Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Похороны мухи и закваска капусты: как принято праздновать Осеннее равноденствие

Развлечения
Похороны мухи и закваска капусты: как принято праздновать Осеннее равноденствие
Фото: pixabay.com

День осеннего равноденствия принято отмечать 23 сентября. У славян это был один из больших праздников, которые делили год на четыре части. После Осеннего равноденствия наступала «настоящая осень», дни становились все короче, а ночи длиннее. В деревнях заканчивали сбор урожая, готовились к зиме. По определенным приметам старались узнать, когда снова придет тепло.

Корреспондент «Вечерней Москвы» обратился к старшему научному сотруднику МГУ им. Ломоносова, кандидату филологических наук и культурологу Марине Князевой, чтобы узнать о традициях и приметах наших предков.

— День осеннего равноденствия был важной вехой в народном календаре. «Персонаж» этого дня — сказочное существо Овсень, Авсень или Святовит. Он имел и другие имена. Представляли его как круглолицего улыбчивого добряка, который отвечает за плодородие. Главная его особенность — щедрость. «Привечать» осень начинали с 1 сентября. Подводили итоги («цыплят по осени считают»), убирали в хранилища собранные овощи («луков день»), ставили в погреба мед и прятали ульи («пасеков день»).

Марина Князева добавила, что Осеннее равноденствие, по сути, — большой праздник окончания сбора урожая, пик которого приходился на Рождество Богородицы — 21 сентября. Дни урожая, по словам Князевой, скорее, женский праздник. Они шли к реке, несли с собой круглый, золотой каравай из овсяной муки. Крестьянки кланялись чистой воде, умывались, делили хлеб. Часть съедали сами, часть несли любимой скотинке: «Чтобы животным хорошо жилось».

В дни равноденствия избавлялись от всего лишнего, а также выполняли различные обряды, иногда странные и забавные.

— Принято было убирать в доме, прятать ненужные летние вещи, наводить «ревизию» зимнего скарба, выбрасывать хлам. Устраивали похороны надоедливым насекомым — мухам или тараканам. Находили букашку, клали в специально вырезанный из морковки гробик или коробочку, шли в поле и закапывали в землю. Посещали кладбище, поминали умерших предков, ходили в гости к родителям.

Культуролог напомнила, что по большим праздникам в русском народе положено было есть кутью — рисовую кашу с изюмом и с добавлением меда. Пекли также караваи и кулебяки с капустой, пироги с рыбой и брусникой. По тому, как взойдет тесто, гадали на благополучие. «Тесто взошло, пышное — к достатку!» Много времени тратилось на закваску капусты. Люди поочередно ходили по домам, помогали делать засолку, пели песни, рассказывали сказки, играли и шутили. Осенью готовились к свадьбам, сватов начинали засылать в День равноденствия.

Сотрудник МГУ раскрыла «секрет успешной жизни»: в сентябрьские дни нужно особенно щедро всех угощать. «Сколько отдал, так и жить будешь», «чем щедрее ты, тем щедрее и жизнь к тебе окажется». Так было заведено на Руси.

Что касается погоды, много ягод рябины считали признаком суровой грядущей зимы. Густой мех у дичи говорил о том же. И наоборот.

Священник Русской православной церкви, протоиерей, настоятель храма Святого Феодора Студита отец Всеволод (Чаплин) отнесся к отмечанию Дня осеннего равноденствия строго.

— Надо бояться не астрономических явлений, а зла, которое берет начало в твоей собственной душе. Апостол Павел писал, что самые страшные грехи и преступления исходят из человеческого сердца. Люди, которые думают, что есть судьба, и их жизнь зависит от расположения звезд и планет, таким образом пытаются снять с себя ответственность за дурные поступки или уйти от обязанности делать дела добрые. У человека, например, скверное настроение, он хамит окружающим и объясняет это «особым днем». А на самом деле он просто распустился и забыл о дисциплине ума и души. Негативные эмоции надо сдерживать, это признак цивилизованности.

Отец Всеволод заметил, что с помощью лукавых отговорок мы потакаем своей лени и пытаемся оправдать неблаговидные, неразумные поступки. Надо понуждать себя к молитве и добрым делам, это приносит настоящую радость. В любой день можно и нужно делать добро. Наша свобода ограничена многими объективными и субъективными факторами. Но человек в своем нравственном выборе во многом свободен, а значит и ответственен.

О народных приметах священник высказался следующим образом:

— Многие народные приметы не случайно легли в основу научных наблюдений. Природа сотворена Богом мудро. Простая муха совершеннее «Боинга 747». В природе, к примеру, заложены знания о том, какую погоду ждать. В разумном накоплении информации, ее систематизации и анализе нет ничего плохого. Не нужно быть суеверным — это совсем другое.

Читайте также: Россияне рассказали, зачем бросают монеты в фонтан

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.