пн 14 октября 00:00
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Наш фильм многих удивил и озадачил

Наш фильм многих удивил и озадачил

Алексей Мурадов – «Вечерке»

[i]От России в конкурсе XXVIII ММКФ – фильм Алексея Мурадова «Червь». У критиков, отбиравших фильм от нашей страны, были сильные сомнения в том, что именно «Червь» способен представить наш кинематограф на международном кинофоруме. Почему? Ведь Алексей Мурадов, постановщик фильмов «Змей» и «Правда о щелпах», зарекомендовал себя как серьезный исследователь социального поля современной России. Он один из немногих отваживается говорить с нынешним зрителем, испорченным голливудскими триллерами, на языке социальных метафор и настоящих кинематографических цитат.[/i] [b]– На пресс-конференции по фестивалю критик Андрей Плахов сказал, что отборочную комиссию «точил червь сомнения» – отбирать ли ваш фильм на конкурс. С чем были связаны сомнения?[/b] – Просто фильм очень необычен по своей форме. [b]– И только в этом дело?[/b] – Нет, дело-то скорее обычное. На фильм претендовали сразу два фестиваля: московский и «Кинотавр». И я уже собирался ехать в Сочи, как вдруг кинокритики Евгения Тирдатова и Андрей Плахов посмотрели готовый смонтированный вариант – до этого они видели только черновую работу, – и буквально в три-четыре дня все переменилось: фильм отобрали для московского киносмотра. Но все это было уже без меня… [b]– А вы бы сами какой фестиваль выбрали?[/b] – И тот, и другой хороши, хотя поразному. «Кинотавр» открывает возможность и дальше жить фестивальной жизнью, а Московский эту возможность закрывает: поучаствовав в конкурсе фестиваля класса «А», больше нельзя участвовать ни в каком другом. Но на этот раз в Москве представлены такие имена, что, оказавшись с ними в одной обойме, надо высоко поднять подбородок: Иштван Сабо, Рауль Руис, Бертран Блие. Как только я услышал их фамилии – для меня все было решено. [b]– Один из ваших фильмов назывался «Змей». Теперь вот – «Червь». Не просматривается ли в этом некая эстетика? Имеется в виду состояние людей после распада СССР или мир пресмыкающихся для вас – метафора всего удела человеческого?[/b] – Очень глубокий и хитрый вопрос. На него надо или отвечать так же глубоко, или отшучиваться… Отвечу серьезно. Затея этого фильма вообще очень странная. Кинокомпания «Ама» затевала этот фильм с Игорем Талпа. Он написал сценарий. А потом умер. Компания хотела продолжить работу в память об этом человеке. В конце концов поставить фильм было предложено мне, и я согласился. Сценарий мне очень понравился. С Игорем я знаком не был, но в мире кино все всё про всех знают – и я понял, что это был человек из моего теста. [b]– Ваши прежние герои – люди среднего поколения, младшие шестидесятники. Ваш любимый жанр – социальная драма. А кто герой «Червя»? Сколько ему лет?[/b] – Около 35. Он уже успел стать подполковником спецслужб и обнаружил, что работал совсем не для родины – высшие чины довольно долго использовали его талант в личных целях. А он – компьютерный гений, занимавшийся Интернет-пространствами. И вот, чтобы пробить стену, которую воздвигли спецслужбы, он запускает в сеть червя. А сам пускается в бега. В фильме есть небольшое количество элементов триллера – стрельбы и драк. Но это не более чем инструмент. [b]– То есть вы остаетесь приверженцем социального кино.[/b] – Да, мы отошли от детектива в сторону социальной драмы. Мы рассматриваем тот момент, когда человек долго жил в интернет-пространстве и оказался совершенно неприспособленным к сегодняшней реальности. [b]– А из какого временного пространства он попадает в сегодняшний день? Кем он чувствовал себя до того, как начал заниматься Интернетом?[/b] – Ну, по-моему, все наши спецслужбы живут все еще в советском временном пространстве. [b]– И, попав из советского пространства в Интернет, а из Интернета в нынешний быт, он не выдерживает?[/b] – Не выдерживает совершенно. К тому же попадает он на периферию, где жизнь совсем иная, чем в Москве. Существует же понятие: Москва и все остальное. Вот он и попадает в это «все остальное». Деваться ему некуда, кроме как путешествовать. И он намеренно оставляет всю прежнюю жизнь, в которой был очень успешен, потому что чувствует необходимость присмотреться к новому. [b]– А нет ли у вас желания снять коммерческое кино? Например, комедию?[/b] – Коммерческое – нет. Это пространство очень тесное, и в нем крутится огромное количество режиссеров и продюсеров. Нечего мне туда вмешиваться. А вот комедия – да, и у меня сейчас возможен любопытный опыт. Валентин Черных написал интересный сценарий, и я сейчас запускаю фильм. [b]– Там, где Черных, все равно социальное кино.[/b] – В общем, да. [b]– Наследником какого кинематографа вы себя чувствуете – советского или зарубежного, которое сейчас так популярно у киноманов?[/b] – Я воспитан на советском кино. Один из моих самых любимых фильмов – «Комиссар» Аскольдова (я, кстати, имел возможность смотреть его, когда он еще лежал на полке). У меня до сих пор мороз по коже, когда я смотрю фильм Райзмана «Коммунист». Один Урбанский там чего стоит! Ради него можно смотреть этот фильм бесконечно. Да и политического окраса там, по большому счету, нет. «Старший сын», «Проверка на дорогах», «Урга», «Пять вечеров», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Начало»… Всего этого достаточно, чтобы воспитаться. Все остальное – Бертолуччи, Феллини, очень любопытное кино восточноевропейской школы – это шлифовка. [b]– Читаете ли вы газету «Вечерняя Москва»?[/b] – Раньше читал «Вечерку». Но сейчас намеренно отказался от чтения газет вообще. Меня бесконечно раздражает поток серятины на телеэкране и дурно пахнущие сиюминутные репортажи в газетах. Я заменил все это книгами и кино. [b]– А ваши фильмы вы считаете артхаусными, фестивальными? Или вам хотелось бы, чтобы их смотрела самая широкая публика?[/b] – Знаете, древние говорили: «Хлеба и зрелищ!» Вот до такого опускаться я не хочу. Мне несколько раз предлагали быть членом жюри на кинофестивалях. Я был в большом затруднении: как же мне судить чужую работу? И понял: перед фестивалем надо неделю почитать Достоевского или Толстого. Или Библию. Гоголя. Чехова. Вот тогда становится понятно, с какой планки оценивать. И свое кино я тоже очень хочу оценивать с такой же планки.

Новости СМИ2

Оксана Крученко

А караван идет…

Лера Бокашева

Я уеду жить «Влондон». А в деревне Гадюкино дожди

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада

Ольга Кузьмина  

Уже не просто «спальники»

Сергей Лесков

Как ботинок Хрущева попал в историю

Ольга Кузьмина  

Алексей Леонов. Улыбка Вселенной

Виктория Федотова

Смертная казнь в России не нужна