Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Иван Глазунов: За собирательство старинных икон отец мог попасть под статью

Развлечения
Иван Глазунов: За собирательство старинных икон отец мог попасть под статью
Иван Глазунов — ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — показывает женские северные наряды. Так могли одеваться женщины-старообрядки — жены и дочери купцов минувших веков / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

Художники Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова готовятся к выставке, которая откроется в туринской Академии изящных искусств 30 января. В преддверии этого события ректор академии Иван Глазунов рассказал «Вечерней Москве» о том, как прививается хороший вкус.

Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Иван Глазунов провел для журналиста «ВМ» экскурсию по своему рабочему кабинету. Культурные артефакты здесь на каждом шагу. Уже в прихожей ректора посетителей встречает портрет Николая II — при нем были благоприятные времена для развития русского искусства.

Красота, которой пропитано пространство академии, не просто помогает студентам писать сюжеты на исторические темы, но и воспитывает в них безупречный вкус.

— У нас есть семейный обычай: собирательство предметов искусства. Это отличается от коллекционирования, потому что предполагает иногда спасение артефактов чуть ли не из костров, — рассказывает Иван Ильич. — Начало этой традиции положил мой отец, основатель и первый ректор этой академии Илья Сергеевич.

Напомним, Илья Глазунов был ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества с 1987 по 2017 год. После смерти художника академию возглавил его сын Иван.

По воспоминаниям Ивана Глазунова, когда Илья Сергеевич приехал в Москву из родного Ленинграда, они с женой Ниной Александровной жили в крайне стесненных обстоятельствах. Тем не менее первый гонорар супруги решили потратить не на предметы быта, а на искусство: купили антикварную лампу в виде бронзового спартанского воина в стиле ампир. Кстати, супруга Ильи Глазунова происходила из старинного дворянского рода Бенуа, подарившего миру немало деятелей искусства.

— Дальше отец начал скупать в деревнях и небольших старинных русских городах артефакты минувшей эпохи, которые тогда можно было найти где угодно — на складах, в амбарах, купить у деревенских жителей за копейки — все равно все выбрасывалось, — вспоминает Иван Ильич. — Между тем за собирательство старинных икон, многие их которых были пробиты гвоздями и исписаны бранными словами, отец мог попасть под статью — в советские времена это расценивалось как религиозная пропаганда!

Подтверждение слов Ивана Глазунова — экспонаты, наполняющие его кабинет. Приносить в академию произведения искусства и окружать себя ими, погружаясь в свой особый мир, Илья Сергеевич начал сразу же, вступив в должность ректора. Вся эта красота не только для личного пользования — студенты и гости академии могут свободно любоваться артефактами.

— Эта картина «Даная» — копия ХVIII века с известной картины Ван Дейка, мы с папой случайно нашли ее в Ленинграде, я был еще ребенком. Помню, в углу этой картины одна из человеческих фигур была почему-то закрашена черной краской, — рассказывает Иван Глазунов. — Эти стулья — русский ампир, середина ХIХ века. Мебель довольно простая, но сколько в ней обаяния эпохи! А вот тополевые кресла первой половины ХIХ века. Именно тогда, в эпоху наполеоновских войн, в классицизм вошли египетские мотивы в виде черных голов божеств, украшающие мебель.

Из кабинета ректора мы попадаем в небольшую комнату, в которой расположена экспозиция традиционного женского русского костюма — гордость Ивана Ильича, ведь он пополняет ее уже в течение многих лет. Ректор подчеркивает: экспонируемые предметы служат учебному процессу.

— Это подлинные костюмы Русского Севера. Собираю их разными способами. Что-то получаю в дар, что-то покупаю, в том числе за границей, — продолжает Иван Глазунов. — Обратите внимание на наряд ХVIII века девушки из Великого Устюга. На эпоху указывает жаккардовая ткань костюма: жаккард (ткань из более чем 24 разнопереплетающихся нитей — прим. «ВМ») поступил в активное производство при императрице Екатерине II. А это кокошник ХVIII века из Торопца, я купил его в антикварном магазине.

Такой кокошник называется шишак — он выложен жемчугом и рубленым перламутром.

Иван Глазунов рассказывает: когда целенаправленно ищешь артефакты, они будто сами идут к тебе в руки. Так, лет двадцать тому назад на переговорном пункте города Котлас Архангельской области в мороз он увидел пожилую местную жительницу, под платком которой красовался… кокошник. Настоящий, как на старинных гравюрах.

— Но теперь такого уже не встретить даже в глубинке России, — сетует ректор.

Еще в его коллекцию входят предметы интерьера: слюдяные окна, редкие даже в собраниях коллекционеров. Прекрасно сохранившийся русский сундучок (Иван Ильич предполагает, что он относится к ХVII или ХVIII веку), привезенный из Англии, куда в свое время его, вероятно, вывез какой-нибудь путешественник.

— А вот сохранившийся кусочек ХVIII века в нашей академии, — улыбается Глазунов, представляя примыкающую к кабинету ректора небольшую ротонду (цилиндрическую постройку, увенчанную куполом — прим. «ВМ»). — Что здесь было раньше: масонские посвящения? Музыкальные вечера? Не знаю. Барельефы ротонды сохранились, мы их отреставрировали. Ниши, где теперь стоят статуи нового времени, — тоже авторская задумка.

ИСТОРИЯ

Российская академия живописи, ваяния и зодчества расположена по адресу: Мясницкая улица, 21. Это здание построено по проекту выдающегося русского архитектора Василия Баженова. Исторический памятник ХVIII века был построен в 1780– 1790 годах для генерал-поручика Ивана Юшкова. Этот дом стал светским салоном столицы. В 1844 году в доме на Мясницкой разместилось Училище живописи и ваяния Московского художественного общества, позднее преобразованное в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В разные годы в нем преподавали и учились такие выдающиеся русские художники, как Саврасов, Поленов, Коровин, Левитан и Серов.

Читайте также: Малахов и Конюхов стали кураторами выставки музея современного искусства

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.