Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Подумаем чем Бог послал

Развлечения

[b]Окончание.Начало в «ВМ» от 5 января О голосах и о выборах:[/b] Давно знал историю, записанную Монтенем, но только сегодня сообразил, как она актуальна и поучительна для меня и всех нас, потому ее и процитирую, а вы, уверен, не пожалеете, прочитав. Итак, афинянам надлежало сделать выбор между двумя строителями, предлагавшими свои услуги для какого-то крупного сооружения. Один, более хитроумный, выступил с великолепной и заранее обдуманной речью о том, каким следует быть этому сооружению, и почти склонил народ на свою сторону. Другой же ограничился следующими словами: «Мужи афиняне, что он сказал, то я сделаю!». И победил.К чему это я? Ежу понятно: в предвыборной полемике все они говорят, если разобраться, одно и то же да еще одинаковыми словами, вкладывая в них каждый свое содержание. Кому из них отдать мой единственный голос? Теперь обращаюсь к читателю: мужи «афиняне», тому ли отдать наши симпатии, кто слаще скажет, или тому, кто это сделает? Но как «его» распознать среди одинаковых? Если б ему только дома строить, лично я ни секунды не сомневался, а тут целое государство предстоит обустраивать, сохранить, приумножить да еще в порядке содержать, в достоинстве. Вот тут и загвоздка, тут и ответ на вопрос: кому голос отдам и жалеть потом не стану? Господи, не хочу на грабли опять наступать, не о своем лбе думая, а о том, чтобы мимо его лба не промахнуться. Рецепта, читатель, вам не дам: даже если б сам знал, то рискованно, ведь рецепт у каждого из нас «штучный». Велика сия тайна, черт ее побери, да и сам черт не застрахован: запросто мазануть может — и в молоко! Но одну мысль все же оглашу: общественное мнение очень трудно сформировать, но еще труднее разрушить уже сформированное; так мы живем. Кто кого опередит, тот из пешки и в дамки выходит, и даже в президенты, что вовсе не означает, что пешкой быть перестает.«Вскрытие показывает».[b]О душе и совести:[/b] Расскажу вам одну историю из собственной жизни. Много лет назад (а если точно, то в 1942 году, когда была очень холодная зима) мы жили вместе с папой в Красноярске. Тут и началась Великая Отечественная.Куда девать лагерного транзитника? Конечно, сунули папу в подземную тюрьму, котораянаходилась под зданием НКВД.Там он благополучно и сидел до самой реабилитации. Потом папа, найдя в Тюмени меня, двенадцатилетнего мальчика, решил разыскивать маму, которая, как потом выяснилось, оказалась в Долинке, в Карагандинских лагерях: ее, за папу сидевшую, называли членом семьи изменника Родины («чесеиром»), отпустили только через полгода.Сразу скажу главное: вся эта история нашей семьи уже описана мною в документальной повести «Последний долг». Но то, что я сейчас хочу рассказать вам, никто, кроме самых близких, еще не знает, вы будете первыми читателями моего откровения. Я наконец решился.Пора. Тем более что в заголовок для изложения ситуации я внес ключевое слово «совесть». О душе даже и не говорю, вы сами потом поймете, только не торопите меня, пожалуйста.Мы с папой жили вдвоем в крохотной комнатке у хозяйки деревянного дома на улице Урицкого и видели из окна Енисей. Моего старшего брата Толю еще надо было папе искать: то ли на фронте, то ли в тылу, то ли в лагере, как маму. Опускаю бытовые подробности, не в них дело. Куда интересней наши с папой отношения, мы не виделись долгих четыре с «хвостиком» года, начиная с ареста родителей в тридцать седьмом, когда мне было всего-то семь лет, мы только начинали друг друга «осваивать». (Вдруг вспомнил сейчас прекрасный романс на слова Пеньковского: «Мы только знакомы, как странно…») [b]Роман-с![/b] Перехожу к сути. В комнатке была узенькая кровать, на которой мы спали валетом, еще стояли стул, табуретка и маленький столик, за которым мы «питались». Папа уже работал корреспондентом «Красноярского рабочего», а я учился в шестом классе. Однажды ночью я проснулся потому, что не ощутил возле себя папиного тепла. Горела свеча. Я поднял голову и увидел за столом папу, который шепотом говорил с каким-то незнакомым мне человеком. Я повернулся на бок и тут же уснул. Утром, собираясь уходить в школу и в редакцию, мы поговорили. «Пап, кто это был за дяденька?» «Какой?» — сказал папа. «Ну с которым ты разговаривал ночью?» — «Ты что-то путаешь, сын, я ни с кем не разговаривал». «Папа, — воскликнул я, — ты сидел вот тут, а он вот тут!» «Сынок, тебе приснился интересный сон». Я сразу все понял: оба они, конечно, шпионы! Говорить вам, как мы, дети, были воспитаны, не стану, если хотите, можете сами почитать о Павлике Морозове. Я лично перечитывать не хочу. И, конечно, решил немедленно идти в НКВД, куда ж еще? Школу я прогулял и через двадцать минут уже был на улице Революции перед входом в здание, в котором (знал бы я!) недавно сидел папа. Дальше я просто процитирую из книги: «…хозяин кабинета вышел, а затем вернулся с высокого роста блондином, одетым в штатский костюм, они еще немного пошептались, после чего хозяин кабинета оставил нас наедине, а блондин вдруг обратился ко мне по имени, что меня буквально потрясло. «Валерий, — сказал он, — мы благодарим тебя за рассказ, но твой отец, Абрам Давидыч, нам достаточно хорошо известен как совершенно честный и преданный Родине человек. Иди спокойно домой. Мой тебе совет: никогда не говори папе (он сказал именно так: папе), что приходил к нам. Ты очень огорчишь его, он и без тебя много пережил за последние годы». Затем штатский, как мне показалось, печально посмотрел на меня, протянул руку и представился: Степанов. Так состоялось мое первое знакомство со следователем, в кабинете которого папа прожил последние дни после реабилитации».Добавлю к сказанному, что «второй» раз мы встретились со Степановым в сибирском городе уже после смерти папы; почему я взял в кавычки «второй», вы поймете через полминуты.Тогда-то я и узнал, что именно Степанов «пересматривал» в Красноярске дело папы. Причем именно он объявил папе о реабилитации. И еще узнал, что, просидев последние восемь месяцев в одиночке (вот вам и упомянутый выше «хвостик»), папа свободу не принял. В реабилитацию не поверил, посчитав ее провокационной. И отказался выходить на волю, оставшись в кабинете следователя. Степанов не воспротивился. Ночью папа высунулся в коридор, потом спустился на первый этаж, а однажды рискнул ранним утром третьего дня сделать несколько шагов прочь от здания, но тут же вернулся в кабинет, пока не поверил: ему воистину дарована свобода.А следователь? — спросите вы. Он оказался благородным человеком, каких немало было тогда даже в «таком» Советском Союзе. Затем они попрощались, и папа покинул здание НКВД, пересек улицу и вдруг обнаружил себя у входа в кинотеатр «Совкино», где показывали в этот момент (4 июля 1942 года) «Праздник Святого Йоргена»; сразу два праздника? — не придумаешь. Папа купил билет, в зале кроме него сидели дети, человек десять школьников, которые всласть хохотали над главным героем в исполнении Игоря Ильинского, когда тот задом отпрыгивал с костылями под мышками от своих разоблачителей. Папа всю картину тихо и горько проплакал от счастья, в чем признался позже только мне, неожиданно попав на этот же фильм вместе со мной (и надо же такому случиться!) в том же «Совкино», и вновь не уберегся от сладких слез — и «раскололся» перед сыном. Комедия! Нам с Толей папа вообще о лагерной жизни в Норильске, об одиночке, об истории с реабилитацией никогда не рассказывал: оберегал нашу нетренированную психику и наше будущее (не дай Бог, дети озлобятся на Советскую власть, поломают себе судьбу, а зачем, пускай позже узнают такие веселенькие истории, поумнев).Ну а теперь финал, во имя которого я все это вам рассказываю: Степанова я впервые увидел только в командировке в 1965 году, уже работая спецкором «Комсомолки», и узнал от него все то, что могло случиться со мной, если бы я действительно попал «тогда» на прием именно к нему.Итак, главное: на самом деле в сорок втором, в то зимнее утро, в сибирскую «лубянку» я не ходил. И в кабинете Степанова не был; вы это уже поняли. И на папу никогда не доносил. Но одна только мысль заподозрить родного отца в предательстве и всего лишь мелькнувшее желание пойти на площадь Революции заставили меня, уже взрослого человека, осознавшего все прожитое и пережитое папой, ужаснуться. А потом жестоко да еще с подробностями описать в книге эту позорную для мальчика историю, наказав самого себя хотя бы публикацией. Кто не способен понять автора, к тому я все равно не достучусь, а кто способен, пусть поймет и простит, как когда-нибудь Бог простит всех похожих на меня грешников, если они покаются и заслужат прощения.Я всегда знал, что успею при жизни публично сказать всю правду, а в книге пусть останется так, как там написано, и станет предостережением всем вам и мне самому: при любых обстоятельствах, при любых режимах, при любых погодах и ситуациях все мы просто обязаны сохранять человеческое достоинство. Рано или поздно, но раскаиваться придется всем: и людям, и партиям, и бандитам, и блудник(ц)ам, согрешившим как в мыслях, так и наяву. Потому история озаглавлена мною не по-книжному: «Праздник Святого Йоргена». А яснее и проще: «О душе и о совести».[b]О смерти: [/b]Я часто думаю на эту тему, особенно в последнее время: вообще-то мы боимся смерти лишь до тех пор, пока живы, но это — слабое утешение. Ведь сама наша жизнь кажется мне болезнью с неизменным летальным исходом. Обратите внимание на то, что молодые торопят время, желая казаться старше, а пожилые тормозят, чтобы казаться моложе, но истина всех уравнивает: каждый из нас — овощ своего времени, куда ж мы торопимся и зачем тормозим? Не знаю. Пока мы живы, живо все, что нас окружает; ничего не было, когда не было нас, и не будет, когда нас не станет; у всех живущих — единое измерение времени: и секунда, и час, и вечность, и небытие. Согласны ли вы с тем, что люди, умирая летом, живут на час меньше, чем ушедшие в мир иной зимой? И все же есть у меня мерзкое качество, в котором признаюсь: завидую людям, которым повезло умереть во сне. Все знают, что их нет, а они сами, представьте, не знают! И я не хочу знать: какой в этом смысл, если «там» все равно, то ли были мы, то ли нас не было? Момент прихода в жизнь и момент ухода, как и в командировке, считается за один момент. Амба.Имею тем не менее вполне оптимистический лозунг, провозгласив который, поставлю в конце ненавистный мною восклицательный знак и завершу повествование своим любимым вопросительным: не бойтесь смерти, ведь все умирают — и ничего! Какой же я к черту пессимист? [b]О смысле жизни:[/b] На этот вопрос не каждый рискнет ответить с безапелляционностью. И я не рискую, кроме лукавого предположения: не в том ли смысл жизни, чтобы вечно искать ответ на этот вечный вопрос? Попробую, однако, родить заповедь Великого Грешника: всегда делайте так, как я говорю, но никогда не делайте, как я делаю.Вспоминаю (надо же!) великого философа, сказавшего, что жизнь сама по себе не благо и не зло, а вместилище всего того, во что мы сами ее превратили.От себя скромно добавлю: вообще-то жизнь кажется мне болезнью с неизбежным летальным исходом. Значит это, что перед вами не мечтатель-философист, а неисправимый материалист. Увы, оптимизмом от меня не пахнет, всего лишь тем, что я «фрукт» с прагматичным подходом к реальности.Скучно с таким? Не в этом дело — конечно, не обхохочешься.Зато подумать можно, чем Бог послал.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.