втр 15 октября 12:30
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Паваротти синагоги

Паваротти синагоги

Вечер еврейской музыки в БЗК

[b]Примечательным событием минувшей культурной недели стало выступление в Москве мировой знаменитости — главного кантора Нью-Йорка тенора Йозефа Маловани.[/b] [i]Вместе с мужским хором «Хасидская капелла» (дирижер Александр Цалюк) и симфоническим оркестром «Молодая Россия» (дирижер Марк Горенштейн) Маловани исполнил в Большом зале консерватории программу, основу которой составила еврейская литургическая музыка. Что это такое — известно, в сущности, немногим. Возникнув в древнейшие времена, она затем впитала и ассимилировала особенности многих музыкальных культур, в частности региона Ближнего Востока.[/i] Ее печальный характер, мелодическая прихотливость, импровизационность, узорчатая орнаментика, обилие форшлагов, морденто, глиссандо, экспрессивный горловой вокал сближают ее с народным и культовым искусством арабов, иранцев, турок. Еврейские музыканты, воспитанные в традициях тех стран, где они жили, становились участниками создания национальных культур Европы — среди немецких миннезингеров был, например, Зюскинд из Тримберга, среди французских труверов — Матье Еврей. Немало талантливых еврейских авторов появилось в XIX веке — З. Зульцер в Вене, Л. Левандовский в Берлине, М. Блюменталь в Одессе. Так что в обширной трехчасовой программе Маловани знакомых интонаций — немецких, венгеро-карпатских, русских, польских — было достаточно: напевы улично-дворовые, маршевые, танцевальные; вальсовые мелодии почти штраусовские; отголоски французских шансонов, американских спиричуэлсов, даже советской массовой песни — все это можно было расслышать в роскошном музыкальном меню, сервированном этим удивительным певцом, обладателем экстатически мощного и в то же время легкого, светлого, порой просто мистического, лучезарно-небесного тенора («героического, красивейшего и выразительнейшего» — по определению критика из лондонской «Гардиан»). Сочетание возвышенных духовных текстов («Кол Нидрей» — молитва Судного дня, Псалмы, произносимые в день покаяния, «Исгадал» — восхваление имени Всевышнего, «Сим Шалом» — «Даруй Мир, Благо и Благословение» и многие другие) с узнаваемым, легким, демократичным музыкальным материалом — вот, пожалуй, что такое еврейское литургическое искусство. И что еще любопытно — в исполнении Маловани не было ничего «жреческого», недоступного непосвященному слушателю. Нет, это современный исполнитель, отлично чувствующий сцену, быстро наводящий мосты с аудиторией… «Паваротти синагоги», по определению одного из канадских журналистов. В самом деле: они даже похожи внешне, только Йозеф в отличие от Лучано худой! Кстати, во втором отделении маэстро прекрасно исполнил несколько классических арий — «Pieta Signore» старшего современника Баха Алессандро Страделла, «Рахель оплакивает своих детей» из оперы Фроманталя Галеви «Жидовка» (в советские времена стыдливо именовавшейся «Дочь кардинала»). И даже эффектно продирижировал увертюрой к опере Верди «Сила судьбы»!

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада