Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Вся жизнь — театр. Москва простилась с легендарной Галиной Волчек

Развлечения
Вся жизнь — театр. Москва простилась с легендарной Галиной Волчек
Галина Волчек в театре «Современник», 1983 год / Фото: Владимир Яцина/ТАСС

Уходящий год запомнился чередой тяжелейших утрат. «Вечерняя Москва» рассказывала об ушедших политиках, деятелях культуры и науки в № 245 от 27 декабря.

29 декабря столица простилась с Галиной Волчек — советским и российским режиссером, художественным руководителем театра «Современник», автором известных на весь мир спектаклей «Три товарища», «Вишневый сад» и «На дне». Ее не стало вечером 26 декабря.

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве, в семье известного кинорежиссера, оператора, профессора, лауреата трех Сталинских премий Бера Волчека и сценаристки Веры Майминой.

Мама у Гали была строгой, держала дочь в ежовых рукавицах. И когда родители, объявив единственной дочери о разводе, спросили, с кем она хочет остаться, Галя не раздумывая выбрала отца. «От детских страхов перед матерью, — будет объяснять она позже, — пошли все мои комплексы, от этого страха я наделала в свое время очень много глупостей».

Школу Галина не любила. Исключением была литература. Учительница Анна Тютчева была единственной, кто ставил оценки по сочинению не за грамотность, а за то, как ребята ее класса мыслили.

Свои первые спектакли Галя начала разыгрывать еще в юности. Когда наглая соседка ябедничала ее отцу, что Галка вовсю крутит романы во дворе, девушка надевала отцовский плащ, запихивала под него арбуз и в таком виде дефилировала перед окнами сплетницы. А та просто теряла дар речи.

Отец Галины был категорически против актерского обучения дочери, но она все-таки поступила в Школу-студию МХАТ, хотя ее брали везде, в том числе и в Щукинское театральное училище, куда набирали одних только красоток.

А уже в 1956 году молодые выпускники Школы-студии — Волчек, Толмачева, Евстигнеев, Кваша и Табаков — организовали свою «Студию молодых актеров», которая спустя некоторое время получила название Театр-студия «Современник». Это название придумал Олег Ефремов, бывший их преподавателем. До этого у них преподавали мхатовские «старики» — замечательные артисты, но между ними и студентами лежала пропасть в мироощущении и уровне бытовых проблем. А молодой педагог Олег Ефремов был старше студентов всего-то на восемь лет. Они увидели человека с абсолютно новыми идеями, терминологией, поступками. И впервые именно от него услышали слово, которого никогда прежде не слышали: «гражданственность». Ефремов объяснял, что гражданственность — то, ради чего стоит выходить на сцену.

Ведь недостаточно знать, как играть, главное — что. Олег Николаевич придал сценическому искусству какой-то новый, абсолютно созвучный времени смысл. «И нас, тогдашних сопливых мальчишек и девчонок, он обратил в свою веру, — рассказывала Галина Волчек, — обратил в свою мечту…»

Чего же им не хватало? Правды. Ради этой цели они готовы были дневать и ночевать в театре, готовы были на любые условия жизни! Первый спектакль «Вечно живые» репетировали по ночам, потому что вечерами все играли по своим собственным театрам. Предлагая название «Современник», Ефремов, конечно, не подумал о том, что его труппе придется всю жизнь за это название расплачиваться. Потому что современным нельзя быть пять — десять лет. Если носишь это имя, то всю жизнь ему надо соответствовать — и когда тебе сорок, и когда пятьдесят, и когда шестьдесят. А это ой как непросто.

«Современник» жил по принципу коммуны: все делали сообща — вкалывали, репетировали по ночам, резали правду-матку на собраниях про своих же товарищей. Случайный человек, попавший на такие собрания, выходил с круглыми глазами: собрание не может быть таким откровенным. Такое может быть только среди близких друзей или в семье, где говорят без цензуры. А они и были семьей, падали от усталости, но вместе по жизни мчались дальше, пребывая в плену иллюзии, что художественной правдой своих спектаклей сделают жизнь чище и лучше. С 1972 года главным режиссером, а позже и художественным руководителем стала Галина Волчек.

Ее первой режиссерской работой были «Двое на качелях» Гибсона (1962). Этот спектакль более 30 лет находился в репертуаре театра и пользовался неизменной любовью публики. После постановки пьесы Гибсона несколько лет Волчек работала как режиссер вместе с Ефремовым (спектакли «Без креста!» по Тендрякову (1963), «Большевики» М. Ф. Шатрова (1967). Чтобы театр узнали зрители, потребовались бойцовские качества всего коллектива. Олег Табаков, например, исполнял в их компании обязанности директора. Портфель, в котором умещались бумажки, он всегда носил с собой.

А Волчек досталась другая обязанность: она сидела за спиной у кассира в театральной кассе на улице 25 Октября, и ей было позволено, после того как человек купит билет в какой-нибудь театр, из-за плеча кассира говорить: «А вы не хотите пойти на спектакль Студии молодых актеров?» Тем временем Кваша, Толмачева и другие артисты ходили по институтам и рассказывали про молодой театр. Тогда еще ведь не существовало никакой рекламы, кроме сарафанного радио...

Но известны стали они достаточно быстро. Причем первыми, кто потянулся в театр, были грандиозные, великие физики — Лев Ландау, Бруно Понтекорво, Аркадий Мигдал… Не менее быстро рядом с молодым талантливым коллективом возникли Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и Василий Аксенов, без которого просто трудно было представить «Современник». Они тоже только начинали свой творческий путь.

Волчек предлагала артистам попробовать себя в режиссуре. В театре боялись приглашать режиссеров со стороны, чтобы не нарушить какой-то творческой общности.

И когда Евгений Евстигнеев поставил чешскую комедию «Третье желание», то на прогон пришел сам Михаил Светлов. Он много смеялся. А потом сказал: «Но репертуарную комиссию вам так не рассмешить — этих людей рассмешить могут только чужие похороны». Светловскую шутку Галина Волчек помнила и через полвека. Комиссия сильно мешала ей жить.

Иногда члены комиссии требовали поменять что-то одно, иногда их в целом не устраивал спектакль. В 1966 году Волчек выпустила один из лучших спектаклей — «Обыкновенная история» по роману Гончарова. За этот спектакль 33-летний режиссер получила Государственную премию СССР. Ну а спектакль «Три товарища» по Ремарку, премьера которого состоялась в 1999 году, стал настоящим хитом современной российской сцены.

Была и еще одна пьеса эстонского драматурга «Свой остров». Не великая пьеса, но в ней один из героев, которого играл Кваша, сидел на краю рампы, ногами в зрительный зал, и пел песни Высоцкого, специально написанные для этой постановки. Управление культуры стояло насмерть: песен Высоцкого не будет. Но упрямство — важная черта характера режиссера Галины Волчек. Она уперлась: без песен спектакль не выпустит. Много времени он так и лежал готовый, но в итоге песни все-таки разрешили! Волчек потом этим обстоятельством гордилась всю жизнь.

В 1989-м, выпуская «Крутой маршрут», она тоже ждала, что придет комиссия. Но комиссия не пришла, потому что ее уже не существовало. А театр остался, пережив и развал страны, и решения всех комиссий на свете.

«При новой погоде театром не стало легче управлять, — рассказывала Волчек. — Новое время стало для нас одним из самых больших экзаменов на прочность, когда театр становится для артистов запасным аэродромом. Если раньше артист подписывал договор на съемки в кино, там было написано: «В свободное от работы в театре время». Сейчас он приходит со своим листочком и говорит: «У меня этот месяц свободный, а потом я уезжаю на съемки». Потому что ну зачем заниматься демагогией, что артист должен сидеть в театре, а не идти сниматься в кино, где ему заплатят так, что он сможет содержать семью? Я понимаю, что надо как-то входить в положение». И она входила. При этом умудрившись поставить более тридцати аншлаговых спектаклей.

Среди них — и русская, и мировая классика, произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Билеты в «Современник» долгое время было вообще не достать. Их можно было купить в кассе только в день предварительной продажи. С ночи очередь занимали перекупщики. Существовала целая организация: причем первым делом они брали билеты для себя, а уж потом — на продажу. Их можно было вычислить в толпе по отличительному знаку — шапочкам с помпонами. Очередь занимал один, потом подходил другой, они писали номера на руке.

Три года назад «Современник» отметил шестидесятилетие, что даже и представить себе трудно. Зал значительно помолодел. «Когда мы приезжаем на гастроли — в Америку или в Израиль, — рассказывала Галина Волчек, — нам несут трясущимися руками пожелтевшие программки пятьдесят какого-то года».

И она ловила себя на мысли, что в Москве сегодня в зале сидят внуки тех самых перекупщиков в шапочках с помпонами, стоявших когда-то в очередях.

Волчек, кстати, стала первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. В 1978 году в Хьюстоне в театре «Аллей» она поставила «Эшелон» Рощина. А в 1990 году в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли были показаны два спектакля Г. Волчек: «Три сестры» А. П. Чехова и «Крутой маршрут» по книге Гинзбург. Ну и, конечно, особое место в гастрольной истории «Современника» заняли поездки в Нью-Йорк (1996–1997). Впервые после знаменитого тура Московского художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. «Три сестры», «Вишневый сад», «Крутой маршрут» имели у американского зрителя огромный успех.

Бродвейские гастроли «Современника» были отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра — премией «Драма Деск», которая впервые за многолетнюю историю ее существования была присуждена не американскому театру, к тому же абсолютным большинством голосов.

Галину Волчек без перебоя приглашали на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран. Она много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди последних приглашений — курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Школе искусств Нью-Йоркского университета.

Параллельно с творческой деятельностью на театральных подмостках развивалась и кинокарьера актрисы. Она снялась во многих фильмах: «Дон Кихот», «Берегись автомобиля», «Король Лир», «Моя судьба», «Домби и сын», «Вечно живые», «Про Красную Шапочку», «Государственная граница», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Таинственная страсть». Но все равно театр был для нее главным делом жизни и главным домом.

Как-то однажды Галина Волчек призналась: «Бывало, я крутилась как волчок. А бывала одинокой, как волчица. Как любой зверь. Но спектакль был для меня сублимацией любви. Может, только там, в спектакле, я по-настоящему и любила… Если бы мне сказали, что «Современник» закрывают, я бы придумала какое-нибудь другое дело, но другого театра в моей жизни не было бы никогда».

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Владимир Путин, президент Российской Федерации:

— Галина Борисовна Волчек была уникально талантливым и душевно щедрым человеком, настоящим тружеником и творцом. Ее искренне любили миллионы людей за замечательные работы в кинематографе, удивительное обаяние и доброжелательность и, конечно, за творческую смелость и готовность твердо отстаивать свои идеалы, за безграничную преданность высоким художественным принципам легендарного «Современника», служению которому она посвятила себя и всю свою жизнь.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Не стало Галины Борисовны Волчек. Ужасно жаль. Невосполнимая утрата для нас, для театрального мира. Соболезную родным, близким.

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

— Роли Галины Волчек покорили миллионы наших соотечественников поразительной искренностью и обаянием. Работы на сцене родного «Современника», которому Галина Волчек отдала свыше шести десятилетий, неизменно становились громким событием в театральной жизни столицы. Как режиссер она обладала редким даром создавать уникальные актерские ансамбли, вести в своих постановках диалог со зрителем об актуальных, созвучных с эпохой проблемах.

Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации:

— С глубоким прискорбием узнала о кончине Галины Борисовны Волчек — замечательной актрисы, педагога и режиссера. На протяжении многих лет я общалась с этим удивительным человеком, никогда не переставала восхищаться ее ярким мастерством и режиссерским талантом. Мы никогда ее не забудем, ведь время наглядно показывает, что настоящее признание приходит как награда за преданное служение искусству, искреннюю любовь к своему делу и людям.

Алексей Шапошников, председатель Московской городской Думы:

— Галина Борисовна Волчек — человек-эпоха, гениальный режиссер, незаурядная и самобытная актриса театра и кино, создатель и художественный руководитель «Современника». Ее любили миллионы зрителей, она была нравственным ориентиром и примером высочайшего мастерства. Светлая память!

Юрий Николаев, телеведущий, народный артист РФ:

— Мне повезло в жизни, что когда-то я встретил такого человека. Мы познакомились с ней и подружились. Галина Борисовна была удивительной женщиной. В общении, творчестве она была необыкновенной личностью. Те минуты, которые мне посчастливилось провести возле нее, останутся навсегда со мной. Она прожила долгую, интересную, насыщенную, потрясающую жизнь.

Владимир Познер, телеведущий:

— Очень тяжело подобрать какие-то слова в связи с такой утратой. Все говорят одно и то же, и это набило оскомину. Я просто не могу произнести набор обычных фраз. Они застревают в горле. Галина Волчек слишком близкий для меня человек, чтобы я мог превратить свои ощущения в слова.

Олег Басилашвили, народный артист СССР:

— Ушла из жизни замечательная женщина, руководившая театром «Современник» на протяжении долгих лет. Прекрасный режиссер, прекрасная актриса. Я учился в Школе-студии МХАТ, как и Галина Борисовна, только она выпустилась годом раньше. И я видел, как она играла в выпускном спектакле «Вечно живые», с которого потом и начался театр «Современник». То, что она ушла из жизни, — это для нас большая трагедия, непередаваемое горе.

Лев Лещенко, певец, народный артист РСФСР:

— Галина Волчек была не только легендой сцены, но и удивительным и потрясающим человеком с необычайными душевными качествами. Она руководила коллективом единомышленников, выстраивала театр многие годы. Волчек была лидером театрального движения, ее жизнь — пример подхода к театру. Она не боялась экспериментировать и тонко чувствовала театр.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.