- Выключить коронавирус

«102 утраченных фильма»: как восстанавливают историю российского кино

Два пациента с коронавирусом скончались в Москве

Анастасия Ракова сообщила о достаточном количестве коек для госпитализации пациентов

Коронавирус уложил Бориса Джонсона на больничную койку

Москвичей предупредили о резком скачке атмосферного давления

«Вечерняя Москва» вошла в список социально значимых ресурсов Минкомсвязи

В профсоюзе таксистов рассказали о состоянии отрасли

Работающие в Коммунарке врачи объяснили, почему не боятся коронавируса

«Женщина с бородой»: что известно о погибшем в ДТП блогере Павле Петеле

Воздух в столице стал чище, потому что мы реже ездим на машинах

Какую новую военную технику впервые покажут 9 мая

Соловьев осудил граждан, жалующихся на нехватку масок в аптеках

Жительница Китая рассказала, как страна справилась с эпидемией

Как будут отмечать Пасху в 2020 году

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 мая

«Может остаться на руинах»: почему Лукашенко отрицает угрозу коронавируса

«102 утраченных фильма»: как восстанавливают историю российского кино

Расположенный в Белых Столбах комплекс оснащен самым современным оборудованием

ФОТО: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Госфильмфонд анонсировал проект, посвященный утраченным лентам самого раннего периода отечественного кинематографа. Называется проект — «102 утраченных фильма». И его цель — собрать об этих лентах как можно больше информации.

Как сказал историк кино и архивист, автор проекта Петр Багров, поиски старых советских фильмов он начал еще несколько лет назад, когда работал в Госфильмфонде:

— 102 фильмами мы ограничились только для начала. Искать начали 557, а ведь утрачено несколько тысяч. Среди них есть настоящие шедевры.

Так, например, фильм «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна почти не сохранился.

— Чудесным образом в Аргентине мы нашли одну ленту режиссера Евгения Червякова — «Мой сын» 1928 года. Советские фильмы активно прокатывались в то время в Германии — вот его тогда и купил аргентинский прокатчик. Он перевел его на 16-миллиметровый формат с большой потерей качества, но фильм все-таки полностью сохранился. Такие раритеты — часть истории. Может быть, благодаря нашему проекту появится больше информации. Нам уже предоставляют фотографии. И хотя с 2017 года я уже не сотрудник Госфильмфонда, но работа продолжается. И список потерянных кинофильмов, надеюсь, удастся сократить, переведя утраченное в категорию найденного, — сказал Петр Багров.

Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино. / kinopoisk.ru

Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино.

ФОТО: kinopoisk.ru

«Вечерняя Москва» обратилась к историку, фотографу и киноинженеру Роману Яровицыну, который рассказал, что требуется для того, чтобы сохранить кинофильм:

— Если даже осталось изображение, но нет фонограммы, то фильма все равно нет. В эпоху немого кинематографа осталось не более 25 процентов выпущенных в прокат лент. Кинопленку раньше активно перерабатывали — не было замыслов, чтобы оставить это потомкам. Дело в том, что в те годы кинопленка изготавливалась на подложке из нитрата целлюлозы. По своему молекулярному составу нитрат целлюлозы от взрывчатого нитроглицерина отличается буквально парой атомов. Из-за этого пленка была очень пожароопасной: она могла самовоспламеняться при определенных условиях и гореть даже без доступа кислорода. Пожары в кинотеатрах с большим количеством жертв были частым явлением. Поэтому нужно было соблюдать особые условия хранения и показа. Выпускалась она до 1952 года. И если эту пленку не перематывали раз в год, она склеивалась и рассыпалась в порошок. Спасти ее, слипшуюся в монолитный кирпич, было невозможно. 

Как рассказал Роман Яровицын, пленка должна храниться в специальных фильмостатах. Это такие коробки, в которых на дно наливается глицерин, чтобы поддержать влажность. А иначе пленка становится хрупкой и непригодной для зарядки в киноаппарат. Способ хранения кинофильмов — это целая технология, требующая больших затрат и специально обученного персонала.

Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино. / kinopoisk.ru

Картины режиссёра не раз попадали в списки лучших фильмов в истории кино.

ФОТО: kinopoisk.ru

В Госфильмфонде реставратор Надежда Щетинина работает с таким материалом очень давно.

— Пленку надо чувствовать руками, — говорит она. — При показе кинолента проходит через механизм валиков, а потому неизбежны заломы и повреждения подложки. Я мотаю пленку вручную на специальном столе и тщательно ремонтирую повреждения: подклеиваю новую перфорацию, заново склеиваю, зачищаю. Работа очень тонкая. При идеальных условиях фильмы могут храниться очень долго. 

Читайте также: Стало известно о трагической судьбе актеров фильма «В бой идут одни старики»

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

206 +8 (за сутки)

Выздоровели

4484 +591 (за сутки)

Заразились

31 +2 (за сутки)

Умерли

Игорь Воеводин

Вся сила — в руках

Анатолий Горняк

Добро пожаловать в удаленное рабство

Илья Переседов

Быть хамом больше не круто

Ольга Кузьмина  

«Карантиновидение» вместо Евровидения

Екатерина Рощина

Год без 1 апреля: шутки закончились

Александр Хохлов 

Русские идут с подмогой

Камран Гасанов

Хотите — платите! США и саудиты капитулировали в нефтяной войне

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Здоровый образ жизни: квест на выживание

Персональный курс. Медицина будущего должна лечить не болезнь, а человека

Генно-модифицированные продукты: страшный миф или научный прорыв?