- Выключить коронавирус

«Золушке» исполнилось 70 лет

Сергей Собянин рассказал, когда будут приняты новые решения по снятию ограничений

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 6 июня

Полторы месячной нормы осадков выпало в Москве за неделю

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Победившие смерть: как долгожители боролись с коронавирусом и выжили

Один звонок может спасти чью-то жизнь

«Классический ход»: политолог объяснил решение Лукашенко по отставке правительства

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

«Сто русских с битами в Бруклине»: американцы рассказали о реакции на погромы в США

Штраф или воспитание: что заставит пешеходов отказаться от смартфонов

Экономика или здоровье людей: Познер объяснил, что важнее для России в период пандемии

Врач объяснила, как бороться с метеозависимостью

Экономисты озвучили сроки восстановления доходов россиян

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Назван уровень летальности для нормализации ситуации с COVID-19

«Золушке» исполнилось 70 лет

Сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов

ФОТО: Кадр из фильма «Золушка»

Как можно было снять эту дивную сказку, да еще с таким реквизитом, в совершенно голодной, обессиленной войной стране? Но это было сделано. Потрясающая сказка Кошеверовой стала хитом, заняла в прокате четвертое место, но главное – она полюбилась настолько, что бьет рекорды по долгожительству без малейших признаков старения.

В «Золушке» сошлось все – и великолепный сценарий, написанный Евгением Шварцем, и исключительное мастерство режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, и подбор актеров, стоивший, правда, Кошеверовой изрядных нервов.

По прошествии многих лет черно-белый фильм был восстановлен – сначала в 1967 году на «Мосфильме», потом, почти через двадцать лет, над ним потрудились мастера киностудии имени Горького. Последнее перерождение «Золушки» случилось в 2009 году, когда по заказу Первого канала его колоризировали – то есть, выражаясь по-простому, «покрасили». Теперь тщательно хранятся две копии ленты – черно-белая и цветная. Так фильм обрел вторую молодость. А теперь – потрясает юбилеем.

Кто не смотрел «Золушку»? Наверное, таких людей просто нет. И сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов. Спасибо за этот гениальный выбор нужно говорить, конечно, Кошеверовой. И про нее нужно сказать отдельно.

Женщина-режиссер – это всегда вызов. Так уж повелось. Еще в ту пору, когда о «гендерных предпочтениях» мы и не слышали, женщины, занимавшиеся кино, всегда вызывали «напряжение». Однако всегда добивались исключительных результатов. Боюсь забыть кого-то, но назову хотя бы несколько имен – Лариса Шепитько, Татьяна Лиознова, Кира Муратова – потрясающие мастера, ставшие легендами при жизни, - «положили на лопатки» своими фильмами многих мужчин-коллег. Алла Сурикова и Светлана Дружинина вошли в историю кино своими работами, не просто встав рядом с мужчинами, а многих переплюнув – легкостью и глубиной, образностью и смелостью. Надежда Кошеверова была одной из первых…

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга / Вадим Жернов/ТАСС

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

ФОТО: Вадим Жернов/ТАСС

Увы, первая снятая ею картина – экранизация рассказа Горького – не сохранилась. Она снимала ее в страшном 1937 году. Это для Кошеверовой, уже довольно опытной, была первая самостоятельная «проба пера». Не нее начали коситься – молодая дама явно проявляла себя, а это, повторюсь, с учетом пола казалось странным. Кошеверова начала воспитывать в себе «мужской характер». О ее предельной или даже запредельной требовательности на съемках ползли слухи. Она была жестка на площадке, но поэтому добивалась успехов. Снятая ей комедия «Аринка» собрала в 1940-м году 23 миллиона зрителей. И тогда она сняла фильм «Галя» - о советско-финской войне. Картина легла на полку. Кошеверова страшно переживала, и внутренне именно тогда решила перенастроить себя с кино для взрослых на кино для детей. Она прекрасно понимала, что языком метафор, образами сказки можно сказать куда больше, чем кажется… Работая над фильмом «Черевички» по опере Чайковского, она познакомилась с Михаилом Шапиро. И они стали фантастическим режиссерским дуэтом, который в годы войны трудился над созданием картин в эвакуации – далекой Алма-Ате.

Когда война кончилась, мысль о фильмах-сказках не оставила Надежду Кошеверову. Правда, в этой нише уже работали такие мастера, как Александр Роу и Александр Птушко. Им было непросто: Роу, например, обвиняли в легковесности его трактовки сказки «По щучьему велению», он был вынужден добавлять в последующие картины патетику, и даже успех «Кощея Бессмертного» не дал ему свободы – например, «Царя Водокрута» Шварца ему снимать было запрещено, и он снял фильм по этому сценарию только много позже, назвав его «Марьей-искусницей». А Птушко, хоть и стал триумфатором Каннского фестиваля со своим изумительным «Каменным цветком», получал настоятельные рекомендации быть поближе к народу и сказки тоже не трогать…

Но «Золушка» - «проскочила»! В ледяном коридоре «Ленфильма», вернувшегося «домой» после эвакуации, Кошеверова встречала тех, кого очень давно не видела, слышала печальные извести о том, что не обошлось без потерь… Крошечная, точно Дюймовочка, с огромными глазами Янина Жеймо тронула ее за рукав – они были знакомы до войны. Жеймо была в депрессии – у нее разрушилась семья. Предательство мужа она пережить не могла и поделилась болью с Кошеверовой. «Мы должны снять с тобой «Золушку»! – трясла она Жеймо за плечи. И кинулась к Шварцу – уговаривать его писать сценарий…

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет / Кадр из фильма "Золушка"

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет

ФОТО: Кадр из фильма "Золушка"

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет. Едва ли не каждый день к ней на пробы присылали юных актрис и балерин. Кошеверова уперлась. Наконец, все со вздохом согласились. Алексею Консовскому (Принцу) тоже было за тридцать, а отцу Золушки – Василию Меркурьеву – чуть больше сорока, он был старше «дочки» всего на пять лет… И вскоре в сказке начали оживать ее уникальные персонажи – потрясающий Король (Эраст Гарин), Принц, прелестный Паж… До этого в советском кино, к слову говоря, не случалось положительных героев – из числа королей и принцев…

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет / Кадр из фильма "Золушка"

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет

ФОТО: Кадр из фильма "Золушка"

Муж Кошеверовой, художник Николай Акимов, произвел в фильме свою «революцию». Фантастическое оформление фильма – это тоже была новинка… (Вторым мужем ее был оператор-постановщик Андрей Москвин.)

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет. Через семь лет после своего знаменитого фильма она сняла еще один киношедевр – «Укротительницу тигров» с Людмилой Касаткиной. Она снимала и другие прекрасные фильмы, пока не случился казус именно со сказочной картиной – «Каин XVIII». Сказка-памфлет содержала откровенные намеки на политические реалии страны, но запретили ее вовсе не поэтому. Хрущев на просмотре картины заснул, так что сатира Эрдмана и Шварца его не задела, но зато очень напряг момент, в котором молодые люди переодеваются в женскую одежду, чтобы таким образом проникнуть в покои прекрасной принцессы. Обматерив всесильного министра культуры Фурцеву, Никита Сергеевич возопил, что нечего поддерживать всяких… Ну как бы это сказать… Хм… Людей с сомнительными сексуальными пристрастиями, вот! И «Каин» фактически был похоронен.

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга / Вадим Жернов/ТАСС

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

ФОТО: Вадим Жернов/ТАСС

Все прошло, прошло и это. Кошеверова успела снять «Старую, старую сказку», «Тень», «Царевича Прошу», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловья» и «Ослиную шкуру». Последней ее работой стал фильм «Сказка про влюбленного маляра», над которым она работала в 1987 году. Через два года ее не стало. Похоронена она в Комарово под Санкт-Петербургом – там, куда призывал когда-то ехать «на недельку, до второго» Игорь Скляр.

А «Золушка» - не стареет и заставляет помнить о своей великолепной создательнице. Великий фильм великого режиссера…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Золушка». Как покрасили старую сказку

Утро 7 января Первый канал начнет с показа «Золушки» - покрашенной версии знаменитого фильма Надежды Кошеверовой (включайте телевизор в 10:15).

Рассказывать о фильме, с которого у каждого из нас начиналось детство, не имеет смысла – встреча с прелестной Яниной Жеймо, Алексеем Консовским, Василием Меркурьевым всегда прекрасна. Но отношение к «крашеной» версии не у всех однозначно. Как же это было сделано и зачем?(далее..)

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

97358 +2643 (за сутки)

Выздоровели

191069 +1855 (за сутки)

Выявлено

2864 +58 (за сутки)

Умерли

Виктория Федотова

У беспорядков детское лицо

Анатолий Горняк

Зачем вы, девушки, узбеков любите?

Екатерина Рощина

Бедный, бедный Йосик

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Молитесь об усопших

Ольга Кузьмина  

Дары лета из туалета

Леонид Ольшанский, адвокат

Не платите за воздух

Анастасия Заводовская

Роскосмос бороздит просторы «Твиттера»

Цветочный микс и съедобная клумба

Аттестат без ЕГЭ

Умные технологии. Как электронные сервисы меняют жизнь людей

Эксперты рассуждают, нужно ли подросткам следить за питанием