Виктор Рыжаков: В театре ничего не может быть запрещено, если это про человека
Пресс-служба московского Департамента культуры сообщила, что новым художественным руководителем «Современника» вместо Галины Волчек назначен Виктор Рыжаков. «Вечерняя Москва» поздравила режиссера и поинтересовалась, чего ждать зрителям в наступающем году.
— Каковы первоочередные задачи, которые вы поставили перед собой и коллективом в «Современнике»?
— К сожалению, не смогу сейчас на ваш вопрос ответить. Все очень внезапно. Мыслей пока никаких нет, кроме понимания, что это очень важное для меня событие. Я благодарю своих коллег за большое доверие. О планах — позже. Пусть этот год будет посвящен Галине Борисовне, а там разберемся…
— Были ли вы знакомы с Галиной Волчек?
— Конечно. Я общался с ней. Она совершенно неожиданно ушла из жизни… Великий человек, великая современница. Я не поставил ни одного спектакля в «Современнике», но все время вынашивал планы. К сожалению, при жизни Галины Борисовны мне не удалось свои намерения реализовать.
— Вы начали свою театральную деятельность на Дальнем Востоке?
— Я окончил Дальневосточный институт искусств, Театральное училище имени Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Руководил работой Театра драмы и комедии в Петропавловске-Камчатском, не жил там, но приезжал на год.
— Вы создали на Камчатке первый в России попечительский совет при государственном театре.
— Да, мы в конце девяностых стали первопроходцами, этот опыт позже переняли во многих регионах России.
— Ваш международный театральный проект «Караул № 8» имеет продолжение?
— Это была пьеса молодого драматурга, написанная совместно с театром, для нашей работы. Мы объездили много фестивалей, были в различных странах мира. Проект существовал около года. Далее наши отношения переросли в другое качество, они преобразовались в работу по независимому некоммерческому коллективному проекту — фестивалю молодой драматургии «Любимовка», а также в сотрудничество с театром документальной пьесы «Театр.doc».
— Вы профессор, преподаете в Школе-студии Немировича-Данченко при МХАТ имени Чехова. Чему вы учите студентов?
— Наша главная задача не менялась. Как говорил Станиславский, мы должны «вырастить человека». Остальное — дело техники. Человек остается самой главной ценностью из всех, что у нас есть.
— Скажите, вам ближе классика или эксперименты? Чего ждать зрителям в «Современнике» под вашим руководством?
— Театр — это искусство, существующее во времени. В театре ничего не может быть запрещено, если это про человека и по-настоящему.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Финальный аккорд Года театра
Колонка министра правительства Москвы, руководителя столичного Департамента культуры Александра Кибовского
Нередко случается, что, когда затевается какой-либо проект, приходится людям объяснять, зачем он нужен, с какой целью делается, чего пытаемся добиться и так далее. С этой выставкой совершенно обратная ситуация. Если раньше приходилось людей собирать, уговаривать поучаствовать в проекте, то в данном случае идет «обратная тяга» — театральные деятели приходят и спрашивают: «А почему меня там нет? Почему нет моей фотографии?» (далее...)