Аве Оза. В столице прошла презентация Центра Андрея Вознесенского
Такого аншлага не ожидал никто. Зоя Богуславская, вдова Андрея Вознесенского, и ее сын Леонид рассчитывали, что презентация пройдет камерно, в тесном кругу самых близких друзей. Но объявление о презентации Центра за год до его официального открытия вызвало настоящий ажиотаж. В залах особняка начала XIX века, заполненных пока только стендами с фотографиями из личного архива поэта и его супруги, было не протолкнуться. В зале на втором этаже всем гостями не хватило свободных мест.
Глядя на гостей вечера, учредители Центра не могли сдержать изумления:
- Пришло существенно больше людей, чем мы рассчитывали, - пояснил Леонид Богуславский, - и это просто прекрасно. Это означает, что новость о том, что сегодня здесь что-то происходит, мы что-то делаем в память об Андрее Вознесенском, распространилась и нашла сильный отклик среди его почитателей. И это же говорит о том, что его друзей и любителей его стихов очень много. Это просто замечательно.
Официальное открытие Центра Андрея Вознесенского состоится ровно через год - к юбилею мастера слова. К этому времени все работы будут закончены, экспозиции собраны, а сам Центр будет разделен на насколько зон. В одной из них его гости смогут ознакомиться с принадлежавшими поэту документами, изучить фотографии, узнать о жизни поэта все интересующие подробности, в другой - уединиться и послушать записи прижизненных выступлений Вознесенского. В третьей - стать гостями или участниками поэтических чтений, которые, конечно же, будут проводиться здесь, ведь дом поэта без живого слова невозможен и немыслим.
Но уже сейчас своя, особенная атмосфера, присущая Вознесенскому и всему поколению "шестидесятников", кажется, разлита в самом воздухе этого места.
А для верной спутницы поэта, Зои Богуславской, ее Андрей всегда здесь, всегда рядом.
- Счастье мое безмерно, - призналась Зоя Борисовна. - Это место есть, оно открылось. И первый раз со дня кончины Андрея Андреевича 12 мая идет снег, который он так любил. А с иной стороны, когда начинают читать его стихи, мне очень сложно удержать спокойствие. Конечно, он со мной и все те годы, что мы были вместе, и те 7 лет, что его с нами нет. Когда сегодня я хожу по всем своим дорожкам, по всем своим улицам, каждое дерево, каждое здание напоминает мне о нем. И для меня огромное счастье, что у меня есть сын, Леонид Борисович Богуславский, которому я обязана уже тем, что он хозяин всего того, что сегодня видят здесь гости. Я очень горжусь им.
В этот вечер стихи Вознесенского читали особенно ярко, потому что у микрофона были только "артисты высочайшего достоинства", как назвала их Зоя Борисовна. Первым слово взял Олег Меньшиков, а вслед за ним к гостям вышли актеры театральной студии SounDrama под управлением Владимира Панкова. Молодые артисты взяли на себя немалую ответственность - показать оригинальное прочтение поэмы Андрея Вознесенского "Оза". И прочли ее так, что на 15 минут зал погрузился в полную тишину. Все отошло на второй план, позволив настоящим чувствам, истинной любви заполнить все окружающее пространство.
- Это пробивает до костей, - говорил мне потом актер, режиссер и руководитель студии SounDrama Владимир Панков. - Здесь самое главное - эта пара, поэт и его любимая. Эта поэма построена на такой сильнейшей любви, разделенной любви, на такой сильнейшей ноте. И ведь они в этом тексте публично откровенны. Об этом хочется говорить, и если ты живой человек, мужчина или женщина, ты почувствуешь эту волну. Потому что это невозможно игнорировать.
В финале этого праздника поэзии гостей Центра Андрея Вознесенского ждал еще один удивительный подарок. На презентацию приехал Борис Гребенщиков вместе с группой "Аквариум". Зоя Богуславская призналась публике: это она пригласила музыкантов приехать и просила их быть обязательно. Ведь Андрея Вознесенского и БГ связывали годы искренней дружбы.
- Андрей Андреевич в эту музыку влюбился сразу же, - рассказала Зоя Борисовна, - и настолько он любил "Аквариум" с Гребенщиковым, что написал предисловие к самой первой пластинке музыкантов. Это было настолько необычно для поэта - писать вступление к диску. У них с Борисом была какая-то общая волна.
Не обошлось и без воспоминаний об удивительных историях, связывающих поэта и музыканта.
- Однажды Борис с музыкантами приехал на нашу с Андреем Андреевичем дачу в Переделкино, - вспоминала Зоя Борисовна. - Он спел несколько песен, мы немного посидели, и он с ребятами уехал. Утром мы срочно собирались в Москву - у обоих были дела. Но выйти не смогли: вдоль забора нашей дачи стояли и сидели десятки людей. Они не хотели уходить, пока к ним не выйдет Борис. Мы смогли выйти только через несколько часов.
Борис Гребенщиков и "Аквариум" сыграли всего четыре песни, но они стали красивой, доброй и светлой точкой этого спонтанно многолюдного праздника, дня рождения поэта. Гости слушали музыку с полузакрытыми глазами и легкими улыбками, уходя в собственные мысли и воспоминания о ярком, честном, незабываемом Андрее Вознесенском.
- Сколько я не встречался с ним, он всегда был потрясающе обаятелен, потрясающе полон жизни, - уже после концерта вспоминал Борис Гребенщиков. - Даже когда он уже был болен, жизни в нем было значительно больше, чем в среднем прохожем. Но самое главное - он был невероятно внимательным к собеседнику. Это всегда меня потрясало. Когда великий человек относится к другому как к личности, это бесконечно важно. Сам я не чувствовал никакого смущения перед ним. Я знал его стихи еще до того, как пошел в первый класс. И вот я видел перед собой человека и мне было интересно, что он за человек. Он фантастически помог нам, столько для нас сделал. То, что мы потом перешли к таким дружеским отношениям, и абсолютно удивительно, и абсолютно нормально. С такими людьми стоит общаться, потому что это действительно стоит того.
Для Бориса Гребенщикова настоящая поэзия - явление вне времени и пространства, которое своей значимости не потеряет никогда.
- Человеку нужно слово, причем не только русское, любое, - говорил Борис Гребенщиков. - Нам нужна любая поэзия. Человек, лишенный поэзии - то же самое, что человек лишенный крови. Он вымирает. И люди, которые обходятся без поэзии, не понимают, на какую страшную судьбу они обрекают себя и своих детей.