пт 15 ноября 00:57
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Золушке» исполнилось 70 лет

Садовничий отреагировал на слухи о возможном уходе с поста ректора МГУ

В Кремле определили сроки большой пресс-конференции Путина

СМИ опубликовали последние слова стрелка в колледже Благовещенска

Почти 20 новых мостов появятся в столице до 2023 года

Отец «пьяного» мальчика прокомментировал освобождение Алисовой

Названа причина убийства чемпиона мира по тайскому боксу Боляна

Вокалист Scorpions спел свой хит с уличным музыкантом в Киеве

Филолог рассказал, как необычные имена становятся банальными

Робертино Лоретти спел свою легендарную «Ямайку» 57 лет спустя

СМИ назвали причину смерти аспирантки СПбГУ

Флорист перечислила растения, которые опасно держать дома

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Священник рассказал, как помочь мужчинам жить дольше

Как спустя 50 лет Камилла Паркер-Боулз заполучила принца Чарльза

«Золушке» исполнилось 70 лет

Сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов

Кадр из фильма «Золушка»

Как можно было снять эту дивную сказку, да еще с таким реквизитом, в совершенно голодной, обессиленной войной стране? Но это было сделано. Потрясающая сказка Кошеверовой стала хитом, заняла в прокате четвертое место, но главное – она полюбилась настолько, что бьет рекорды по долгожительству без малейших признаков старения.

В «Золушке» сошлось все – и великолепный сценарий, написанный Евгением Шварцем, и исключительное мастерство режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, и подбор актеров, стоивший, правда, Кошеверовой изрядных нервов.

По прошествии многих лет черно-белый фильм был восстановлен – сначала в 1967 году на «Мосфильме», потом, почти через двадцать лет, над ним потрудились мастера киностудии имени Горького. Последнее перерождение «Золушки» случилось в 2009 году, когда по заказу Первого канала его колоризировали – то есть, выражаясь по-простому, «покрасили». Теперь тщательно хранятся две копии ленты – черно-белая и цветная. Так фильм обрел вторую молодость. А теперь – потрясает юбилеем.

Кто не смотрел «Золушку»? Наверное, таких людей просто нет. И сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов. Спасибо за этот гениальный выбор нужно говорить, конечно, Кошеверовой. И про нее нужно сказать отдельно.

Женщина-режиссер – это всегда вызов. Так уж повелось. Еще в ту пору, когда о «гендерных предпочтениях» мы и не слышали, женщины, занимавшиеся кино, всегда вызывали «напряжение». Однако всегда добивались исключительных результатов. Боюсь забыть кого-то, но назову хотя бы несколько имен – Лариса Шепитько, Татьяна Лиознова, Кира Муратова – потрясающие мастера, ставшие легендами при жизни, - «положили на лопатки» своими фильмами многих мужчин-коллег. Алла Сурикова и Светлана Дружинина вошли в историю кино своими работами, не просто встав рядом с мужчинами, а многих переплюнув – легкостью и глубиной, образностью и смелостью. Надежда Кошеверова была одной из первых…

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга / Вадим Жернов/ТАСС

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

ФОТО: Вадим Жернов/ТАСС

Увы, первая снятая ею картина – экранизация рассказа Горького – не сохранилась. Она снимала ее в страшном 1937 году. Это для Кошеверовой, уже довольно опытной, была первая самостоятельная «проба пера». Не нее начали коситься – молодая дама явно проявляла себя, а это, повторюсь, с учетом пола казалось странным. Кошеверова начала воспитывать в себе «мужской характер». О ее предельной или даже запредельной требовательности на съемках ползли слухи. Она была жестка на площадке, но поэтому добивалась успехов. Снятая ей комедия «Аринка» собрала в 1940-м году 23 миллиона зрителей. И тогда она сняла фильм «Галя» - о советско-финской войне. Картина легла на полку. Кошеверова страшно переживала, и внутренне именно тогда решила перенастроить себя с кино для взрослых на кино для детей. Она прекрасно понимала, что языком метафор, образами сказки можно сказать куда больше, чем кажется… Работая над фильмом «Черевички» по опере Чайковского, она познакомилась с Михаилом Шапиро. И они стали фантастическим режиссерским дуэтом, который в годы войны трудился над созданием картин в эвакуации – далекой Алма-Ате.

Когда война кончилась, мысль о фильмах-сказках не оставила Надежду Кошеверову. Правда, в этой нише уже работали такие мастера, как Александр Роу и Александр Птушко. Им было непросто: Роу, например, обвиняли в легковесности его трактовки сказки «По щучьему велению», он был вынужден добавлять в последующие картины патетику, и даже успех «Кощея Бессмертного» не дал ему свободы – например, «Царя Водокрута» Шварца ему снимать было запрещено, и он снял фильм по этому сценарию только много позже, назвав его «Марьей-искусницей». А Птушко, хоть и стал триумфатором Каннского фестиваля со своим изумительным «Каменным цветком», получал настоятельные рекомендации быть поближе к народу и сказки тоже не трогать…

Но «Золушка» - «проскочила»! В ледяном коридоре «Ленфильма», вернувшегося «домой» после эвакуации, Кошеверова встречала тех, кого очень давно не видела, слышала печальные извести о том, что не обошлось без потерь… Крошечная, точно Дюймовочка, с огромными глазами Янина Жеймо тронула ее за рукав – они были знакомы до войны. Жеймо была в депрессии – у нее разрушилась семья. Предательство мужа она пережить не могла и поделилась болью с Кошеверовой. «Мы должны снять с тобой «Золушку»! – трясла она Жеймо за плечи. И кинулась к Шварцу – уговаривать его писать сценарий…

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет / Кадр из фильма "Золушка"

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет

ФОТО: Кадр из фильма "Золушка"

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет. Едва ли не каждый день к ней на пробы присылали юных актрис и балерин. Кошеверова уперлась. Наконец, все со вздохом согласились. Алексею Консовскому (Принцу) тоже было за тридцать, а отцу Золушки – Василию Меркурьеву – чуть больше сорока, он был старше «дочки» всего на пять лет… И вскоре в сказке начали оживать ее уникальные персонажи – потрясающий Король (Эраст Гарин), Принц, прелестный Паж… До этого в советском кино, к слову говоря, не случалось положительных героев – из числа королей и принцев…

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет / Кадр из фильма "Золушка"

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет

ФОТО: Кадр из фильма "Золушка"

Муж Кошеверовой, художник Николай Акимов, произвел в фильме свою «революцию». Фантастическое оформление фильма – это тоже была новинка… (Вторым мужем ее был оператор-постановщик Андрей Москвин.)

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет. Через семь лет после своего знаменитого фильма она сняла еще один киношедевр – «Укротительницу тигров» с Людмилой Касаткиной. Она снимала и другие прекрасные фильмы, пока не случился казус именно со сказочной картиной – «Каин XVIII». Сказка-памфлет содержала откровенные намеки на политические реалии страны, но запретили ее вовсе не поэтому. Хрущев на просмотре картины заснул, так что сатира Эрдмана и Шварца его не задела, но зато очень напряг момент, в котором молодые люди переодеваются в женскую одежду, чтобы таким образом проникнуть в покои прекрасной принцессы. Обматерив всесильного министра культуры Фурцеву, Никита Сергеевич возопил, что нечего поддерживать всяких… Ну как бы это сказать… Хм… Людей с сомнительными сексуальными пристрастиями, вот! И «Каин» фактически был похоронен.

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга / Вадим Жернов/ТАСС

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

ФОТО: Вадим Жернов/ТАСС

Все прошло, прошло и это. Кошеверова успела снять «Старую, старую сказку», «Тень», «Царевича Прошу», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловья» и «Ослиную шкуру». Последней ее работой стал фильм «Сказка про влюбленного маляра», над которым она работала в 1987 году. Через два года ее не стало. Похоронена она в Комарово под Санкт-Петербургом – там, куда призывал когда-то ехать «на недельку, до второго» Игорь Скляр.

А «Золушка» - не стареет и заставляет помнить о своей великолепной создательнице. Великий фильм великого режиссера…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Золушка». Как покрасили старую сказку

Утро 7 января Первый канал начнет с показа «Золушки» - покрашенной версии знаменитого фильма Надежды Кошеверовой (включайте телевизор в 10:15).

Рассказывать о фильме, с которого у каждого из нас начиналось детство, не имеет смысла – встреча с прелестной Яниной Жеймо, Алексеем Консовским, Василием Меркурьевым всегда прекрасна. Но отношение к «крашеной» версии не у всех однозначно. Как же это было сделано и зачем?(далее..)

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Павлик жил, Павлик жив

Алексей Зернаков

Руки прочь от реконструкции

Юрий Козлов писатель, главный редактор «Роман-газеты»

Защита «длинного чулка»

Анатолий Сидоров 

Эпоха наглости и хамства

Ксения Ефимкова 

Пить и не стесняться

Оксана Крученко

Эгоистки с прицепом

Александр Лосото 

Литература без срока годности

Екатерина Рощина

Искусство с молоком матери

Никита Миронов  

Избави нас от дилетантов

Вторая жизнь отходов. Как промышленность использует выброшенный мусор

Путают наречия и порядок слов в предложении

Cемиклассница победила соперников и побила рекорд

Научись играть на укулеле