Лев Новоженов: «Люблю фильмы о простых людях»
- Лев Юрьевич, правда, что без кино жить не можете? Прочитала об этом на вашей странице в социальной сети.
- Не могу.
- Какой отечественный фильм – из премьер, произвел на вас сильное впечатление?
- Несмотря на мою любовь к Родине и к Москве (не побоюсь этого слова), у меня, как у многих соотечественников, есть некое доверие к тому, что производят у нас руками и умом. Предпочитаем импортное, как правило, справедливо. К современному российскому кинематографу у нас также много претензий! Зачастую – объективных. Таких недовольств нет в других областях искусства, включая театр. Этому обстоятельству у меня есть объяснение. Наша любовь – к советскому кино – большая, искренняя и проверенная временем не позволяет нам довольствоваться чем-то другим – менее высоким. Пересматриваем старые фильмы, даже довоенные, открываем для себя другой – настоящий кинематограф. Возможно, эта дефект нашего сознания, что старое кино любим, а новое – игнорируем… Но факт есть факт. Почему-то каждый готов восхищаться старыми фильмами Никиты Михалкова – «Раба любви», «Обломов», а новые работы режиссера мало кто принимает.
- А вы принимаете?
- Возраст у Никиты Сергеевича еще не такой, чтобы выдохнуться. Вспомним Федерико Фелинни до конца жизни снимал шедевры! А Вуди Аллен в свои 79 практически каждый год снимает по хорошему фильму. К сожалению, я тоже не избежал недоверия к нашему современному кино. Смотришь один фильм, другой, третий, четвертый – и все мимо, мимо, мимо? Тем более, мы же не находимся в культурной изоляции и смотрим все, что выходит в мире, и, конечно, сравниваем. Особенно мы отстаем в качестве сериалов. Если в странах Европы и Америки от сериалов оторваться невозможно, но у нас от просмотра сериалов одна досада.
- Какие сериалы можете отметить как выдающиеся?
- Из последних – «Клан Сопрано», «Мэдмен» («Безумцы»). Британский полицейский сериал «Скотт и Бейли» - шикарный! Признаюсь, я не понимаю – как можно снять 100 серий на таком высоком уровне?! Правда, на Западе и деньги другие вкладывают в производство сериалов, а без денег не снимешь. Единственный прецедент, когда великое кино получилось без денег, - это итальянский неореализм.
- Андрей Кончаловский в молодости работал ассистентом одного из основателей итальянского неореализма Витторио де Сика… а недавно снял малобюджетный фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына», в котором есть черты неореализма? «Белые ночи» вам понравились?
- Фильм не видел. Но интуиция киномана подсказывает мне, что фильм хороший. По крайней мере, поступок отважный – поехать в Архангельскую область, в забытую деревню, и снимать жителей в качестве героев (читал о съемках этого фильма). Впрочем, Феллини в некоторых своих картинах, в частности, в «Амаркорде» снимал непрофессиональных артистов в главных ролях. И это правильно. Сегодня нет ничего интереснее, чем реальная невыдуманная жизнь.
[OBJ Трейлер фильма «Белые ночи почтальона Тряпицына»]
- Что скажете о «Солнечном ударе» Никиты Михалкова? Видели?
- Я же не кинокритик, и мне за просмотры фильмов деньги не платят. Поэтому смотрю исключительно ради удовольствия. Не могу проверять на себе как на белой мыши – хорошее кино или плохое? Не сомневаюсь, что Михалков снял серьезное кино, но мне хочется удивляться, поражаться, забыв обо всем на свете… А с нынешним Михалковым это вряд ли получится?! Один музыковед сказал: «Чем больше слушаешь музыку, тем более тонких созвучий требует твоя душа». И мне, посмотревшему десятки тысяч фильмов, хочется чего-то необыкновенного, понимаете? (интервью с Никитой Михалковым читайте здесь)
[OBJ Трейлер фильма «Солнечный удар»]
- Осмелюсь предположить, что вы – поклонник творчества Ларса Фон Триера?
- Ларс Фон Триер снимает кино для тех, кто будет рассматривать – как построены планы, с какого ракурса сняты… Но я не могу сказать, что какой-то фильм Фон Триера изменил мое представление о мире.
- Какие фильмы стали для вас открытием вселенского масштаба?
- Фильмы режиссеров Боба Фосса, Стэнли Кубрика, Милоша Формана, Феллини и практически всех итальянцев, снимающих кино в 50-60-е годы (среди них и фильм Витторио де Сика «Похитители велосипедов», Висконти «Рокки и его братья» и картины итальянского неореализма). Из фильмов этих режиссеров я состою как человек. Больше люблю смотреть фильмы о простых людях.
- Как выбираете фильмы с расчетом на получение удовольствия?
- Как собака, которая бежит в лес, и находит траву… То есть интуитивно. Иногда прислушиваюсь к советам друзей… В этом случае чаще ошибаюсь.
- Игра каких актеров доставляет вас радует?
- Очень нравятся советские артисты, тогда как нынешние, как правило, разочаровывают. Советское кино, несмотря на то, что снималось в трудные годы, и с цензурой, но своей душевностью, простодушием, искренностью, чистотой по сей день трогает до глубины души. Жаль, что нечасто показывают советские фильмы на большом экране – уверен, что люди смотрели бы с радостью и восхищались.
- Лев Юрьевич, откуда у вас, очень сложного человека, тяга ко всему простому?
- Все гениальное просто – поэтому и тянусь.
- Что посоветуете смотреть на новогодние праздники?
- Классику – как советскую, так и зарубежную. И новые западные сериалы. Рекомендую очень красивый новозеландский мини-сериал «Вершина озера».