Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Музы крепят узы

Развлечения
Музы крепят узы

[b]Что дает музейная школа[/b]Основатель музея Иван Цветаев закладывал в свое детище просветительские и воспитательные функции. Еще только начиналось строительство нынешнего главного здания, а он мечтал, что вокруг возникнет музейный городок, где будет довольно места для занятий с юношеством. Мечта 1898 года сбывается в 2006-м. В первую очередь благодаря верности музея своим традициям и настойчивости его [b][i]директора Ирины Антоновой[/i][/b].[b]«Мусейон» – не «Макдоналдс»[/b]У «Мусейона» богатая предыстория. С 1916 года выдающийся историк искусства и педагог Анатолий Бакушинский давал в музее на Волхонке «эстетические уроки» гимназистам и студентам.В 1930-е здесь появился «сектор детработы» – кружки, в 1950-е – лекторий для подростков, потом – «школьная комната». Ближе к нашим дням – изостудия, клуб любителей искусства, клуб юных искусствоведов.Ребят посвящают в античное искусство, нумизматику, археологию. Старшие школьники даже участвовали в раскопках в древних городах Причерноморья.В последние десятилетия, несмотря на «Макдоналдсы», залы игровых автоматов и прочие развлечения, дети не ушли из музея.Много «чудаков» среди наших мальчиков и девочек, которые готовы переживать сюжеты исторических полотен, перерисовывать и по-своему трактовать рисунки с античных амфор, разгадывать символику древних монет. И экспрессия авангардистов у них не вызывает отторжения.Уже десятки тысяч юных москвичей в возрасте от 5–6 до 17–18 лет прошли через музейную школу. А вся она до последнего дня размещалась на каких-то 30(!) квадратных метрах.– Мы благодарны мэру Лужкову, – говорит Антонова, – получив от городских властей старинный уголок земли в двух шагах от Кремля, между Волхонкой и Малым Знаменским переулком, мы смогли наконец взяться за проект детского центра.[b]Михалков и Табаков грузили камни[/b]Несмотря на постоянный дефицит финансирования, музей шаг за шагом приводил в порядок и осваивал запущенную территорию и разрушающиеся дома конца XVIII – начала XX веков. Не без помощи спонсоров все-таки удалось полностью реконструировать полузаброшенные особняки. Теперь на них приятно взглянуть.– Для детского центра это прекрасное место, – считает Антонова. – В особняках живет аура старой архитектуры с высокими потолками, с прекрасными пропорциями окон, в которые вливается много света. И что меня греет? Гармония. Она здесь есть. А за окнами – старый сад или небольшой парк, древняя церковь. Удивительная атмосфера. Но пришлось вывезти отсюда уйму строительного мусора. Были два майских субботника. Приходили по 300 человек. Вместе с работниками музея трудились – убирали мусор, грузили камни в тачки, сажали кустарники – Галина Волчек, Олег Янковский, Никита Михалков, Марина Зудина и Олег Табаков. Дело шло весело и споро.[b]Все для юных интеллектуалов[/b]Идешь по светлым залам и аудиториям – чувствуешь, что здесь воспитывают сами стены. В интерьерах все выполнено со вкусом, изысканно – от подоконников и решеток на калориферах до лепнины на потолках и люстр. Реставрированы колонны искусственного мрамора, камины, кафельные печи. Помещения центра задуманы как продолжение музея, поэтому парадный зал здесь напоминает знаменитый Белый зал, где проходят ежегодные фестивали «Декабрьские вечера».На 2 тысячах квадратных метров есть пространство для всех муз. При изостудии будут офортная и керамическая мастерские, класс ЭВМ для компьютерной графики. Музыкальный салон на 50 мест – один из самых красивых залов. При театре своя костюмерная и гримерные. Ребята будут сами создавать театральные костюмы.Специальная детская библиотека по искусству заняла второй этаж. В ней уже 20 тысяч книг. Такой библиотеки прежде не было не только в музее, но, возможно, вообще нигде. Есть читальный зал, где молодые интеллектуалы могут готовиться к докладам и сообщениям в своих клубах. Есть архив изостудии, начиная с 60-х годов. В центре, конечно, суммарно будут приходить на занятия полторы тысячи человек.«Мусейон» на уровне времени. Он способен принимать детей с ограниченными возможностями. Для них на колясках устроен въездной пандус, свой гардероб, где можно спокойно раздеться, специальный туалет.[b]Всей семьей[/b]Отлаженная форма работы с семейными группами – гордость музея. Детям в 5–6 лет лучше делать первые шаги в мир большого искусства в сопровождении взрослых. Они приходят в музей с мамой или папой, с дедушкой или бабушкой, иногда всей семьей. Со временем младших братьев и сестер с собой прихватывают.Сегодня таких групп 31, в каждой – по 15 детей. С родственниками получается почти тысяча человек.Музей объединяет. Бывает, дети учат взрослых правильно смотреть живопись. Все вместе ходят на выставки и концерты, вместе покупают книги по искусству. Повзрослев, воспитанники семейных групп работают в детском центре как преподаватели.[b]Почему Пушкин?[/b]И прежде ребята приходили в филиал Музея изобразительных искусств – в Музей-квартиру Святослава Рихтера, слушали исполнение юных музыкантов, своих ровесников и уходить не хотели. Сейчас музыка будет звучать и в самом «Мусейоне».– Воспитание становится многогранным, – подчеркивает Антонова. – Мы приближаем детей к изящным искусствам в целом. И, кстати, я готова начать переименование нашего музея в Музей изящных искусств. Это не только историческое название, в нем больше соответствия. У нас музыка заняла нешуточное место, звучит уже четверть века. Наши зрители превращаются и в слушателей. Вы смотрите живопись – послушайте музыку того же времени. Изменить наше название логично. Но снять из него имя Пушкина, которое присвоено музею в 1937 году, при мне не удастся. Тогда я уйду…Принципиальная позиция авторитетнейшего человека в музейном мире, директора Pushkin Museum, ясна как божий день. Кредо Ирины Александровны – синтез искусств, союз муз. А имя великого поэта – символ такого союза. Он видел счастье идти по жизни – «Дивясь божественным природы красотам,/И пред созданьями искусств и вдохновенья/ Трепеща радостно в восторгах умиленья».[b]Штатных единиц не прибавилось[/b]– Когда ребенок или подросток хотя бы год занимается у нас, – уверена директор, – он не станет пропащим человеком. У него появляется фора, хорошее преимущество. Рассуждая о Матиссе, Серове, Левитане, он понимает, о чем говорит. Это приподнимает его не только в кругу сверстников, но и перед самим собой…Культурное, образовательное, социальное значение Центра эстетического воспитания очевидно. Но к его открытию музею не прибавили ни одной штатной единицы. Удивительно? Удивляться не приходится. До единицы недобрали в госбюджете, где на культуру выделили всего 0,96 – менее одного процента! Недофинансирование, о котором бьет тревогу председатель Комиссии по культуре Государственной думы Иосиф Кобзон, носит хронический характер. В верхах не хватает понимания, что культура – основа оздоровления психологического климата в обществе. Без нее в России не будет социального оптимизма и, значит, не найти решения демографических проблем. Выходит, что Ирина Антонова и ее коллеги создают духовный капитал не благодаря господствующим тенденциям, а вопреки им.Еще одна несуразная вещь. Город при всем желании не может помочь средствами федеральному объекту, хотя напрямую заинтересован в его развитии.[b]В плюс столице[/b]К открытию детского центра подготовлена выставка по истории музейных изостудий, но планы у директора «неуемные».– У нас есть очень интересные предложения, – говорит Антонова. – Мы давно связаны с Российской академией образования. Я сама член этой академии. Там есть Институт эстетического воспитания детей, и в нем работает доктор наук Наталья Николаевна Фомина. Она хранительница настоящего богатства – коллекции, в которой около 200 тысяч детских рисунков, начиная с конца XIX века. Есть рисунки немецких и французских детей, есть рисунки наших ребят 1920–1930-х годов, когда каждый стремился что-то открыть, сотворить новое. И эта коллекция хранится в подвале, в жутких условиях, под угрозой гибели. А мы ее оприходуем, заинвентаризируем и выделим под нее один из особняков, смотрящих на Волхонку. Музей детского рисунка станет частью нашего центра, музеем в музее. Надеюсь, что деньги на это все-таки найдутся.В современном мире люди научились понимать толк в творчестве детей и ценить его. Поэтому Музей детского рисунка будет востребован. И еще как! С таким уникальным фондом он окажется среди самых посещаемых. Он нужен столице, особенно на «Золотом кольце», создаваемой сейчас туристской пешеходной зоне вокруг Кремля. Волхонка в нее попадает.Этот проект будет успешным, если в нем будет реализован принцип: меньше офисов, больше общественно значимых зданий.[b]Дети одной планеты[/b]Живой резонанс вызвали выставки детского рисунка, которые Музей изобразительных искусств уже показал за рубежом. Выставка «Сказки народов мира глазами российских детей» с огромным успехом прошла в Пекине, потом побывала в Астане и из Казахстана снова вернулась в Китай, где триумфально путешествует по большим городам.Совместно с Международным комитетом Красного Креста музей организовал выставку на тему «Милосердие на поле брани». Исходным материалом для московских ребят послужили не блоки новостей, а произведения древнего и классического искусства. Они использовали сюжеты и мотивы картин, архитектурных барельефов, старинных гобеленов. Эти рисунки привлекли внимание американских искусствоведов.Результат – обмен выставками с Музеем Джослин в штате Небраска. Дети двух стран выполнили свои рисунки, посвященные войне и миру. В работах юных американцев отразилась трагедия 11 сентября. Российские дети изобразили памятники мировой культуры, которые не должны погибнуть. А для этого нужен мир на земле.[b]Пленэр в центре города[/b]Несомненное достоинство «Мусейона» – все в нем функционально. Начиная от оборудования и модульной мебели. Ее удобно разбирать, собирать, переносить. И кончая старинным садом. Его можно использовать как пленэр.По словам Антоновой, имея такой сад, большую веранду и беседку, изостудии могут все лето вести занятия на открытом воздухе. До сих пор они закрывались в середине мая и до сентября устраивали каникулы. Теперь есть возможность работать круглый год. Много детей остаются на лето в городе абсолютно не при деле. Их нужно привечать. Лучшего места для этого не найти. Самый центр города, рядом – метро. Музей сохраняет здесь уголок старой Москвы и за это ему стоит сказать спасибо.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.