миллионов человек, не с кем поговорить по-настоящему".
"В бессмертном городе не было настоящих чувств, глубоких страстей. Вероятно, подобные вещи могут зарождаться лишь благодаря тому, что они мимолетны, не могут длиться вечно и пребывают в тени".
"Но одной стабильности недостаточно. Она слишком легко ведет к застою, а затем и к упадку".
Черты будущего (Profiles of the Future, 1962)
"Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно – он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно – он, весьма вероятно, ошибается".
"Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное".
"Любая достаточно развитая технология неотличима от магии".
Цикл "Космическая Одиссея" (A Space Odyssey, 1968-1997)
"Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание".
"Работа – лучшее утешение от всяких потрясений".
"Способность человеческого мозга к адаптации поистине удивительна: очень скоро самые невероятные вещи кажутся обыденными".
"Возможно, лучше быть ненормальным и счастливым, чем нормальным и несчастным. Но, конечно, лучше всего быть нормальным и счастливым".